• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информационные технологии в государственном управлении

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на ознакомление студентов с ключевыми цифровыми технологиями и технологическими решениями, которые используются органами власти для осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг в интересах граждан и бизнеса. Студенты изучат нормативно-правовые, организационные и технологические аспекты внедрения цифровых технологий в систему государственного управления, прежде всего, на федеральном и региональном уровнях управления в Российской Федерации. В рамках курса у студентов будут сформированы навыки анализа стратегических документов, определяющих развитие цифровых технологий в системе государственного управления в России, навыки построения моделей для оценки социально-экономических эффектов от внедрения технологий в деятельность, прежде всего, федеральных органов власти. В курсе отражены вызовы и особенности построения информационного общества, рассмотрена система электронного правительства, ключевые государственные информационные системы, региональные проекты цифровизации, в частности, в рамках концепций умного региона и умного города. Студенты овладеют технологиями работы с открытыми государственными данными, получат представление о формулировке проблем и задач, которые решаются с помощью различных цифровых технологий. В курсе рассматриваются технологии вовлечения и участия граждан в работе органов власти: краудсорсинг, представительство органов власти в социальных сетях. Формой текущего контроля по данной дисциплине являются домашние задания, промежуточная контрольная работа. Формой итогового контроля является экзамен в виде эссе как ответа на экзаменационный вопрос. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение принципов и механизмов стратегического управления внедрением информационных технологий в систему государственного управления
  • Понимание особенностей, ограничений и перспектив существующих и потенциально применимых информационных технологий в системе государственного управления
  • Использование аналитического инструментария для оценки возможностей по совершенствованию существующих государственных информационных ресурсов и систем, а также внедрению новых информационных технологий в деятельность государственных органов власти.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные принципы информатизации государственных органов власти;
  • знать особенности и возможности рассматриваемых в курсе информационных технологий
  • управленческий контекст процессов внедрения информационных технологий в дея-тельность государственных органов власти
  • уметь применять аналитический инструментарий из сферы стратегического менеджмента для оценки перспектив и ограничений внедрения информационных технологий в систему государственного управления
  • уметь формулировать задачи, решаемые для оптимизации и развития работы в государственных органах власти на основе информационных технологий;
  • уметь использовать Интернет-технологии поиска и анализа информации, содержащейся в электронных библиотечных ресурсах, в электронных государственных реестрах для оценки применимости информационных технологий для конкретных государственных задач.
  • владеть навыками применения оценочных аналитических моделей для измерения уровня электронной зрелости государственных информационных ресурсов/систем для их потенциального инновационного развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Государство и цифровая экономика Государство в условиях цифровизации экономики
    Роль и функции государства в условиях цифровой экономики. Понятие цифровой транс-формации и цифровизации экономикиа, теории и модели цифрового государственного управления. Что контролируется: понимание роли и функций государства в цифровую эпоху Как контролируется: сдается домашнее задание в виде эссе на тему занятия, контрольная работа и экзамен
  • Государственные стратегии цифровизации экономики и социальной сферы Государственные стратегии цифровизации
    Направления цифровизации государственного управления. Законодательное регулирова-ние в сфере цифровых технологий в России., Федеральная целевая программа «Информа-ционное общество 2011-2020», государственная программа «Цифровая экономика». Про-блемы цифровизации государства в Российской Федерации – нормативные меры, практи-ка, ограничения. Ключевые национальные государственные информационные системы, учет регионального аспекта цифровизации. Что контролируется: умение анализировать ИТ-стратегии, формировать SWOT-анализ Как контролируется: на семинаре обсуждаются и анализируются различные государ-ственные стратегии цифровизации за рубежом, в России на федеральном и региональном уровнях. От электронного правительства к цифровому: трансформация электронных госу-дарственных услуг в цифровые Этапы зрелости государственных цифровых услуг, способы цифровой идентификации заявителя, проактивные услуги и исполнение жизненных ситуаций, способы реинжиниринга государственных административных процессов, административные регламенты, каналы предоставления услуг. Что контролируется: понимание этапов и особенностей процесса цифровизации государ-ственных услуг Как контролируется: домашнее задание эссе по оценке качестве государственных услуг в цифровом виде, контрольная работа и экзамен
  • Региональная отраслевая цифровизация Реализация концпеции Smart City на примере г. Москвы Понятие концепции Smart City, основные теории, масштабы распространения и целостная стратегия развития, основные используемые технологии
