• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная философия, психология и социология немецкоязычных стран

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Лекционно-семинарский курс имеет своей целью познакомить студентов с главными идеями и основными направлениями и школами в немецкоязычной философии, психологии и социологии ХХ века. В лекциях раскрывается исторический контекст развития немецкой этих дисциплин, дается характеристика важнейших школ и направлений, а также рассматривается трансформация понятийного языка и проблематики этих направлений в течение ХХ века. Особое внимание уделяется анализу влияния немецкоязычной философии, психологии и социологии на различные области культуры (литература и искусство, политика, естественные и гуманитарные науки и др.). На семинарах студенты изучают ключевые тексты, представляющие базовые идеи рассматриваемых направлений и школ, а также исследовательскую литературу по теме курса. Курс состоит из трех разделов, посвященных каждой их перечисленных дисциплин. В разделе 1 освещаются важнейшие школы и направления немецкоязычной философии первой половины XX в. (неокантианство, феноменология, герменевтика, неомарксизм, логический позитивизм, философия жизни, экзистенциальная философия, философская антропология, философия техники) и их эволюция в период после Второй мировой войны. Изложение сосредоточено на ключевых и наиболее влиятельных немецкоязычных философских текстах, оказавших значительное воздействие на язык и проблематику современной европейской философии в целом. Раздел 2 имеет своей целью познакомить студентов с основными направлениями и школами в немецкой психологии ХХ века. В лекциях раскрываются исторический контекст развития немецкой психологии и её концептуальные основы, что даёт возможность слушателям, не имеющим специальной подготовки, составить себе представление о том, как развивалась и какие задачи решала немецкая психология ΧΧ века. В начале раздела даётся характеристика трёх основных направлений в немецкой психологии, оформившихся к началу ХХ века: естественно-научно ориентированной психологии сознания (школа В. Вундта и др.), гуманитарно-ориентированной психологии (В. Дильтей) и практической психологии (психоанализ). Раскрываются исторические предпосылки указанных направлений, место каждого из них в современном им социальном контексте; даётся характеристика их создателей и основных представителей. Затем прослеживается история их развития в ХХ веке. Специальное внимание уделяется взаимодействию психологии с философией, характер которого заметно отличается в разных школах немецкой психологии и у разных представителей каждой из них. При анализе такого взаимодействия раскрываются как философские предпосылки различных психологических концепций, так и влияние психологии на постановку философских проблем. Раздел 3 предлагает очень сжатый очерк немецкой социологии, сфокусированный, прежде всего, на изучении классики, а также нескольких выдающихся авторов послевоенной эпохи. Несмотря на то, что социология в Германии, как и во всем мире, все больше занята прикладными, эмпирическими исследованиями, мы ограничимся преимущественно социологической теорией. Для изучения предлагаются труды Фердинанда Тённиса, Георга Зиммеля, Макса Вебера, Юргена Хабермаса, Никласа Лумана. Курс начинается с обзорной лекции и продолжается комбинированными (лекция и семинар) занятиями. На лекциях слушатели получат общие сведения о биографии и научной карьере нескольких из упомянутых авторов, его основных трудах и вкладе в науку, а также главных понятиях его версии социологии. На семинарах предусмотрено чтение и интерпретация фрагментов оригинальных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть понятийным аппаратом важнейших направлений немецкой философии, психологии и социологии ΧΧ века.
  • Сформировать профессиональные навыки интерпретации текстов, принадлежащих различным направлениям немецкой философии, психологии и социологии XX, а также корректного использования языка изучаемых концепций в самостоятельном исследовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение ключевым понятиям изучаемого курса.
  • Знает основные этапы истории немецкой философии, психологии и социологии ХХ века.
  • Использует результаты самостоятельного изучения источников в своей научной работе.
  • Объясняет характер и причины различий в философских, психологических и социологических концепциях авторов, полемически соотносящихся друг с другом.
  • Характеризует важнейшие особенности основных подходов в немецкой философии, психологии и социологии ХХ века.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Немецкая философия ХХ в.
  • Раздел 2. Немецкая психология ХХ в.
  • Раздел 3. Немецкая социология ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дискуссия на семинарах
  • неблокирующий Коллоквиум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    Q1 промежут. = 0.5 * 1 модуль Участие в семинарах + 0.5 * 1 модуль коллоквиум
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Q3 промежут.= 0.5 * 2 модуль Участие в семинарах + 0.5 * 3 модуль Участие в семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Corsten, M. (2011). Grundfragen der Soziologie. UVK.
  • Ferdinand Tönnies. (2018). Gemeinschaft und Gesellschaft: Abhandlung des Communismus und des Socialismus als Empirischer Culturformen (Classic Reprint). Forgotten Books.
  • Georg Simmel. (1970). Grundfragen der Soziologie : (Individuum und Gesellschaft). De Gruyter.
  • Бытие и время, Хайдеггер, М., 2013
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
  • Логика научного исследования, Поппер, К. Р., 2004
  • Луман, Н., & Филиппов, А. (2007). «Что Происходит?» И «Что За Этим Кроется?». Две Социологии И Теория Общества. Социологическое Обозрение, 6(3).
  • Социологический журнал. (1994). Актуальность социологии Зиммеля. Социологический Журнал.
  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624
  • Философские работы. Ч.1: ., Витгенштейн, Л., 1994
  • Хабермас, Ю., & Тягунова, Т. (2009). Теория Рационализации Макса Вебера. Социологическое Обозрение, 8(3).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аналитическая психология: теория и практика : тавистокские лекции, Юнг, К. Г., 2007
  • Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую..., Гуссерль, Э., 2009
  • Логика и рост научного знания : избр. работы, Поппер, К. Р., 1983
  • Описательная психология, Дильтей, В., 2018
  • Очерки по индивидуальной психологии, Адлер, А., 2002
  • Философия жизни, Риккерт, Г., 1998