• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар является частью ОП "Germanica: история и современность" (1 курс) и базируется на общих и специализированных знаниях в области зарубежного регионоведения. В рамках НИС обсуждаются актуальные проблемы и методологические подходы, применяемые в междисциплинарных исследованиях немецкоязычного региона. НИС для 1 курса состоит из четырех тематических разделов, посвященных различным проблемным комплексам, связанным с исследованием немецкоязычного региона: «Немецкая литература и национальный миф», «Повседневная жизнь немцев в XVI – XX вв. как предмет исторического изучения», «Религиозный фактор в истории немецкоязычных стран» и «Социальные и диалектные особенности современной немецкой языковой среды».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными концепциями и современными подходами к изучению немецкой литературы и ее роли в формировании национальных особенностей культуры
  • Формирование профессиональных навыков критического анализа художественного текста в социокультурном контексте Германии
  • Ознакомление с основополагающими историческими событиями и процессами в немецкой истории XVI – XX вв, важнейшими социальными группами, характерными для соответствующих исторических эпох, значением религии в жизни людей, изменяющимися ролями мужчин и женщин, историческими трансформациями семьи
  • Освоение методологии исследования истории повседневности, ознакомление с ее методологической спецификой и отличиями от других исследовательских методов в гуманитарных науках, ее преимуществами и недостатками
  • Овладение ключевыми исследовательскими компетенциями, прежде всего методами критического чтения и анализа исторических источников
  • Овладение понятийным аппаратом исследований по социальной и культурной истории религий и знанием основных процессов и явлений в этой области применительно к странам немецкоязычного ареала
  • Освоение процедуры и приобретение навыков анализа текстуальных и изобразительных источников, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов в самостоятельном исследовании
  • Формирование профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох, описывающих внутри- и межконфессиональные отношения
  • Ознакомление со сложной и многообразной ситуацией употребления немецкого языка сегодня в различных социальных и диалектных группах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • ориентируется в современных подходах к изучению немецкой литературы и ее роли в формировании национальных особенностей культуры;
  • • знает творчество основных авторов и их ключевые произведения, предусмотренные программой дисциплины;
  • • самостоятельно характеризует литературные эпохи Германии:
  • • описывает специфику немецкого барокко и пути формирования внутри литературного поля первых нормативных поэтик и теорий национальной культуры;
  • • показывает важность литературы немецкого просвещения и веймарского классицизма, романтизма и бидермейера как ключевых эпох для немецкого национального и культурного самоопределения;
  • объясняет суть проблемы немецкого литературного модерна и его связь с зарождением современных национальных теорий ХХ в.
  • • самостоятельно характеризует немецкий литературный канон ХХ века и описывает тенденции развития немецкого модернизма и постмодернизма;
  • • корректно встраивает литературные факты, события и процессы конкретной эпохи в современный социокультурный, философский и историко-политический контекст Германии;
  • • знает важнейшие эпохи и ключевые события немецкой истории нового и новейшего времени;
  • • владеет методологическим инструментарием исследований истории повседневности;
  • • владеет навыками критического чтения и анализа исторических источников;
  • • умеет выделить и охарактеризовать важнейшие социальные группы, действующие в различные эпохи новой и новейшей истории;
  • • знает определяющие признаки основных исторических процессов (индустриализация, формирование современной семьи, трансформация взаимоотношений полов и т. п.);
  • • Выявляет и комментирует релевантную информацию в изучаемых произведениях.
  • • Дает определение ключевым понятиям изучаемого курса (религия, конфессия, деноминация, секта, религиозное течение, ересь, религиозная община, ересь, церковь, межрелигиозный/межконфессиональный конфликт, религиозная война, веротерпимость, религиозная политика, миссионерство, политическая инструментализация религии и т.д.).
  • • Использует результаты самостоятельного исследования источников в реконструкции исторических процессов и событий.
  • • Объясняет принципы реконструкции религиозной ситуации в исторических контекстах и ее роль в исторических исследованиях.
  • • Объясняет роль религиозного фактора в создании интерпретируемых исторических источников.
