• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и Люксембург как варианты немецкого пути в XX веке

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Левинсон Кирилл Алексеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана познакомить студентов – в особенности тех, кто в бакалавриате обучался не на исторических и страноведческих специальностях, – с различными политическими и социальными моделями, провозглашенными и реализованными в странах немецкоязычного ареала в ХХ столетии. В лекциях описываются, анализируются и объясняются такие процессы, как революционные переходы от Германской и Австро-Венгерской империй к Веймарской и первой Австрийской республикам – хрупким и незрелым демократиям, не выдержавшим испытания на прочность и мутировавшим в диктатуры; от Третьего рейха к двум новым немецким государствам с новыми политическими системами, функционирование которых обеспечивалось в огромной мере присутствием оккупационных сил стран-победительниц; от полувекового разделения – к воссоединенной Германии, добивающейся лидерства в Евросоюзе; от «красной» Австрии – к стране, едва не оказавшейся под властью крайне правых. Параллельно рассматриваются принципиально иные варианты исторических судеб немецкоязычных народов, реализованные в небольших, но экономически и/или политически вполне успешных государственных проектах – кантонах Швейцарской конфедерации, Люксембурге и Лихтенштейне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть понятийным аппаратом политической, социальной и культурной истории и знанием основных процессов и явлений в странах немецкоязычного ареала в ХХ в.
  • Сформировать профессиональные навыки поиска и интерпретации текстуальных и изобразительных источников, отражающих различные формы и этапы «немецкого пути» как политико-идеологической концепции и реальной политической модели, а также корректного истолкования и использования полученных результатов в самостоятельном исследовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет и комментирует релевантную информацию в источниках и специальной литературе.
  • Дает определение ключевым понятиям изучаемого курса
  • Знает основные этапы истории немецкоязычных стран в ХХ веке.
  • Использует результаты самостоятельного исследования источников в реконструкции исторических процессов и событий.
  • Объясняет характер и причины различий в немецкой идентичности жителей различных стран.
  • Характеризует важнейшие особенности политических систем немецкоязычных стран и их эволюции на протяжении изучаемого периода
  • Характеризует важнейшие социальные и культурные особенности немецкоязычных стран и их эволюции на протяжении изучаемого периода
  • Характеризует основные параметры экономической истории немецкоязычных стран в ХХ в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Германская и Австро-Венгерская империи в первые десятилетия ХХ в.
  • Межвоенный период: Веймарская республика и Первая Австрийская республика.
  • Третий рейх и оккупированные им территории Европы.
  • Оккупационные зоны после 1945 г.
  • Федеративная Республика Германии, Западный Берлин и Австрия
  • Германская Демократическая Республика
  • Объединенная Германия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные домашние задания
    Домашнее задание состоит из двух частей, оцениваемых по отдельности. Первая часть – самостоятельная формулировка вопроса по теме, пройденной на предыдущем занятии. Вопрос должен служить углублению понимания темы, раскрытию какого-то важного ее аспекта на конкретном материале, но при этом не подразумевать чисто фактического ответа, который может быть почерпнут из общедоступных справочных изданий. Каждый студент формулирует такой вопрос, знакомит с ним группу и, со своей стороны, отвечает на вопрос, сформулированный другим студентом (по собственному выбору). Эта вторая часть домашней работы объемом от 3 до 5 тыс. знаков должна демонстрировать самостоятельный поиск информации путем знакомства со специальной литературой и опубликованными историческими документами. В тексте ответа обязательны ссылки на книги, статьи и электронные ресурсы, которыми автор пользовался при работе. Домашние задания выполняются на немецком языке. Они не оцениваются с точки зрения стилистической, грамматической, лексической и орфографической правильности немецкого языка. В то же время от авторов требуется корректность в употреблении и написании исторических терминов, имен собственных, названий упоминаемых произведений.
  • неблокирующий Реферат
    Небольшое самостоятельное письменное исследование по теме, выбираемой совместно с преподавателем, ведущим курс. Объем – от 18 до 25 тысяч знаков. Тема формулируется (в том числе хронологически и географически) автором по согласованию с преподавателем. Источники определяются совместно авторами рефератов и преподавателем. Все источники должны быть на языке оригинала. Поиск и освоение научной и справочной литературы по теме осуществляется авторами рефератов полностью самостоятельно. Обязательно использование литературы не только на русском, но и на немецком и английском языках.
  • неблокирующий Экзамен
    В конце первого учебного года студенты сдают экзамен. Отметка за экзамен не является блокирующей, т.е. даже экзаменационная оценка ниже 4 баллов не означает неудовлетворительной результирующей оценки за учебный год и не лишает студента допуска к защите реферата и получению итоговой оценки конце курса. Только в том случае, если после сдачи экзамена результирующая оценка за учебный год выходит неудовлетворительная, организуется пересдача в период с 1 сентября по 15 октября следующего учебного года. В конце 4 модуля выставляется промежуточная оценка, она же результирующая/итоговая за этот учебный год. Ее формула: О за учебный год = (О накопленная к концу 4 модуля + О экзаменационная):2, с округлением к ближайшему целому (например, 7,4 = 7; 7,5 = 8).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    О за учебный год = (О накопленная к концу 4 модуля + О экзаменационная):2
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Итоговая оценка за весь курс выводится в конце 1 модуля второго учебного года по формуле: О итоговая = (О накопленная к концу 4 модуля первого учебного года + О экзаменационная + О за реферат):3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Родин О. Ф. - ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 398с. - ISBN: 978-5-534-07593-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-germanii-453294

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jakob Tanner. (2015). Geschichte der Schweiz im 20. Jahrhundert: Vol. 1. Auflage. C.H.Beck.
  • Péporté, P. (2010). Inventing Luxembourg : Representations of the Past, Space and Language From the Nineteenth to the Twenty-first Century. Brill.
  • АЛЛЕНОВ С.Г. (2012). О книге А. А. Галкина «Германский фашизм» и ее эпохе. Журнал Политической Философии и Социологии Политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз», 3 (66).
  • ПАРДОН ИНГЕБОРГ. (2015). Объединение Германии глазами немецкого историка (по личным воспоминаниям выпускницы исторического факультета ЛГУ).
  • Послевоенная история Германии : рос. - нем. опыт и перспективы: материалы конф. рос. и нем. историков , Москва, 28-30 окт. 2005 г., , 2007
  • Фадеева, Т. (2012). 2012.01.036. Меллер Х. Веймарская Республика: Опыт Одной Незавершенной Демократии / Пер. С Нем. Доронина А.В. - М.: Росспэн, 2010. - 311 С. - (История Соседей).