• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

41.04.01 Зарубежное регионоведение

Утверждение программы
Протокол №9 заседания ученого совета от 19.10.2021 г.
Дата обновления паспорта
Протокол №1 заседания академического совета от 30.06.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSDEU

Обучение ведётся на русском и немецком языках

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2024/2025 учебный год

Germanica: история и современность

Вид: Общая
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2023/2024 учебный год

Germanica: история и современность

Вид: Общая
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ регионоведческой и страноведческой информации по региону (стране) специализации и представляет их результаты на русском и немецком языках, в том числе в публичном формате
  • КОР-2 Применяет современные коммуникативные технологии на русском и немецком языках для академического и профессионального взаимодействия в мультикультурной среде, учитывает разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках регионоведческих и страноведческих исследований по региону (стране) специализации, представляет для обсуждения в профессиональной среде на русском и немецком языках результаты этапов реализации исследования
  • КОР-4 Формулирует на русском и немецком языках самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных региональных событий, явлений и концепций, связанных с регионом (страной) специализации, в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию на русском и немецком языках, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей 
Характеристика профессиональной деятельности:

Магистерская программа «Germanica: история и современность» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.

 В организационно-управленческой деятельности:

  • организационная деятельность на уровне сотрудников международных отделов, департаментов и/или зарубежных представительств компаний, банков и органов государственной власти РФ;
  • организация выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий, связанных с зарубежными регионами мира;
  • организация культурных обменов, гуманитарного взаимодействия, связанного с межкультурной коммуникацией;
  • выполнение функций редакторов, продюсеров и переводчиков;
  • организация международных переговоров, встреч, конференций, семинаров.

В проектной деятельности:

  • организация проектов международного профиля, поиск международных партнеров;
  • организация проектной деятельности и руководство творческим коллективом (или организацией);
  • формирование необходимых творческих ресурсов для выполнения проектных задач;
  • оформление и ведение сопроводительной документации по проекту;
  • оценка и презентация результатов коллективной проектной работы.

В консультационной деятельности:

  • оказание консультационной поддержки в рамках своей региональной/страновой специализации по вопросам разработки и реализации образовательных и исследовательских программ регионоведческой направленности;
  • оказание консультационной поддержки органами власти, государственным и коммерческим, российским и зарубежным организациям и НКО в области администрирования взаимодействия с зарубежными регионами мира;
  • консультирование частных лиц по вопросам, связанным с зарубежным регионоведением и страноведением;
  • консультирование редакций СМИ по вопросам, связанным с изучаемым регионом.

 В экспертно-аналитической деятельности:

  • работа с архивами и базами данных, информационными системами, библиотечными, архивными и музейными фондами по регионоведческой и страноведческой тематике;
  • сбор, анализ и систематизация данных, связанных со спецификой зарубежных стран и регионов мира;
  • подготовка экспертно-аналитических материалов в интересах организаций и частных лиц;
  • проведение экспертизы проектных предложений или реализованных проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • выполнение функций международных обозревателей, освещение проблематики зарубежных стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической и научно-популярной литературе.

В научно-исследовательской деятельности:

  • планирование и проведение фундаментальных теоретических и прикладных исследований в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • сбор и первичная обработка информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий исследований в сфере зарубежного регионоведения;
  • анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями зарубежного регионоведения и смежных дисциплин;
  • представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам регионоведческих исследований.
Перечень профессиональных компетенций:
  •  

    ПК-1 Способен осуществлять поиск необходимой информации в сфере зарубежного регионоведения и страноведения о регионе (стране) специализации с использованием актуальных информационно-коммуникационных технологий
  • ПК-2 Способен ставить исследовательские задачи и выявлять актуальную исследовательскую проблематику в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-3 Способен организовывать и проводить научные исследования в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-4 Способен проводить экспертный анализ и оценку на различных стадиях реализации научно-исследовательских проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-5 Способен к самостоятельному написанию авторских комментариев и других текстов на русском и немецком языках в рамках редакционной политики, обработке и проверке полученной информации, отслеживанию информационных поводов и планированию деятельности
  • ПК-6 Способен использовать в профессиональной деятельности комплексные знания о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
  • ПК-7 Способен самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
Характеристика образовательных модулей:

Программа состоит из следующих образовательных модулей: Major, «Ключевые семинары», «Практика», «Маголего», ГИА

Модуль Major включает в себя набор курсов, необходимых для специализации по зарубежному регионоведению, c акцентом на изучение специфики немецкоязычного региона и состоит из двух блоков: «Базовые дисциплины» и «Дисциплины по выбору».

