• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методика преподавания и практикум по методике РКИ, в том числе с использованием компьютерных инструментов

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает магистрантам базовые представления о лингводидактике и учит применять их в практике преподавания русского языка как иностранного, особое внимание уделяется решению лингводидактических задач при помощи новых информационных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс охватывает все базовые области лингводидактики и рассматривает из на примере преподавания русского языка как иностранного.
  • Курс является вводным и не требует специальных знаний в области лингводидактики, однако предполагает знание ключевых лингвистических понятий и понимание структуры русского языка, а также наличие у слушателей собственного опыта изучения иностранных языков и навыков уверенного пользователя ПК.
  • Знания, умения и навыки, полученные в рамках данного курса могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
  • Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
  • Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
  • Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
  • Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
  • Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
  • Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник.
  • Воспроизводят определения основных терминов педагогики, связанных с психологией обучения.
  • Воспроизводят таксономию Блума.
  • Воспроизводят все элементы плана урока иностранного языка в правильной последовательности.
  • Для конкретной обучающей задачи создают план урока РКИ.
  • Создавая конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с уровнями таксономии Блума.
  • Анализируя конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с конкретными уровнями таксономии Блума.
  • Могут перечислить не менее 5 компьютерных инструментов, используемых в преподавании РКИ.
  • Используют не менее 1 компьютерного средства при планировании урока РКИ с конкретными образовательными задачами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
    Основные понятия лингводидактики. Подходы к обучению иностранному языку: структурный, функциональный, коммуникативный/ интерактивный. Методы: основные понятия (цель изучения, использование родного языка, соотношение «учитель-ученик», контроль). Приемы: стратегии изучения/ освоения, стратегии обучения. Типы и последовательность заданий. Системы упражнений.
  • Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
    Основные требования к современной методике. Мифы о коммуникативном подходе. Принципы и приемы коммуникативного подхода. Компоненты занятия иностранного языка. Компетенции. CLIL (Content and Language Integrated Learning). Task-based learning. Изучение платформы для создания тренажеров (занятие проводится в компьютерном кабинете).
  • Обучение грамматике.
    Подходы к обучению грамматике. Специфика обучения грамматике русского как иностранного. Варианты порядка введения грамматических тем. Учебники и технологические ресурсы. Игры в обучении грамматике. Исправление ошибок. Контроль. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами электронным и коммуникативным заданиям по грамматике.
  • Обучение говорению и произношению.
    Виды речевой деятельности: специфика обучения. Устные виды деятельности: говорение и аудирование. Письменные виды речевой деятельности: чтение и письмо. Продуктивные виды речевой деятельности: говорение и письмо. Рецептивные виды речевой деятельности: чтение и аудирование. Говорение vs. общение. Коммуникативные приемы работы над говорением и произношением. Способы постановки произношения. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на говорение и отработку произношения.
  • Обучение навыкам аудирования.
    Методы работы с аудио/видео-материалом. Аудирование диалогической речи. Развитие навыков аудирования и говорения. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на аудирование.
  • Обучение навыкам чтения и лексике.
    Виды чтения. Стратегии понимания текста. Этапы и методы работы с текстом для развития навыков чтения. Технические аспекты чтения: приемы обучения алфавиту. Обучение лексике. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на чтение и лексику.
  • Обучение письменным навыкам.
    Письменная речь vs. устная: физические и структурные отличия. Подходы к обучению письму, ориентированные на конечный результат. Подходы к обучению письму, ориентированные на процесс написания текста. Этапы написания текста. Трудности. Коммуникативный подход к развитию навыков письма. Технические навыки: трудности обучения графике. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям по письму.
  • Психологические основы обучения.
    Основы педагогики. Этапы усвоения знания. Таксономия Блума. Мотивация. Память. Внимание. Индивидуальные особенности личности. Learning styles. Мастер класс приглашенного преподавателя. Теория ошибок. Contrastive analysis. Error analysis.
  • Планирование урока. Подведение итогов курса.
    Принципы планирования урока. Определение целей и задач. Обсуждение планов самостоятельного урока.
  • Использование компьютерных инструментов в преподавании РКИ
    1. Интерактивное представление текстовых данных. Программы оценки сложности текстов, симплификаторы, аннотаторы. 2. Современные браузеры. Расширения для работы с текстовыми данными. Конструкторы сайтов. 3. Корпусные технологии в преподавании РКИ. 4. Социальные сети как средство обучения ИЯ. Специализированные социальные сети как средство обучения ИЯ. 5. Мобильные приложения как средство обучения иностранному языку. Программы для работы с видео и аудио.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Все домашние задания могут быть пересданы (по тем же КИМ-ам) / досданы в срок не позднее, чем за неделю до экзамена. Если после дедлайна у студента не оказывается какого-либо из домашних заданий, он автоматически получает за него оценку 0. Общая оценка за домашние задания рассчитывается как среднее арифметическое за все домашние задания. Способ округления арифметический.
  • неблокирующий активность на семинаре
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Экзаменационное задание студенты получают заранее. На экзамене обсуждается результат заранее подготовленного, проведенного и записанного на видео урока. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * активность на семинаре + 0.4 * Домашнее задание + 0.2 * проект + 0.2 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Электронное обучение в техническом университете/КазанскаяО.В., ЛеганМ.В., ЮнС.Г. и др. - Новосиб.: НГТУ, 2014. - 140 с.: ISBN 978-5-7782-2521-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/549084

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.
  • Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. - Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства - Новиков Дмитрий Александрович - 2010 - 226с. - ISBN: 9785-94052-194-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917309