• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Май

Око за око, Zoom за Zoom: как защититься от троллей в популярном онлайн-сервисе

Око за око, Zoom за Zoom: как защититься от троллей в популярном онлайн-сервисе

Зумбомбинг переживает звездный час. Онлайн-хулиганы срывают заседания правительственных комитетов в США, защиты диссертаций в университетах и занятия в школах. Мы попытались разобраться, как уберечь университет от хулиганов извне, что можно использовать вместо «зума» и где читать про цифровой этикет. Об этом нам рассказал преподаватель МИЭФ и кофаундер образовательного проекта «Кекс» Егор Кривошея.

Что такое «зумбомбинг» и почему это случилось

Zoom изначально создавался как инструмент для бизнеса, а не для образования. Первая волна хакерских атак сразу обнажила слабые стороны платформы: к обсуждению подключался «враг» и отправлял в виде ссылки вирус, который селился на внутренних серверах компании и качал ценные данные. Разработчики платформы ответили невнятно, на время отменив часть функций, которые, собственно, и делали Zoom столь привлекательным по сравнению с конкурентами. Некоторые компании, особенно, к примеру, в США и Европе, платформу буквально бойкотировали в пользу других сервисов. Сейчас некоторые крупные игроки рынка используют более защищенный MS Teams или Skype fоr Business, хотя бы для внутренних коммуникаций.

Егор Кривошея
© МИЭФ

Вторая волна зумбомбинга подрывает ценности людей и связана с хулиганством и попыткой сорвать встречи или (как происходит сейчас на западе) заставить людей испытывать неприятные эмоции – а вовсе не украсть ценные данные. Например, в одном из последних инцидентов во время сдачи курсовой в Калифорнии в университете Fresno State и колледже Bakersfield кто-то из участников вывел на экран порно, а в средней школе Беркли один из учеников начал выкрикивать в адрес учителей непристойности. Зумбомберы целятся в моральные принципы преподавателей и общества, такие как сексизм, расизм, насилие и высмеивание религиозных постулатов.

Zoom снова попытался отреагировать на претензии пострадавших, отменив ряд очень удобных функций, например, attendee attention tracker, и экспериментируя с остальными. На несколько дней платформа ввела пароль для всех участников встречи, потом рекомендовала только ручной выбор участников и т.п. Сейчас Zoom начал всерьез прорабатывать внутреннюю цифровую этику наряду с вопросами кибербезопасности и регулярно отправляет клиентам рекомендации для более защищенного пользования сервисом. Действия руководителей платформы почти ежедневно корректируются новостной повесткой, при этом компании все еще удается делать удобный продукт.

В чем проблема зум-троллинга

Потенциальную возможность для подрыва занятия может невольно дать сам хост (ведущий), поэтому так важно досконально знать возможности платформы. Вузы никогда не были целью хакеров, но становятся доступным местом онлайн-хулиганства. Инициаторы таких подрывов уже получили звание «зум-троллей», потому что никаких осмысленных целей, кроме саботирования, они не имеют. Сейчас чаще всего срывы занятий происходят невольно, по причине цифровой неграмотности или просто невоспитанности того или иного студента, а иногда и случайных событий, которые происходят у преподавателя «за кадром» или «в кадре».

Вуз редко несет от этого потери, но для публичных людей – в частности, медиа-профессоров – или коммерческих мероприятий угроза, в первую очередь касающаяся репутации, ощутима. Внутренний участник может опубликовать ссылку в соцсетях и тем самым впустить на закрытую встречу зум-троллей, а зум-троллинг – это больно. 

Уже сейчас для университетов открытый доступ к ресурсам учебных программ стал проблемой. Уникальные материалы через Zoom просачиваются к тем, кто обучается пиратским способом

Это, как минимум, несправедливо по отношению к студентам, которые оплачивают обучение, и грозит судебными исками. Также это несет потенциальные проблемы для самих студентов, ведь попытка ответить на подобные вызовы может существенно подорвать удобство используемых сегодня сервисов – облачных хранилищ, открытых платформ видеоконференций и т.д. 

Четыре правила для хоста, стремящегося избежать саботажа

  1. Не размещать ссылки на публичных ресурсах

Информацию о встрече всегда давать на закрытых ресурсах, где ей нельзя поделиться, таких как внутренняя почта или LMS. Для семинаров в Zoom есть хорошая опция – это выборочное приглашение студентов-участников вручную. 

  1. Знать, кто должен быть на занятии

В Zoom есть классная функция waiting room. Гости мероприятия одобряются и запускаются в класс также вручную, но для этого нужно заложить чуть больше времени на старте. Эта функция понравится преподавателям, которые не любят опозданий и могут «проучить» не особо пунктуальных, чтобы впредь подключались вовремя. А если у преподавателя есть контакты всех студентов своей группы, можно и вовсе пригласить всех вручную, что делает доступ для чужаков невозможным.

  1. Адаптировать функции под дизайн-занятия

В Zoom есть функция, которая позволяет делиться медиа-контентом и экраном только преподавателю. Это особенно актуально для лекций, где со стороны студента обычно не требуется что-либо показывать/презентовать. Стоит также высылать участникам пароль, если есть время на входе и нет необходимости подключать тех, кто заранее о встрече знать не должен, отключать функции «поделиться экраном», передачу файлов и «аннотации», можно даже запретить включать виртуальный фон, чтобы там не возникло чего-то оскорбительного.

