• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

Значительная часть учебного времени в магистратуре отводится на научно-исследовательскую работу студента, исследовательскую и педагогическую практику.

Студент вместе со своим научным руководителем разрабатывает план исследовательской работы на весь период обучения в магистратуре и на текущий учебный год. Кроме того, на втором курсе ими разрабатывается план прохождения исследовательской и (или) педагогической практики.

Формой текущего контроля и самоконтроля за ходом исследовательской работы и исследовательской (педагогической) практики студентов, обучающихся на магистерской программе «Финансовое, налоговое и таможенное право», является портфолио исследователя.

Что такое портфолио? (немного истории)

Портфолио в образовании

О формировании портфолио исследователя

О структуре портфолио исследователя

Обязательные элементы портфолио исследователя

Запуск портфолио исследователя

График представления портфолио исследователя

Критерии оценки портфолио исследователя

Портфолио исследователя и формирование на его базе итогового портфолио

Образец итогового портфолио магистранта 

 

Что такое портфолио? (немного истории)

Термин «portfolio» появился в Западной Европе в Средние века и был связан, прежде всего, с профессиональной деятельностью архитекторов, которые для получения новых заказов представляли своему новому потенциальному работодателю папку с чертежами уже реализованных проектов –  удачно осуществленных построек. В переводе с итальянского, французского и других европейских языков  «portfolio» означает примерно одно и то же – собрание листов, папку (портфель) с документами и т. п.

Практику «самопредставления» средневековых архитекторов быстро переняли лица представители творческих профессий – художники, ювелиры, в новейшее время – фотографы, представители фотомодельного бизнеса, журналисты, дизайнеры и т. д.

Портфолио как папка (портфель) индивидуальных учебных достижений начал применяться и в школе. Заметим, что в российских образовательных заведениях первые попытки включения портфолио в учебный процесс были известны еще в конце XIX века. Однако практика эта не стала повсеместной.

В 1980-х гг. учебные технологии портфолио стали активно осваивать американские школы. Затем эти технологии стали использоваться образовательными заведениями в Европе. С Запада портфолио вернулся в Россию и стал успешно внедряться в педагогическую практику российских школ и университетов.

Портфолио в образовании

В образовании под портфолио понимаются:

во-первых, «индивидуальная папка», коллекция научно-исследовательских и иных образовательных достижений  студента за время его обучения (в отдельных случаях возможно включение в портфолио и достижений, предшествовавших периоду учебы);
во-вторых, деятельность студента по формированию портфолио («запуск» портфолио, формирование его структуры, наполнение содержанием, представление портфолио и т. д.);
в-третьих, систему обратной связи преподавателя (научного руководителя, консультанта) и студента, ориентированную на более полное понимание студентом целей и задач его образовательной (научно-исследовательской) деятельности и нацеленную на формирование самооценки процесса и результатов образовательной (исследовательской) деятельности;
в-четвертых, представляя собой инструмент текущего и итогового контроля за образовательной (исследовательской) деятельностью студента, портфолио – это также уникальный инструмент оценивания, использование которого:
1) постепенно перемещает акцент с оценки на самооценку;
2) позволяет уйти от оценки того, что студент не знает и не умеет — на то, что он знает, умеет, делает хорошо и т. п.

В этом смысле портфолио — «выгодная» для студента  форма оценивания!

 

О формировании портфолио исследователя

Портфолио исследователя формируется в течение всего периода обучения в магистратуре. Это позволяет студенту, во-первых, продемонстрировать те результаты образовательной (исследовательской) деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своих компетенций, а, во-вторых, позволяет ему показать прогресс в освоении образовательной программы, свою научно-исследовательскую динамику.

Портфолио формируется студентом на бумажных носителях. Он представляет собой кейс, в котором собраны все материалы, систематизированные по разделам и периодически пополняющиеся. Одновременно с «классическим» портфолио студентом формируется его электронная копия – так называемый eFolio (электронный портфолио).

Электронный портфолио создается на перезаписываемом диске или на флэш-карте,  и после каждого его представления в соответствии с графиком учебного процесса он передается в методический кабинет кафедры, где и хранится в течение пяти лет.

Отдельные портфолио по рекомендации преподавателей и (или) Совета магистерской программы могут размещаться на странице магистерской программы на портале НИУ ВШЭ и (или) на странице методического кабинета кафедры.

