• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика общественного сектора

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Экономика общественного сектора». В результате освоения дисциплины «Экономика общественного сектора» студент должен овладеть следующими знаниями, умениями, навыками (компетенциями): - знание основных теоретических концепций, описывающих все стороны функционирования общественного сектора, основных источников формирования средств и направления их расходования, последствия перераспределительных действий государства, основы бюджетного федерализма; - умение анализировать проблемы, возникающие в общественном секторе; - умение решать типовые задачи и выполнять практические задания, относящиеся к проблематике общественного сектора; - навыки оценки возможных эффектов государственных программ и налогов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение систематизированного представления о современных научных подходах к изучению проблем экономики общественного сектора;
  • знание основных современных теорий и моделей экономики общественного сектора;
  • овладение инструментами анализа эффективности программ государственных расходов и эффектов налогообложения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует провалы рынка и формы экономической активности государства;
  • умеет выявлять основные причины, особенности и формы государственного регулирования таких отраслей экономики, как образование, наука, здравоохранение, жилье;
  • анализирует возможные результаты применения тех или иных правил принятия коллективных решений, причины рационального неведения избирателей, изъянов государства, феномен обмена голосами;
  • анализирует и сравнивает распределение налогового бремени между различными экономическими агентами на различных рынках;
  • выявляет в межтерриториальных экономических отношениях тенденции, которые в наибольшей степени отвечают идее рационального выбора форм и степени децентрализации;
  • сравнивает и оценивает особенности выбора в случае одномерных и многомерных альтернатив, а также; возможные последствия действий участников общественного выбора;
  • соотносит экономические действия государства с характером решаемых с их помощью задач;
  • анализирует особенности программ социальной помощи и социального страхования;
  • демонстрирует умение решать задачу минимизации избыточного налогового бремени;
  • оценивает избыточное налоговое бремя для различных типов налогов, возможности минимизации избыточного налогового бремени для различных видов налогов;
  • анализирует расходы и доходы субфедеральных бюджетов с точки зрения критериев разграничения полномочий;
  • оценивает влияние межбюджетных трансфертов на поведение получателей бюджетных средств;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономическая роль государства.
    Государство как субъект рыночной экономики. Формы и инструменты участия государства в рыночной экономике. Функции государственных финансов. Рынок и государство. Провалы рынка и государство. Распределение доходов и государство. Общественное благосостояние. Альтернативные теории роли государства. Общественный сектор, удельный вес общественного сектора в экономике. Закон Вагнера.
  • Расходы государства: введение в экономику отраслей, производящих общественные блага.
    Формы и функции общественных расходов. Социальное страхование и социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Особенности экономических отношений в образовании, здравоохранении, научной и жилищной сферах. Государственная политика в социально-ориентированных отраслях.
  • Теория общественного выбора.
    Коллективные действия, коллективный выбор. Правило большинства: позитивные и нормативные свойства. Другие процедуры принятия коллективных решений. Теории роста государственных расходов. Теории бюрократии. Манипулирование повесткой и процедурой голосования для отдельных процедур принятия решений. Роль участия избирателей в голосовании. Алабамский парадокс. Политическая конкуренция. Модель Даунса. Условия сохранения различий в политических программах. Многомерная конкуренция политиков. Колеблющиеся избиратели. Собственные предпочтения кандидатов. Модели поиска ренты. Монополии и лоббирование. Информирующее лоббирование. Механизмы сдерживания поиска ренты.
  • Общественные доходы.
    Структура государственных доходов. Налоговые системы и их оценка. Искажающее действие налогов. Микроэкономические эффекты налогообложения на товарных рынках. Статические модели распределения налогового бремени. Влияние несовершенной конкуренции. Динамические модели: общие сведения. Налоги и предложение труда. Оптимальное налогообложение дохода. Модель с квазилинейной функцией полезности. Налогообложение для функции Роулса. Условия выбора шкалы налогообложения. Масштабы уклонения от налогов. Принятие решения об уклонении. Эффекты контроля (аудита) и штрафов. Эффект честности. Моделирование уклонения от налогов при помоши теории игр и поведенческие модели. Модель соблюдения законов. Ограничение выявления предпочтений. Ограничение налоговой политики. Ограничения смешения и разделения благ, полезностей и налогов. Налогообложение доходов с капитала. Вненалоговое перераспределение. Налоги в открытой экономике. Влияние на эффективность. Налогообложение капитала и прибыли корпораций. Пропорциональное распределение налогов. Трансфертное ценообразование. Влияние налогов на размещение предприятий. Гармонизация налогообложения. Тарифная политика как элемент налогообложения.
  • Организация и управление в общественном секторе.
    Бюджетная децентрализация. Расходы и доходы территориальных бюджетов. Оптимальная структура управления: выбор между эффективностью и стабильностью. Федерализм и подотчетность правительства. Разделение полномочий и рисков между регионами и уровнями власти. «Мягкие» бюджетные ограничения. Распространенность децентрализации в мире. Локальные общественные блага. Формирование сообществ и групп. Теория клубов. Гипотеза Тибу. Налог на имущество. Капитализация общественных благ в стоимости недвижимости. Эмпирические оценки спроса на локальные общественные блага. Функции городских органов управления. Экономический смысл городов. Внешние эффекты городской среды. Моделирование расходов и доходов городской администрации. Предоставление основных видов общественных благ. Применение принципов и моделей экономики общественного сектора для локального уровня.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий эссе
    Эссе по курсу «Экономика общественного сектора» представляет собой письменную работу объемом 5-6 страниц (12 шрифт, через полтора интервала, поля – 2 см с каждой стороны) печатного текста, цель которой - анализ актуальных проблем общественного сектора в мире. Эссе может содержать приложение статистических данных. Весь текст, рисунки, графики, таблицы – на русском языке, не допускается присутствие текста на иностранном языке. При этом эссе должно иметь четкую логику и структуру, т.е. в нем должны быть отражены все пункты, указанные в формулировке темы эссе, сформулированные выводы по результатам анализа. В тексте работы обязательно должны быть ссылки на источники (в т.ч. и на интернет-ресурсы – с указанием сайта и полного названия материала, который был использован с данного сайта) и приведен список использованной литературы. В списке использованной литературы должно быть не менее 4 источников (публикации последних лет).
  • неблокирующий реферат
    Реферат, в отличие от эссе, представляет письменную работу объемом не менее 10 стр. (без приложений). В списке использованной литературы должно быть не менее 10 источников (публикации последних лет). Реферат должен содержать статистические данные (могут быть размещены в приложении) и их анализ. Остальные требования, сформулированные для эссе, сохраняются.
  • неблокирующий экзамен
    Письменный экзамен выполняется в конце курса. Использование каких-либо текстов, калькуляторов, телефонов и др. средств связи запрещается. Время написания работы – 80 мин.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.15 * реферат + 0.5 * экзамен + 0.15 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hindriks, J., & Myles, G. D. (2013). Intermediate Public Economics (Vol. Second edition). Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=564828
  • Общественный выбор III, Мюллер, Д., 2007
  • Экономика общественного сектора : учебник для вузов, Якобсон, Л. И., 2014
  • Экономический анализ социальных проблем, Ле Гранд, Дж., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теория общественного выбора : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Нуреев, Р. М., 2005
  • Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова, Л. С., 2009
  • Экономическая теория государственных финансов : учеб. пособие для вузов, Занадворов, В. С., 2006