• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рождественский вечер в стиле романтизма

18 декабря в Библиотеке им. Н.А. Некрасова состоялся волшебный рождественский вечер – иммерсивный концерт «Clara Wieck Schumann Brahms», второй на счету проекта Stichpunkt Kultur.

Филолог Юлия Пасько и актриса Ирина Штерк, кажется, придумали универсальную форму повествования. С одной стороны, это достаточно приятный и привычный формат музыкальной гостиной, когда программа наполнена произведениями героя и его жизнеописанием. И, возможно, эти концерты   не отличались от многих других хороших концертов подобного рода, если бы Ирина и Юлия не подобрали свой ключик. Ко всему перечисленному авторы проекта добавили популярный ныне (и довольно сложный) элемент – иммерсивность. Они приглашают зрителя стать участником действа, погрузиться в события. Правда, не каждый человек готов буквально выйти на сцену. Но у проекта есть постоянные поклонники, они прекрасно знают, что в один прекрасный момент им предложат, например, вместе с певицей исполнить небольшой вокализ или вступить в настоящий мозговой штурм и разработать план гастрольного тура для музыканта эпохи романтизма… И если на первом концерте публика была менее сговорчивой, то теперь все охотнее и с большей готовностью растворяются в действе.

 

Ирина Штерк задаёт, на мой взгляд, очень правильный, нужный тон. Она словно приходит в гости и рассказывает все эти удивительные истории. Делает это она так искренне, увлеченно, что безоговорочно веришь ее героине и влюбляешься в нее. В какой-то момент даже ловишь себя на мысли, что беседуешь с самой Кларой.

 

О Кларе Шуман рассказывать непросто. Ее судьба полна неординарных событий. В подобных случаях всегда существует большое искушение затронуть скандальные темы. Отрадно, что здесь такого не случилось.  Мы услышали многое: об отношениях с отцом, о непростом взрослении, которые сочетались с очень плотным графиком репетиций, гастролей, выступлений. Только представьте, девочка дебютировала в девять лет, в восемнадцать –  блистала в Вене. Ее поклонниками были Шопен, Лист, Мендельсон. Гёте и Паганини восхищались ею. При этом она была супругой и соратницей гениального композитора Роберта Шумана, родила ему восемь детей, являясь музой другого гениального пианиста и композитора Иоганнеса Брамса. За полтора часа зритель прожил эту яркую и невероятную жизнь. Вот именно здесь – в сценарии, работе с материалом и его подаче – кроется вся красота, тонкость и деликатность цикла иммерсивных концертов.

 

Юлия Пасько и Ирина Штерк – не просто авторы сценария, а единомышленники. Их глаза восторженно блестят, когда они рассказывают о том или ином концерте. Они перерабатывают колоссальные объемы информации, изучают многочисленные источники на разных языках, а самое ценное: с любовью и уважением относятся к своим героям. И зритель, бесспорно, чувствует это.

 

Своеобразным музыкальным двойником актрисы стала певица Ксения Белолипецкая, она же и автор музыкальной программы. Вдумчиво, проникновенно Ксения исполняла романсы Роберта Шумана и самой Клары Шуман под аккомпанемент Алексея Кириллова. Однако здесь важно сразу отметить, что музыка ни в коем случае не была фоном повествования, она стала еще одной героиней иммерсивного музыкального спектакля, и в этом, несомненно, заслуга, Ксении Белолипецкой и Алексея Кириллова. Они скрупулезно продумали музыкальную партитуру вечера, не только подобрав и исполнив романсы, но и предложив музыкальные лейтмотивы вечера, одним из которых стали Бетховенские вариации Роберта Шумана – элегантная отсылка к первому концерту «Beethoven!», сыгранного в Доме Пашкова в марте 2020 года. Чудесным дополнением стали вальсы Брамса, тонко вплетенные в посвященную композитору главу концерта. Отдельного упоминания заслуживает и музыкальный интерактив, подготовленный музыкантами и ставший еще одной изюминкой вечера: гости участвовали в музыкальной викторине и на непродолжительное время оказались в вокальном кружке семейства Шуман.

 

Все действо происходило на немецком языке, но даже те, кто не знают его в совершенстве, в том числе благодаря художественному оформлению (художник – Екатерина Шевцова), всецело погрузились в удивительную атмосферу. Каждая клеточка откликалась, а душа летела.

 

Радостно, что у проекта есть постоянные поклонники. После концерта мы с удивлением узнали,  что на вечер в библиотеку приехали гости из Тарусы. Артисты даже получили приглашение посетить с гастролями этот город.  Несомненно, подобные признания вдохновляют и окрыляют. Кстати, авторы проекта тут же на месте озвучили около десяти тем, над которыми они готовы работать. Так что с уверенностью можно сказать: в новом году нас ждут новые иммерсивные концерты.

Валентина Айшпор