При формировании портфолио исследователя студенту следует иметь в виду следующее:

1) Совет магистерской программы формирует в порядке рекомендации ориентировочную структуру портфолио, обозначая лишь примерный перечень разделов портфолио – минимальный для успешного прохождения итогового контроля, осуществляемого с использованием портфолио:
     а) зачет по НИС на 1 курсе;
     б) зачет по исследовательской (педагогической) практике на 2-м курсе;
     в) экзамен по НИС на 2-м курсе.
2) Студент самостоятельно формирует портфолио, разрабатывая авторскую концепцию портфолио и его структуру, принимает решение о заполнении его контентом.
3) Портфолио оценивается по заранее установленным критериям. При его оценке поощряется оригинальность и новизна подходов к представлению достижений исследователя, ценится вкус и чувство меры.
 

О структуре портфолио исследователя

Как уже отмечалось, структура портфолио уникальна и отражает индивидуальность исследователя, его творческого почерка.

В то же время для использования в учебном процессе рекомендуется включать в портфолио следующие основные разделы:

1) краткое самопредставление студента, которое, среди прочего, включает:
    а) информацию об образовательном цензе студента «на входе» в магистратуру;
    б) информацию об образовательных успехах студента (место в текущем и кумулятивном рейтингах) и достижениях в академической жизни;
    в) основные направления научно-исследовательских интересов студента (указываются темы курсовой работы и магистерской работы);
2) авторскую версию содержания портфолио, полно и всесторонне раскрывающего все аспекты исследовательской деятельности студента;
3) самоанализ и самооценку достигнутых результатов научно-исследовательской деятельности, определение степени завершенности исследовательского проекта и планы на будущее.

 

Обязательные элементы портфолио исследователя

Портфолио исследователя в качестве самостоятельных разделов включает:

а) портфолио авторских работ – коллекцию письменных работ (эссе, рефератов и др.), выполненных студентом за время обучения в магистратуре, подготовленных им за это время научных статей, исследовательских работ, представленных на различные конкурсы и т.д.

К упомянутым письменным работам магистрант может прикрепить избранные фрагменты (желательно в формате pdf).

В портфолио авторских работ могут помещаться письменные отзывы, рецензии и иная критика на статьи студента, его письменные работы и т. д.

б) «персональный исследовательский архив» – систематизированное и сопровождаемое пояснениями студента собрание различных вспомогательных материалов, которые описывают формирование эмпирической, источниковой базы исследования:

  • подготовленные библиографии, рефераты (конспекты, фотокопии) основных доктринальных источников;
  • систематизация источников права по теме исследования;
  • аналитические отчеты по теме исследования;
  • обзоры судебной, судебно-арбитражной и иной правоприменительной практики;
  • переводы источников зарубежного законодательства и международно-правовых норм, устанавливающих общепринятые стандарты соответствующего положения;
  • коллекции фотокопий архивных материалов;
  • систематизированные архивы газетных и журнальных вырезок, копий статей с интернет-сайтов и т.д.; 

в) портфолио академической мобильности – коллекцию исследовательских материалов, документов, характеризующих вовлеченность студента в процессы академической мобильности, – его участие в научных конференциях, семинарах и коллоквиумах, иные формы апробации результатов исследования, различные стажировки в российские и зарубежные университеты (исследовательские) центры, полученные им travel grant от Научного фонда ВШЭ и внешних грантодателей.

В портфолио академической мобильности могут быть помещены программы конференций, содержащие упоминание об участии в них студента, с указанием темы его доклада или иного научного сообщения, опубликованные тезисы доклада, сертификаты (свидетельства), содержащие информацию о результатах стажировки, иные документы, подтверждающие получение студентом новых исследовательских компетенций и т. д.

Портфолио также может включать фото-отчеты с конференций, фрагменты аудио- и видеозаписи выступлений студента с научными сообщениями и т. п.

г) портфолио исследовательской и педагогической практики – различные документы и официальные материалы, относящиеся к полученному в магистратуре опыту исследовательской и педагогической деятельности: задание по исследовательской практике, дневник практики (отчет о прохождении исследовательской практики), отзывы кураторов, результаты педагогической практики – дневник посещения лекций и семинаров куратора педагогической практики, дневник педагогической практики, результаты коллоквиума по педагогике, документация учебного ассистента (в случае если магистрант работал учебным ассистентом в период обучения в магистратуре).

В портфолио следует отметить опыт участия в коллективных исследовательских проектах как в ВШЭ (проекты «Учитель-ученики», научно-учебные группы и т.д.), так и outdoors (участие в исследовательских проектах с другими университетами и исследовательскими центрами, проектах, поддержанных РГНФ и РФФИ).

Данный раздел портфолио отдельно оценивается при подведении итогов исследовательской (педагогической) практики на втором курсе (в 3-м модуле).

д) портфолио достижений – коллекцию  официальных документов (в копиях), свидетельствующих о признанных достижениях исследователя: грамоты, благодарственные и рекомендательные письма, сертификаты участия, аттестаты именных стипендий, приказы о назначении академических стипендий за научные заслуги и т.п.

