• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Финансовый инжиниринг»

16
Апрель

Создаем «структурный продукт» для розничных инвесторов

Структурные продукты обеспечивают повышенную доходность и позволяют жестко ограничить риск вложений, однако понять механизм их работы иногда сложно даже экономисту, не говоря уже об инвесторе. Студенты магистратуры «Финансовый инжиниринг» освоили этот инструмент под руководством начальника отдела инвестиционных продуктов ПАО «Совкомбанк».

Создаем «структурный продукт» для розничных инвесторов

Структурные продукты появились на мировом финансовом рынке достаточно недавно, и быстро открыли мир новых возможностей: более тонкую настройку под потребности конкретного инвестора, повышенную доходность, жесткое ограничение риска, диверсификацию портфеля и даже удовлетворение определенных психологических потребностей, став «легальным казино» для людей с высокой толерантностью к риску. Однако, отдельные структурные продукты – достаточно сложный инструмент, устройство и механизм работы которого сложно понять даже экономисту, не говоря о среднестатистическом инвесторе.

Поскольку целью магистерской программы «Финансовый инжиниринг» является подготовка грамотных финансистов, уверенно владеющих самыми современными инструментами, в этом учебном году был запущен проект «Конструирование структурных продуктов для розничных инвесторов» c бизнес-экспертом программы, начальником отдела инвестиционных продуктов ПАО «Совкомбанк» Марией Ткаченко.

Основная задача проекта - научить студентов разбирать на «кирпичики» продукт любой сложности, подбирать нужный продукт исходя из целей инвестора и его склонности к риску, объяснять механизм работы и принцип конструирования того или иного продукта. В проекте приняли участие две команды, и для каждой из них итогом стал собственный структурный продукт, разработанный с применением полученных знаний об основных принципах конструирования, анализом российского и иностранного рынков в поисках подходящих базисных активов – «кирпичиков», и, конечно, непрерывным мозговым штурмом в поиске возможностей, которыми инвестор может воспользоваться в той зоне экономической турбулентности, в которую мы сейчас вошли. Процесс конструирования был максимально приближен к реальному процессу, происходящему в компаниях-структураторах, начиная от определения целевой аудитории будущего продукта и заканчивая его финансовой моделью и стресс-тестированием.

По сути, проект стал концентрированной демо-версией курса «Конструирование структурных финансовых продуктов» программы «Финансовый инжиниринг». В следующем учебном году, в свете перехода факультета экономических наук на проектную модель обучения, проект найдет свое продолжение сразу в двух бизнес-практикумах: «Анализ и конструирование структурных продуктов» и «Разработка методов и инструментария риск-профилирования инвестора». На них будущие финансисты будут искать ответы на вопросы, даже формулировка которых на практике пока представляет сложность: как оценить психологическую склонность к риску, а не просто способность нести его исходя из существующих материальных ограничений? Как понять, в какой ситуации структурные продукты нужны, а когда лучше отказаться от их покупки? И почему самый сложный продукт иногда имеет очень простое объяснение?