Блок «Базовые дисциплины» составляют дисциплины направления и дисциплины специализации.

Дисциплины направления: базовый курс теоретического характера «Введение в регионоведение», в рамках которого репрезентируется профессиональное ядро направления «Зарубежное регионоведение», вводится концептуальный аппарат и дается исследовательский инструментарий регионоведческого анализа; базовый курс «Германия в системе международных отношений» дает общетеоретические основы анализа международных отношений с акцентом на специфику немецкоязычного региона.

Дисциплины специализации: основные курсы специализации. В число дисциплин специализации входят курсы трех типов: 1) курсы, дающие комплексные знания междисциплинарного характера и аналитический инструментарий, необходимые для понимания современной политической, правовой и экономической специфики стран немецкоязычного региона («Экономическая и политическая система современной Германии», «Правовая система немецкоязычных стран»,); 2) курсы, формирующие понимание исторических процессов, определивших своеобразие немецкоязычного языкового ареала, включая интеллектуальную историю и историю идей («ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и Люксембург как варианты немецкого пути в XX веке», «Ключевые идеи интеллектуальной истории Германии», «Современная философия, психология и социология немецкоязычных стран», «Современная немецкая литература»); 3) методический курс, направленный на совершенствование практических и коммуникативных навыков, необходимых для исследовательской работы в немецкоязычной среде: работа с немецкоязычными архивными материалами, чтение рукописного текста, специальные источниковедческие и палеографические компетенции, аналитическая работа с немецкоязычными академическими текстами, реферирование, рецензирование, устная презентация результатов научного исследования («Анализ академического текста»).

Блок «Дисциплины по выбору» составляют курсы, посвященные углубленному изучению различных сфер художественной культуры немецкоязычного языкового ареала и дающие студентам возможность расширить свой междисциплинарный методологический арсенал в соответствии с профессиональными и исследовательскими интересами, углубить свое понимание общей культурной специфики региона, применяя его к анализу конкретного историко-культурного материала («Искусство и музыкальная культура немецкоязычных стран», «История театра и кинематографа немецкоязычных стран»).

Модуль «Ключевые семинары» состоит из научно-исследовательского семинара и семинара наставника.

Научно-исследовательский семинар актуализирует и адаптирует к исследовательским задачам весь комплекс теоретических знаний, полученных в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения НИС включает в себя различные тематические модули («Немецкая литература и национальный миф», «Повседневная жизнь немцев в XVI-XX вв. как предмет исторического изучения», «Социальные и диалектные особенности современной немецкой языковой среды»), в рамках которых студенты осваивают различные методы научно-исследовательской работы: специфику работы с различными типами источников (как текстовых, так и визуальных), использование электронных баз данных и каталогов, особенности библиографирования немецкоязычных источников и исследовательской литературы и т. п. На втором году обучения работа студентов НИС носит практико-ориентированный характер и предполагает проведение серии встреч и мастер-классов с различными экспертами и практиками в области межкультурного взаимодействия со странами изучаемого региона.

Семинар наставника направлен на освоение и совершенствование магистрантами широкого спектра практических и коммуникативных навыков, необходимых для ориентации в немецкоязычном медийном пространстве, мониторинга и анализа немецкоязычных СМИ и т. п.).

Модуль «Маголего» предполагает освоение студентами дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула.

Модуль «Практика» на первом году обучения включает в себя написание курсовой работы по тематике, связанной с немецкоязычным регионом, а на втором — прохождение практики в различных организациях, так или иначе вовлеченных в процессы экономического, общественного и культурного взаимодействия с изучаемым регионом.

Модуль ГИА, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту выпускной квалификационной работы по проблемных вопросам, связанным с изучением специфики немецкоязычного региона.