 

Запуск портфолио исследователя

Запуск портфолио исследователя происходит на первых занятиях научно-исследовательского семинара на 1-м курсе магистратуры. На них студентам представляется портфолио как новая форма организации исследовательской работы, формулируется цель и функции портфолио раскрывается технология его подготовки, обозначаются его элементы, в том числе обязательные, формы представления портфолио.

Тогда же студентам сообщается график представления портфолио, форма его презентации и критерии оценивания.

 

График представления портфолио исследователя

Портфолио исследователя ведется с 1-го модуля 1-го курса по 4-й модуль 2-го курса и представляется студентом преподавателю, являющемуся руководителем НИС, для оценки трижды:

1) на последнем занятии НИС в 4-м модуле 1-го курса – преподавателю, являющемуся руководителем НИС;

2) на последнем занятии НИС во 2-м модуле 2-го курса – преподавателю, являющемуся руководителем НИС;

3) по завершении исследовательской и педагогической практики в 3-м модуле 2-го курса – комиссии Совета магистратуры по оценке результатов исследовательской и педагогической практики.

В каждом случае представление портфолио означает его презентацию, предусматривающую возможность для преподавателей и студентов, обучающихся на данной магистерской программе, задавать автору вопросы, просить у него разъяснения и т. д.

 

Критерии оценки портфолио исследователя

Портфолио исследователя оценивается по 10-бальной шкале.

Оценивает портфолио руководитель НИС с учетом не только представленного досье, но и характера его публичной презентации.

Оценка за портфолио – одно из слагаемых итоговой оценки студента за участие в НИС. При этом вес портфолио не может быть менее 0,5.

Максимальная оценка – 10 баллов – распределяется по следующим компонентам:

а) обязательные элементы портфолио – 5 баллов;

б) авторские (факультативные) элементы портфолио – 3 балла;

в) публичная презентация портфолио – 2 балла.

Критериями оценки обязательных элементов (от 1 до 5 баллов) и авторских элементов портфолио (от 1 до 3 баллов) являются:

  • персональная исследовательская активность (количество опубликованных статей, выступлений на конференциях и т.д.);
  • уровень развития логического мышления исследователя;
  • умение решать типичные исследовательские задачи;
  • развитие коммуникативных умений (в т. ч. участие в коллективных исследовательских проектах);
  • умение четко и аргументировано излагать свою позицию;
  • сформированность самооценки и самоконтроля;
  • грамотность в оформлении портфолио, его иллюстративность и наглядность.

 

Критериями оценки публичной презентации портфолио (от 0 до 2 баллов) являются:

  • умение в отведенное время представить портфолио;
  • оперативно реагировать на замечания, компетентно отвечать на вопросы по представляемому портфолио;
  • наглядно представить портфолио, используя в этих целях презентацию, другие технические средства.

Студент, не представивший публично свой портфолио, получает за этот компонент 0 баллов.

 

От портфолио исследователя к итоговому портфоли выпускника

Проблемно ориентированное и рефлексивное портфолио исследователя может быть использовано также на финальной стадии образовательного процесса при проведении государственной аттестации как портфолио достижений – итоговое портфолио.

Перед началом государственной аттестации студент трансформирует индивидуализированное творческое портфолио исследователя в более формализованное и меньшее по объему итоговое портфолио выпускника.

Итоговое портфолио нацелено на эффективное выполнение информационной функции на этапе публичной защиты магистерской диссертации, когда в условиях ограниченного времени студент должен представиться как исследователь «внешним» экзаменаторам, ёмко и точно определить степень апробации результатов двухлетнего диссертационного исследования.

Информационная ценность итоговых портфолио не ограничивается рамками государственной аттестации. Будучи обнародованными на портале университета они продолжают выполнять информационную функцию, предоставляя всем заинтересованным лицам необходимую информацию о качестве образования в университете, формирующихся в нем исследовательских направлениях и научных школах.

Итоговые портфолио выпускников магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право» 2012 года.

 

Образец итогового портфолио магистранта

Не всегда студенты, поступившие в магистратуру, имеют технические навыки, достаточные для создания eFolio.

Для того, чтобы минимизировать последствия такого отставания, размещаем модель (макет) портфолио выпускника.

Разместить свой портфолио в этих целях любезно разрешил А.В. Пащенко.

Макет_ПортфолиоМакет для подготовки портфолио.
Макет_ПортфолиоМакет для подготовки презентации портфолио.
Макет_ПортфолиоПримеры подготовки публикаций в качестве приложения к портфолио.