• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Межкультурная коммуникация в бизнесе и управлении

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина определяет и раскрывает информацию о различных аспектах деловой и межкультурной коммуникации. Часть курса посвящена актуальной в настоящее время тенденции повышения личной эффективности субъекта, рассматривается совокупность параметров, позволяющих достичь уровня коммуникативной компетентности. Здесь рассказывается о значении невербальных параметров в коммуникации, гендерных тенденциях в общении, приводятся сведения о психологическом типировании. Часть курса посвящена проблематике манипуляций в деловом общении и способам противостояния им. Особое место уделяется деловой коммуникации в контексте корпоративной культуры, в частности, статусу деловой этики и деловой риторики. Кроме традиционных тем, касающихся видов и форм этикета, принципов составления делового гардероба, основных постулатов деловой риторики: особенностей проведения эффективных презентаций, переговоров, собеседований, совещаний, деловой переписки и др., рассмотрены методы подготовки совещаний с многими активными субъектами (выработка приоритетов в целях, формирование бюджетов и т.п.), особенности анализа позиций субъектов и специфика процесса согласования интересов. Наибольшее внимание уделяется аспектам, касающимся межкультурной деловой коммуникации. Рассматриваются классификации культур, когнитивные константы, дискурсивные и поведенческие модели, модели работы с информацией, принятия решений и командной работы в разных культурных группах. Также присутствует информация о специфике национальных корпоративных культур, национальном гастрономическом этикете, этикете дарения и т.д., что является очень важным в процессе выстраивания эффективных деловых коммуникаций в международном контексте. Большое внимание уделяется трансформации коммуникативных моделей в информационном обществе. Сначала авторы кратко описывают основные постулаты информационного общества, продекларированные известными учеными Э. Тоффлером, Д. Бэллом, М. Кастельсом. Отмечается, что в информационном обществе, помимо возрастания роли технологий и интеллектуального знания, экспоненциального роста информации, во многом существенно меняется общий характер коммуникации. Сеть Интернет способствует появлению новых дискурсов, новых жанров и форм коммуникации и репрезентации субъектов, таких как блоги, социальные сети, мобильные приложения и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучение основных моделей и парадигм теории и практики межкультурных коммуникаций
  • получение теоретических знаний об основах культурной дифференциации
  • получение практических знаний в области кросс-культурной психологии и кросс-культурного менеджмента, обуславливающих специфику межкультурного взаимодействия
  • применение полученных знаний для организации эффективной межкультурных коммуникации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею
  • Способен вести профессиональную, в том числе научно- исследовательскую деятельность в международной среде
  • Способен разрабатывать, планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры
  • Способен разрабатывать структуру и содержание образовательного процесса в области лингвистики, создавать учебные материалы и прикладные про-граммы языкового обучения в системе общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Межкультурная коммуникация, как академическая дисциплина. История возникновения и развития.
  • Виды и уровни межкультурной коммуникации. Роль межкультурных коммуникаций в постиндустриальном обществе.
  • Различные подходы к дифференциации и классификации культур.
  • Национальная ментальность и корпоративная культура.
  • Применение основ кросс-культурной психологии в межкультурной деловой коммуникации.
  • Особенности вербального и невербального поведения представителей разных культур.
  • Деловой этикет и его значение в контексте межкультурной деловой коммуникации.
  • Деловая риторика и ее особенности у представителей разных культур.
  • Лидерство и модели мотивации сотрудников в разных культурах. Специфика работы в мультикультурной команде.
  • Особенности обучения представителей разных культурных групп. основы кросс-культурной дидактики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Работа на семинаре + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловые и межкультурные коммуникации : учебник для вузов, Таратухина, Ю. В., 2014
  • Садохин А.П. - Введение в теорию межкультурной коммуникации (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 254с. - ISBN: 978-5-406-04808-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918657