2022/2023 учебный год

Germanica: история и современность

Вид: Общая
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Проводит целенаправленный поиск, сбор, систематизацию и анализ регионоведческой и страноведческой информации по региону (стране) специализации и представляет их результаты на русском и немецком языках, в том числе в публичном формате
  • КОР-2 Применяет современные коммуникативные технологии на русском и немецком языках для академического и профессионального взаимодействия в мультикультурной среде, учитывает разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
  • КОР-3 Формирует на основе применения междисциплинарных методов гипотезы для выполнения исследовательских задач в рамках регионоведческих и страноведческих исследований по региону (стране) специализации, представляет для обсуждения в профессиональной среде на русском и немецком языках результаты этапов реализации исследования
  • КОР-4 Формулирует на русском и немецком языках самостоятельные интерпретации и обоснованную оценку различных региональных событий, явлений и концепций, связанных с регионом (страной) специализации, в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
  • КОР-5 Осуществляет устную и письменную медийную коммуникацию на русском и немецком языках, в том числе в рамках редакционной политики, с использованием комплексных знаний о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
Характеристика профессиональной деятельности:

Магистерская программа «Germanica: история и современность» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.

 В организационно-управленческой деятельности:

  • организационная деятельность на уровне сотрудников международных отделов, департаментов и/или зарубежных представительств компаний, банков и органов государственной власти РФ;
  • организация выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий, связанных с зарубежными регионами мира;
  • организация культурных обменов, гуманитарного взаимодействия, связанного с межкультурной коммуникацией;
  • выполнение функций редакторов, продюсеров и переводчиков;
  • организация международных переговоров, встреч, конференций, семинаров.

В проектной деятельности:

  • организация проектов международного профиля, поиск международных партнеров;
  • организация проектной деятельности и руководство творческим коллективом (или организацией);
  • формирование необходимых творческих ресурсов для выполнения проектных задач;
  • оформление и ведение сопроводительной документации по проекту;
  • оценка и презентация результатов коллективной проектной работы.

В консультационной деятельности:

  • оказание консультационной поддержки в рамках своей региональной/страновой специализации по вопросам разработки и реализации образовательных и исследовательских программ регионоведческой направленности;
  • оказание консультационной поддержки органами власти, государственным и коммерческим, российским и зарубежным организациям и НКО в области администрирования взаимодействия с зарубежными регионами мира;
  • консультирование частных лиц по вопросам, связанным с зарубежным регионоведением и страноведением;
  • консультирование редакций СМИ по вопросам, связанным с изучаемым регионом.

 В экспертно-аналитической деятельности:

  • работа с архивами и базами данных, информационными системами, библиотечными, архивными и музейными фондами по регионоведческой и страноведческой тематике;
  • сбор, анализ и систематизация данных, связанных со спецификой зарубежных стран и регионов мира;
  • подготовка экспертно-аналитических материалов в интересах организаций и частных лиц;
  • проведение экспертизы проектных предложений или реализованных проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • выполнение функций международных обозревателей, освещение проблематики зарубежных стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической и научно-популярной литературе.

В научно-исследовательской деятельности:

  • планирование и проведение фундаментальных теоретических и прикладных исследований в сфере зарубежного регионоведения и страноведения;
  • сбор и первичная обработка информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий исследований в сфере зарубежного регионоведения;
  • анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями зарубежного регионоведения и смежных дисциплин;
  • представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам регионоведческих исследований.
Перечень профессиональных компетенций:
  • ПК-1 Способен осуществлять поиск необходимой информации в сфере зарубежного регионоведения и страноведения о регионе (стране) специализации с использованием актуальных информационно-коммуникационных технологий
  • ПК-2 Способен ставить исследовательские задачи и выявлять актуальную исследовательскую проблематику в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-3 Способен организовывать и проводить научные исследования в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-4 Способен проводить экспертный анализ и оценку на различных стадиях реализации научно-исследовательских проектов в сфере зарубежного регионоведения и страноведения применительно к региону (стране) специализации
  • ПК-5 Способен к самостоятельному написанию авторских комментариев и других текстов на русском и немецком языках в рамках редакционной политики, обработке и проверке полученной информации, отслеживанию информационных поводов и планированию деятельности
  • ПК-6 Способен использовать в профессиональной деятельности комплексные знания о регионе (стране) специализации с учетом его (ее) природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
  • ПК-7 Способен самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
Характеристика образовательных модулей:

Программа состоит из следующих образовательных модулей: Major, «Ключевые семинары», «Практика», «Маголего», ГИА

Модуль Major включает в себя набор курсов, необходимых для специализации по зарубежному регионоведению, c акцентом на изучение специфики немецкоязычного региона и состоит из двух блоков: «Базовые дисциплины» и «Дисциплины по выбору».

Блок «Базовые дисциплины» составляют дисциплины направления и дисциплины специализации.