  • • Различает характерные признаки вероучений и религиозных споров в исторических источниках.
  • • Характеризует направленность (полемическую, миссионерскую, нормативную и проч.) предложенных исторических источников.
  • • Характеризует значение «топосов» конфессиональной окрашенности для понимания исторического источника и описываемых в нем процессов и явлений.
  • • Характеризует цель, задачи и методы социальной и культурной истории религий как исследовательской и учебной дисциплины.
  • • Умеет на слух различать диалектные особенности севера и юга.
  • • Устанавливает диалектные и социолектные особенности на материале печатных текстов
  • • Умеет на основе произношения строить языковой портрет немецкоговорящего индивидуума, определять его социальный статус, образование, по возможности, место рождения, а также принадлежность к языковым меньшинствам, использующим немецкий язык.
  • • Владеет навыками работы с научной литературой по социолингвистике и диалектологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Немецкая литература и национальный миф.
    1. «Песнь о Нибелунгах» и истоки национального мифа. Немецкий культурный герой: Арминий, Зигфрид, Парцифаль. Герой-воин и герой-философ. Средневековые мифы в творчестве Р. Вагнера и немецком национализме ХХ в. Национальный «гуманистический» миф у Т. Манна. 2. Немецкая литература в поисках культурной идентичности. Эпоха Барокко: первые нормативные поэтики и «языковые» сообщества. «Патриотическая» ученая поэзия Барокко и плутовской роман «Симплициссимус». Тридцатилетняя война глазами «простака» или философа? 4. Веймарская классика в культурной памяти нации. Bildungsroman и идея воспитания немецкого характера: Г.Лессинг, Ф. Шиллер и другие. И.В.Гете как центр литературного канона и ключевая фигура немецкой культуры. «Фаустовская душа» и современный человек. Традиция романа воспитания в немецкоязычной литературе: от «простака» к «философу» (Т.Манн, Г.Гессе и др.) 5. Немецкий романтизм в литературе. Идеал, романтическая ирония и проблема трагического. Романтический театр в поисках «современности»: Ф.Шеллинг и Л.Тик. «Современные» сказки Э.Т.А.Гофмана: люди-автоматы. Ф.Гёльдерлин: «поэт в ничтожное время». Литература наполеоновских войн: поэты и националисты. «Неистовая драма» на пути к немецкому мифу. 6. Ф.Ницше, Р. Вагнер и проблема немецкого модерна. Fin de siècle в Германии между символизмом и натурализмом. «Круг Георге» как центр интеллектуальной жизни Германии первой трети XX в.: от поэтического идеала к исторической реальности. Литература «почвы и крови» и национал-социализм. 7. «Конец света»: литература немецкого экспрессионизма. Образы большого города, катастрофы и войны. «Драма преображения»: создание мировой утопии и идея «национального». Мокументари: документальное и художественное в эстетике «новой вещественности»: А.Деблин «Берлин Александерплац» и миф о Берлине. Творчество Ф. Кафки: проблема национальной идентичности. 8. Политизация немецкой литературной жизни в 1930-е гг.. Социальная критика в литературе и левые международные писательские организации. «Эпический» театр Б.Брехта и политический театр Э. Пискатора в контексте событий ХХ вв. Центры эмиграции немецких писателей и их специфика: СССР, Франция, США, Латинская Америка. Споры о немецком культурном наследии и концепция мировой литературы. Исторический роман как средство разговора о современности. Писатель как центральная фигура немецкого антифашистского движения 1930-х гг.. 9. Литература послевоенной Германии и идеология. Две Германии – две национальные литературы. «Группа 47» и литература ФРГ. Тема непреодоленного прошлого. Необарочный гротеск Г. Грасса и история Германии XX в. 10. Немецкие нобелевские лауреаты и национальный литературный канон. Понятие «работа с прошлым». Г. Мюллер и поэзия памяти. Э. Елинек: гендер и телесность в художественном тексте. Особенности немецкого постмодернизма. Конкретная поэзия: между литературой и искусством. К. Крахт и поэтика субкультур.