  1. Помнить про баланс между удобством и безопасностью

Несмотря на то, что технологические возможности довольно широки, стоит не забывать и потенциальных проблемах. К примеру, если выбрать одноразовый вход и не разрешать студентам возвращаться, то это может защитить от подрыва, но предполагает и неудобства. У студента может случайно сесть телефон или ноутбук, отключиться соединение или что-то просто пойти не так. Еще хуже, если такое происходит у преподавателя. Такой случай в один момент произошел со мной, когда ребята во время занятия остались одни в «аудитории», и мне пришлось оперативно переподключаться. 

Я все же склоняюсь к тому, что взаимоотношения с Zoom нужно выстраивать так, как комфортно, и действительно платформа позволяет кастомизировать функционал «под себя». Осталось выяснить – как найти оптимальный микс между удобством коммуникации и защитой от посягательств.

Что такое «цифровая этика» и зачем она Вышке

Помимо технической стороны вопроса очень важно выстроить и прозрачную коммуникацию во время обучения. В МИЭФ образовался свой негласный кодекс цифровой этики между преподавателями и студентами. Надо отдать должное нашим студентам – все очень терпеливо относятся к ситуации и даже к экспериментам, которые мы себе позволяем. Мы понимаем, что #покаВШЭдома, могут происходить разные вещи, и в ситуации турбулентности нельзя быть готовым ко всему. Иногда  происшествие можно спустить на шутку, взять паузу на пять минут во время занятия или просто извиниться. 

© wallpaper.hotratedproduct.net

Пока все мы работаем в чатах, крайне важным становится вопрос формирования и освоения цифрового этикета, правил поведения в онлайн-пространстве. Например, согласно исследованию Facebook, LOL уже не в моде, и если не хотите прослыть миллениалом, закосившим под поколение Z, пишите haha (или ahahah). Недавно я лично разработал «этический кодекс» для проведения занятий в зуме в МИЭФ, не без ссылок, пожалуй, на единственный в этом роде «фундаментальный» труд Виктории Тюрк – журналистки Wired – под названием Digital Etiquette.

У меня во время занятий звонил телефон, пропадал интернет, соседи начинали шуметь, заканчивалась сессия в зуме.

Однажды во время zoomинара в дверь мне настойчиво стучали люди в масках, что, мягко скажем, заставило меня понервничать в кадре

К счастью, это была всего лишь плановая обработка подъезда дезинфектором. Кроме того, моя собака пытается выступать в онлайн-мероприятиях, хотя я не включаю ее в участники официально. Студенты, конечно, рады, но это не ускоряет учебный процесс. 

Главное: четко объяснить друг другу, что вы вместе и пытаетесь работать над общими задачами. Во многом студенты даже помогают нам, преподавателям, за что мы им признательны. 

Какие лайфхаки помогут эффективнее использовать Zoom

За это время я хорошо познакомился с этой программой, потому что провожу разные по формату занятия. Например, я оценил функционал брейкаутов, когда нужно перейти к практической работы в группах. 

В Zoom мне нравится проводить такие занятия даже больше, чем в онлайне, потому что когда разделяешь в одной аудитории 20 человек на группы по четыре, физически трудно терпеть такой гвалт – а ребята порой работают эмоционально.

Когда мучительно хочется взять маркер и вместе порисовать на доске, мы работаем в Google Slides или используем тач-девайсы, если такая опция есть. Но, пожалуй, один из моих самых крутых лайфхаков в Zoom – это подключение к встрече с двух разных устройств, что можно делать и с одного, и с разных аккаунтов (в одном из аккаунтов нужно проверить, включена ли функция соведущего). Это бывает полезно, когда нужно видеть свой экран и контролировать качество демонстрации файлов, вопросы в чате и другие активности. Правда, советую не подключать один из девайсов к звуку конференции, чтобы не фонили колонки. 

Некоторые форматы встреч, например брейкауты, возможно делать только с компьютера. Тяжелые презентации, которые весят больше 5-10 мб, с мелких девайсов могут не синхронизироваться со скоростью лекции. Вообще, два канала для одной встречи полезно иметь по целому ряду причин – в частности, второе устройство в режиме co-host можно использовать для ответов в чате или настройки микрофона для лучшей слышимости, не говоря уже о более полном контроле над тем, что происходит в zoom-аудитории и возможности просмотра «глазами студента». 

В «зуме» я особо оценил возможность, которую трудно реализовать в оффлайне: видеть себя со стороны

Многие компании сейчас почти ультимативно призывают сотрудников использовать видео, чтобы не потерять социальный контакт и не обрушить командный дух, годами наработанный в тимбилдингах. Но, на мой взгляд, преподавателю стоит заранее предупредить студентов, что видео будет нужно – не все сейчас находятся в равных по комфорту условиях для демонстрации «декораций». Иногда надо просто найти угол в своем доме, где ты можешь сесть на полтора часа с нормальным интернетом и где у тебя будет презентабельный вид.

Еще один оправдавший себя лайфхак – это использование предзаписанного материала для лекций. Когда нужно выслушать нескольких спикеров на курсе, гораздо удобнее записать их заранее и разослать студентам, чтобы уже на занятии успеть сделать больше практических заданий. Получается что-то вроде flipped class формата, только вдвойне flipped. 

Вообще дизайн занятий в онлайне — это отдельный предмет для дискурса. Думаю, этот феномен вскоре станет причиной многочисленных исследований. Простые дистанционные сессии по формату и дизайну дублирующие оффлайн-сессии — это быстрое решение, в котором мы вынуждены оказаться в силу обстоятельств. Онлайн и смешанное обучение — это не только говорящая голова в Zoom, но совсем иная учебная парадигма.