Дисциплины направления: базовый курс теоретического характера «Введение в регионоведение», в рамках которого репрезентируется профессиональное ядро направления «Зарубежное регионоведение», вводится концептуальный аппарат и дается исследовательский инструментарий регионоведческого анализа; базовый курс «Германия в системе международных отношений» дает общетеоретические основы анализа международных отношений с акцентом на специфику немецкоязычного региона.

Дисциплины специализации: основные курсы специализации. В число дисциплин специализации входят курсы трех типов: 1) курсы, дающие комплексные знания междисциплинарного характера и аналитический инструментарий, необходимые для понимания современной политической, правовой и экономической специфики стран немецкоязычного региона («Экономическая и политическая система современной Германии», «Правовая система немецкоязычных стран»,); 2) курсы, формирующие понимание исторических процессов, определивших своеобразие немецкоязычного языкового ареала, включая интеллектуальную историю и историю идей («ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и Люксембург как варианты немецкого пути в XX веке», «Ключевые идеи интеллектуальной истории Германии», «Современная философия, психология и социология немецкоязычных стран», «Современная немецкая литература»); 3) методический курс, направленный на совершенствование практических и коммуникативных навыков, необходимых для исследовательской работы в немецкоязычной среде: работа с немецкоязычными архивными материалами, чтение рукописного текста, специальные источниковедческие и палеографические компетенции, аналитическая работа с немецкоязычными академическими текстами, реферирование, рецензирование, устная презентация результатов научного исследования («Анализ академического текста»).

Блок «Дисциплины по выбору» составляют курсы, посвященные углубленному изучению различных сфер художественной культуры немецкоязычного языкового ареала и дающие студентам возможность расширить свой междисциплинарный методологический арсенал в соответствии с профессиональными и исследовательскими интересами, углубить свое понимание общей культурной специфики региона, применяя его к анализу конкретного историко-культурного материала («Искусство и музыкальная культура немецкоязычных стран», «История театра и кинематографа немецкоязычных стран»).

Модуль «Ключевые семинары» состоит из научно-исследовательского семинара и семинара наставника.

Научно-исследовательский семинар актуализирует и адаптирует к исследовательским задачам весь комплекс теоретических знаний, полученных в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения НИС включает в себя различные тематические модули («Немецкая литература и национальный миф», «Повседневная жизнь немцев в XVI-XX вв. как предмет исторического изучения», «Социальные и диалектные особенности современной немецкой языковой среды»), в рамках которых студенты осваивают различные методы научно-исследовательской работы: специфику работы с различными типами источников (как текстовых, так и визуальных), использование электронных баз данных и каталогов, особенности библиографирования немецкоязычных источников и исследовательской литературы и т. п. На втором году обучения работа студентов НИС носит практико-ориентированный характер и предполагает проведение серии встреч и мастер-классов с различными экспертами и практиками в области межкультурного взаимодействия со странами изучаемого региона.

Семинар наставника направлен на освоение и совершенствование магистрантами широкого спектра практических и коммуникативных навыков, необходимых для ориентации в немецкоязычном медийном пространстве, мониторинга и анализа немецкоязычных СМИ и т. п.).

Модуль «Маголего» предполагает освоение студентами дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула.

Модуль «Практика» на первом году обучения включает в себя написание курсовой работы по тематике, связанной с немецкоязычным регионом, а на втором — прохождение практики в различных организациях, так или иначе вовлеченных в процессы экономического, общественного и культурного взаимодействия с изучаемым регионом.

Модуль ГИА, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту выпускной квалификационной работы по проблемных вопросам, связанным с изучением специфики немецкоязычного региона.

Конкурентные преимущества программы

Программа имеет два преимущества, определяемые ее спецификой: от большинства программ по германистике (как отечественных, так и зарубежных) она выгодно отличается прежде всего междисциплинарным подходом, предполагающим сбалансированное сочетание политико-экономического и страноведческого подхода с историко-культурным, а от немногочисленных зарубежных регионоведческих программ по немецкоязычным регионам —  тем, что имеет существенную историко-культурную составляющую и ориентируется на подготовку специалистов для работы  в различных сферах российско-немецкого экономического, общественного и культурного взаимодействия. К числу преимуществ программы относятся также сочетание теоретических и практикоориентированных курсов, сильный преподавательский состав, наличие возможностей для прохождения магистрантами практики в различных общественных организациях и в бизнес-структурах.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Germanica: история и современность»

Перейти к содержанию программы