  • Раздел 2. Повседневная жизнь немцев в XVI – XX вв. как предмет исторического изучения.
    1.Предмет и метод истории повседневности. Цели и методы исторического изучения повседневной жизни. Особенности методологии истории повседневности, ее преимущества и недостатки. 2. Жизнь людей в доме. Домашнее сообщество и уклад жизни дома в Европе раннего Нового времени. Муж, жена, дети, сородичи и другие члены домашнего сообщества. 3.Жизнь в городе и за городом. Специфика немецких городов и особенности уклада городской и сельской жизни. 4.Люди и идеи: вера, суеверие и просвещение. Вера и верования людей раннего Нового времени. Роль религии и суеверий в жизни немецкого общества. Просвещение и образование, их влияние на повседневную жизнь немцев. 5.Мужчины, женщины, дети: семья в «долгом XIX веке». Трансформация социальных ролей и моделей взаимоотношения полов в Европе со времени Французской революции до начала Первой мировой войны. 6.Рабочие, крестьяне и капиталисты в «долгом XIX веке». Индустриализация и урбанизация в XIX веке. Образование новых профессиональных сословий и общественных групп, их социальные и культурные особенности. Влияние новых социальных групп на уклад повседневной жизни. 7. Война и мир: повседневная жизнь во времена Первой мировой войны и Веймарской республики. Тотальная война и вовлечение гражданского населения в военную экономику. Военное насилие и повседневная жизнь. Веймарская республика — первая немецкая демократия. Тенденции демократизации в повседневной жизни 8. Преступники, жертвы и попутчики: повседневная жизнь в Третьем Рейхе. Крушение Веймарской республики, приход нацистов к власти и его последствия. Влияние национал-социалистического режима на повседневную жизнь различных групп населения. Расовая идеология и ее влияние на жизнь немцев. «Нормальность» повседневности в условиях тоталитарного режима. Вторая мировая война и холокост в зеркале повседневного опыта.
  • Раздел 3. Религиозный фактор в истории немецкоязычных стран
    1.Объект, предмет, цель, задачи и методы социальной и культурной истории религий. Понятийный аппарат дисциплины. Характеризуется становление социальной и культурной истории религий как гуманитарной дисциплины, а также ее цель и задачи на современном этапе развития исторического знания. Вводятся базовые понятия социальной и культурной истории религий (религия, конфессия, деноминация, секта, религиозное течение, ересь, религиозная община, ересь, церковь, межрелигиозный/межконфессиональный конфликт, религиозная война, веротерпимость, религиозная политика, миссионерство, политическая инструментализация религии и т.п.). 2. Христиане и язычники в Центральной и Восточной Европе эпохи Средневековья. Раскрывается взаимосвязь между немецкой восточной колонизацией, христианизацией германских, славянских и балтских племен, политическими и культурными интеграционными и сегрегационными процессами. Рассматривается их отражение в письменных источниках. 3.Еретические движения позднего Средневековья и раннего Нового времени: социальные, культурные и политические аспекты. На примере отдельных ересей раскрываются принципы взаимодействия между церковью, государством и еретическими общинами. Рассматривается роль еретических христианских учений в формировании социально-экономических институтов. 4.Реформация, Контрреформация и межконфессиональные конфликты XVI–XVIII вв., их влияние на политическую карту, правовой строй и повседневную жизнь немецкоязычных стран. Характеризуются положения вероучений Лютера, Цвингли, Кальвина, Мюнцера и других духовных лидеров протестантизма, важнейшие направления и этапы церковной реформы, противодействия ей со стороны Римско-католической церкви и государственной власти. Рассматриваются религиозные аспекты Крестьянской войны в Германии, Тридцатилетней войны и завершивших ее мирных переговоров. Анализируется концепция «протестантской этики и духа капитализма» Макса Вебера. 5.Христиане и иудеи в Священной Римской империи германской нации и немецких государствах от Средневековья до начала ХХ вв.: сосуществование мирное и немирное. Раскрываются механизмы взаимодействия между христианским большинством и еврейским меньшинством. Рассматриваются источники, описывающие экономические, политические и бытовые аспекты сосуществования немцев и евреев на протяжении веков. Анализируются различные истоки и составляющие антисемитских тенденций, возобладавших к началу ХХ в. 6.