    Отраслевые проекты цифровой трансформации в городе Москва Информационные технологии в отраслевом управлении: здравоохранение, транспорт, образование, управление, демократия, ЖКХ. Информационные системы в управлении здравоохранением, информатизация больниц, клиник. Национальные проекты: электронная медицинская карта, государственные услуги в сфере здравоохранения (запись на прием к врачу, выбор доктора, выбор клиник, обращение за препаратами). Проблемы проектирования государственных услуг Информационные проекты управления образованием: э-дневник, э-карта школьника, э-ресурсы в образовании. Интеллектуальная транспортная система, мобильные приложения, электронные услуги, стандарты на автоматизированне системы. стадии создания, формирование функциональных требований, технического задания, документирование (ГОСТ 34.ххх) Что контролируется: понимание концепции умных городов Как контролируется: домашнее задание в виде эссе по анализу типовых проектов умного города в различных мегаполисах мира, контрольная работа и экзамен
  • Ключевые информационные системы в государственном управлении
    Порталы, Системы электронного документооборота, географические информационные системы, региональные информационно-аналитические системы, экспертные системы, системы поддержки принятия решений) Оценка эффективности использования и развития государственных систем на при-мере порталов Методика университета Брауна, методика ООН, выбор подходящих параметров оценки, апробация методики на примере трех федеральных порталов органов власти. Что контролируется: знание различных типов информационных систем и их функционала Как контролируется: домашнее задание в виде эссе по оценке федеральных порталов по методике Университета Брауна
  • Открытые данные: Определение, основные принципы и механизмы
    Понятие и принципы открытых данных. Лучшие практики по открытым данным. Ожидаемые результаты по открытым данным. Оценка ценности опубликованных данных в соответствии с запросом бизнеса. Жизненный цикл открытых данных. Определение открытых данных (в соответствии с Концепцией открытых данных). Открытые лицензии. Машиночитаемые форматы данных. Пятизвездочная модель открытых данных по Тиму Бернерсу-Ли. Области использования связанных открытых данных (Linked Open Data). Экосистема открытых данных. Открытые данные как основа для открытого государства. Открытые данные как среда взаимодействия. Международная бюрократическая практика отказов в публикации открытых данных. Форматы открытых данных Машиночитаемые и немашиночитаемые форматы, пятизвездочная модель Т. Бер-нерс-Ли, преобразование данных из одного формата в другой. Формат PDF (Portable Doc-ument Format). Excel - формат. Формат CSV. Формат JSON (JavaScript Object Notation). Формат XML (eXtensible Markup Language). Модель представления данных RDF. Процесс работы с открытыми данными. Поиск открытых данных. Обработка данных. Визуальное представление данных. Публикация открытых данных Подготовка данных к публикации, чистка данных, методика публикации данных Минэкономики России, паспорт и структура набора данных, реестр наборов данных, вер-сии набора данных, периодичность обновления набора данных. Оценка качества данных Понятие качества данных, выбор показателей качества, методики оценки качества данных, предназначение сертификатов качества данных, апробация методики оценки качества данных на тестовых наборах данных. Что контролируется: понимание концепции открытых государственных данных Как контролируется: домашнее задание по оценке избранного набора данных, контрольная работа и экзамен
  • Как выбирать данные для публикации: востребованность, эффективность, экономия
    Факторы приоритизации наборов: востребованность, степень готовности, затраты на публикацию. Социально-экономический эффект открытых данных. Существенные условия успешности деятельности в области открытых данных. Опосредованная модель реализации потенциала открытых данных: факторы готовности. Цепочки формирования ценности Этапы организационного развития ОД. Рейтинги и модели оценки использова-ния открытых данных. Роль и задачи рейтингов. Методики построения рейтингов по от-крытым данным. Социально-экономический эффект от открытия данных Выбор набора данных из отраслевой практики на федеральном или региональном уровне, анализ возможных эффектов от открытия набора, экономическое обоснование открытия набора данных, анализ референтных групп, заинтересованных в открытии набора данных, мероприятия по продвижению набора данных. Что контролируется: навыки продвижения, оценки эффективности использования наборов государственных данных Как контролируется: домашнее задание по оценке эффективности, востребованности и эффектов от открытия государственных данных, контрольная работа и экзамен
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * домашнее задание + 0.4 * экзамен + 0.2 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Архитектура и стратегия : "инь" и "янь" информационных технологий предприятия, Данилин А. В., Слюсаренко А., 2005
  • Информационные системы и технологии управления : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика», специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. Г.А. Титоренко. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 591 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-01766-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1039973
  • Информационные технологии управления : учеб. пособие для вузов, Титоренко Г. А., Коноплева И. А., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • D. Kachan A., & Д. Качан А. (2018). Open Data: Analysis of Trends ; Открытые Данные: Анализ Тенденций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5271C977
  • Dameri, R. P., & Rosenthal-Sabroux, C. (2014). Smart City : How to Create Public and Economic Value with High Technology in Urban Space. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806612
  • Smart City 360° By: Hofmann. Springer International Publishing. ISBN: 978-3-319-33680-0, 978-3-319-33681-7
  • ИГНАТОВА АННА МИХАЙЛОВНА. (2015). Открытые данные как новый способ взаимодействия государства и общества. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B5CE0229