Взаимодействие с исламским миром: от крестовых походов до строительства мечетей. Демонстрируются меняющиеся представления немецких христианских авторов Средневековья о мусульманском мире, рассматривается опыт встречи с исламом при столкновениях с турецкими армиями в раннее Новое время, описывается политика веротерпимости Фридриха Великого. Раскрывается значение политических факторов в христианско-мусульманских отношениях Нового времени и наоборот, влияние религиозных разногласий на политические отношения. 7.Конфессиональные общины немецких колонистов за пределами германских государств: Новый Свет, Россия, Азия. Раскрывается взаимосвязь миграционных процессов и межконфессиональных конфликтов. Демонстрируется роль конфессиональной принадлежности в самоидентификации социальных коллективов, существующих в отрыве от национального государства. 8.«Культуркампф» и торжество (?) светского государства, школы и социального устройства в немецкоязычном ареале. Раскрывается суть понятия «борьбы за культуру», демонстрируются социальные и культурные составляющие культуркампфа, его непосредственное и долгосрочное влияние на ситуацию в немецкоязычных странах. 9. Нацизм и религии в 1933–1945 гг. Рассматриваются изменения в отношении нацистских идеологов и функционеров к различным вероучениям и религиозным институтам: христианским деноминациям, иудаизму, исламу, буддизму и др. Демонстрируются позиции представителей религиозных общин по отношению к гитлеровскому режиму: поддержка, приспособление, оппозиция, нейтралитет. 10. Религиозные институты в общественно-политической жизни стран немецкоязычного ареала в конце ХХ – начале XXI вв. Раскрываются понятия «секуляризация», «выход из церкви», «внеконфессиональность». Рассматриваются дискуссии об «исламизме» и его роли в современной жизни немецкоязычных стран с их значительным процентом населения, происходящим из различных исламских культур.
  • Раздел 4. Социальные и диалектные особенности современной немецкой языковой среды.
    1.Нормативный немецкий язык на фоне социо- и диалектов. Понимание языковой нормы в письменной и устной форме. История развития языковой нормы в Германии и сопредельных немецкоговорящих территориях. Языковой континуум. Совокупность диалектов (горизонтальный континуум) и социолектов (вертикальный континуум). Роль масс-медиа в распространении современной нормы немецкого языка. 2.Основные диалекты городов и земель Германии Три основные диалектные группы: северная, центральная и южная (Niederdeutsch, Mitteldeutsch, Oberdeutsch). Основные центры формирования немецкого языка: Берлин, Гамбург, Ганновер, Вена. Крупные немецкоязычные города, лежащие вне распространения языковой нормы: Кёльн, Франкфурт, Мюнхен, Цюрих, Берн, Страсбург. Крупные и мелкие диалекты. Диалект языка и язык. 3. Крупные немецкие города и их социальные группы. Экономические процессы, приведшие к росту городов в конце XIX в и формированию городских классов и буржуазии разных уровней. Основные особенности речевого поведения в разных социальных группах. Типичные характеристики представителей буржуазного общества и правящей элиты. Роль образовательных учреждении в формировании нормативной речи. Развитие риторики как отдельного рода дисциплины в системе немецкого классического образования. Немецкий язык как язык науки. Языковая политика Кайзеровской Германии. 4. История возникновения немецких диалектов. Социальные и исторические факторы их формирования. Исторические и географические причины формирования основных диалектных зон. Линия Бенрата. Разграничение между южными и северными диалектами. Основные фонетические особенности внутри северных и южных диалектов. Основная немецкая оппозиция в распространении немецких диалектов север-юг и ее связь с религиозными, идеологическими, экономическими и историческими факторами. 5.Основные особенности диалектного произношения и диалектизмы в речи носителей языка. Орфоэпические и орфофонические особенности речи южан и северян. Основные лексические и региональные особенности. Специфика употребления синтаксических конструкций: «красный» и «зеленый» порядок слов. Религия и язык: религиозные формы речевого поведения и стандартные обороты речи в языке «католиков»-южан и «протестантов»-северян. 6.Особенности речи некоренных жителей Германии (национальных меньшинств), использующих немецкий язык. Языки национальных меньшинств Германии: исторический срез. Политика в отношении языковых и национальных меньшинств: вчера и сегодня. Специфика интонационных конструкций различного типа в речи некоренных жителей Германии. Лексические особенности их речевого поведения. 7. Языковая политика в области стандартизации немецкого языка и его распространения в Европе и усиление его позиций внутри ФРГ. Немецкий язык как рабочий язык Европарламента и один из ведущих языков Евросоюза. Стандартизация и унификация языка. Усиление языковой подготовки при поступлении в школу. Распространение немецкого языкового стандарта в соседних странах: Люксембург, Австрия, Швейцария. Опыт возрождения немецкоязычных гимназий в балтийских странах и в Польше. Усиление роли государственных программ в распространении немецкого языка и языковой подготовки в государствах восточной Европы. Борьба с диалектными и социальными различиями в языке и толерантность по отношению к проявлению диалектного или специфического социолектного языкового поведения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (1 модуль)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (2 модуль)
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Участие в дискуссии на семинарах (2 модуль) + 0.5 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.125 * Реферат + 0.125 * Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль) + 0.125 * Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль) + 0.125 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Beutin, W. (2013). Deutsche Literaturgeschichte : Von den Anfängen bis zur Gegenwart (Vol. Achte, aktualisierte und erweiterte Auflage). Stuttgart: J.B. Metzler. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1416667
  • Boyle, N. (2008). German Literature: A Very Short Introduction. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=218091
  • Davis, B. J. (2000). Home Fires Burning : Food, Politics, and Everyday Life in World War I Berlin. The University of North Carolina Press.
  • Артамошкина, Л. Е. (2015). История Немецкой Литературы В Контексте Западноевропейской Культуры.
  • Германская история, Патрушев, А. И., 2003
  • Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013
  • Повседневная жизнь при социализме : немецкие и российские подходы, , 2015
  • Социолингвистика и социология языка : хрестоматия, , 2012
  • Фадеева, Т. (2012). 2012.02.028. Людтке А. История Повседневности В Германии. Новые Подходы К Изучению Труда, Войны И Власти / Под Общ. Ред. Журавлева С.В.; Пер. С Англ. И Нем. - М.: Росспэн; Герман. Ист. Ин-Т В Москве, 2010. - 271 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B3009E
  • Хозяйственная этика мировых религий : опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и дао..., Вебер, М., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bernd Roeck. (2015). Lebenswelt und Kultur des Bürgertums in der Frühen Neuzeit: Vol. 2., um einen Nachtrag erw. Aufl. De Gruyter Oldenbourg.
  • Der Stoff, aus dem Konflikte sind : Debatten um das Kopftuch in Deutschland, Österreich und der Schweiz. (2009). transcript Verlag. https://doi.org/10.25595/1091
  • Havva Engin, Mathias Rohe, Mouhanad Khorchide, Ümer Öszoy, & Hansjörg Schmid. (2016). Handbuch Christentum und Islam in Deutschland : Erfahrungen, Grundlagen und Perspektven im Zusammenleben. Verlag Herder.
  • Saul, N. (2002). Philosophy and German Literature, 1700–1990. Cambridge University Press.
  • Sozialgeschichte, Alltagsgeschichte, Mikro-Historie : eine Diskussion. (n.d.).
  • Ulbrich, C. (1999). Shulamit und Margarete : Macht, Geschlecht und Religion in einer ländlichen Gesellschaft des 18. Jahrhunderts /.
  • Александров, О. А. (2012). Зарубежная немецкая диалектология: от прошлого к современности.
  • Немецкая литература 1990-х годов. Ситуация «поворота» : монография / Д.А. Чугунов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 258 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5c1753d4874ec8.71062955. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/954456