• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственное регулирование и развитие инновационного потенциала

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс направлен на изучение основных понятий современной теории инновационного развития, объяснение истоков, роли и места инноваций в системе факторов социально-экономической динамики на основе альтернативных теоретических подходов, способствуя формированию системного владения комплексом экономических, управленческих и юридических знаний для управленческой работы в инновационной сфере, а также – развитию навыков научно-исследовательской, аналитической работы, подготовке решений в области публичного управления научной и инновационной деятельностью на разных уровнях, в том числе – в федеральных, региональных и муниципальных органах управления; изучение структуры инновационной сферы, состав и функции основных субъектов науки и инноваций в РФ и развитых странах, с определением общих и особенных характеристик национальной инновационной системы РФ. В курсе отражены основные проблемы построения экономики знаний, постиндустриального уровня, опыта государственного регулирования инновационной экономики в разных странах. Дается представление о структурных реформах государственного управления в сфере науки, образования и инноваций в Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблемам оценки результативности инновационной политики, накопленному отечественному и зарубежному опыту и задачам его использования, перспективам инновационной деятельности и ее вкладу в реализацию целей социально-экономического развития страны.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основы теории и наиболее актуальные проблемы управления инновациями, включая механизмы формирования государственной политики в сфере науки и инноваций; общие представления об особенностях инновационной деятельности, мотивации лиц, ответственных за принятие решений, организационную, дисциплинарную и управ-ленческую структуру НИС, основные тенденции в развитии инновационного потенциала Российской Федерации;
  • Курс обеспечивает слушателя теоретическими знаниями, необходимыми для комплексного анализа состояния и перспектив развития национальных инновационных систем и оценки позиций Российской Федерации в глобальной системе инноваций.
  • Целями освоения дисциплины «Государственное регулирование и развитие инно-вационного потенциала» являются обеспечение магистра конкретными знаниями, умени-ями и навыками, позволяющими анализировать процессы развития науки, техники и ин-новаций, оценивать экономические ресурсы развития научного потенциала, оперировать понятиями механизмов и инструментов регулирования инновационной деятельности, формулировать, оценивать возможные последствия проведения мероприятия государ-ственной политики в области инноваций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • основы теории и наиболее актуальные проблемы управления инновациями, вклю-чая механизмы формирования государственной политики в сфере науки и инноваций;
  • общие представления об особенностях инновационной деятельности, мотивации лиц, ответственных за принятие решений, организационную, дисциплинарную и управ-ленческую структуру НИС, основные тенденции в развитии инновационного потенциала Российской Федерации
  • умеет выбрать и применить аналитические методы, адекватные поставленным управленческим целям;
  • умеет диагностировать и сформулировать проблему в терминах основных понятий теории управления инновациями, требующую принятия решений, построить совокупность задач, соответствующих ее решению, выбрать адекватные механизмы реализации решений;
  • умеет владеть навыками: анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и практики подготовки государственных решений в области управления наукой и инновациями;
  • умеет владеть навыками экспертно-диагностической оценки различных аспектов деятельности научных и исследовательских организаций, а также - законодательных инициатив в управлении инновациями;
  • умеет выбрать и применить аналитические методы, адекватные поставленным управленческим целям
  • умеет сформировать систему показателей, характеризующих инновационный объект на уровне федерального, регионального и местного органа управления, соответствующую задачам принятия управленческих решений;
  • знать основы теории и наиболее актуальные проблемы управления инновациями, включая механизмы формирования государственной политики в сфере науки и инноваций;
  • умеет сформировать систему показателей, характеризующих инновационный объект на уровне федерального, регионального и местного органа управления, соответствую-щую задачам принятия управленческих решений;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Парадигма инновационной деятельности.
    Виды инновационной деятельности. Продуктовые и процессные инновации. Инновационный продукт открытой архитектуры. Радикализация инноваций. Инновации, основанные на использовании фундаментальных знаний. Характеристики новой пара-дигмы инновационного процесса. Инновации и рынок. Инновационная политика и ее связь с научно-технической. Определение инновационной политики. Объект инно-вационной политики. Технология, как простейший и элементарный объект инноваци-онной политики. Роль государства в создании, развитии и поддержании инновационно-го потенциала. Организация инновационного потенциала. Бюджетная поддержка инно-ваций: плюсы и минусы.
  • Научная политика и ее связь с инновационной политикой.
    Опыт научно-технической и инновационной политики СССР. Изменение научно-технической и инновационной политики в постсоветский период. Проблемы заим-ствования зарубежных моделей. Проблемы ресурсного обеспечения и организации науки в России и мире. Структура научных кадров, динамика, наиболее острые проблемы - в России и мире. Оценка деятельности ученых и научных организаций. Мобильность как форма трансфера знаний. Циркуляция кадров,"утечка умов", работа с диаспорами - соверменный россий-ский опыт.
  • Инновационный потенциал и качество функционирования НИС.
    Полнота и качество коммуникаций в НИС. Устранение институциональных ба-рьеров при взаимодействии участников НИС. Ликвидация и/или значительное ослабле-ние регуляционных барьеров для появления новых акторов и элементов систем. Повы-шение ресурсной связности системы и ликвидация инфраструктурных разрывов. Разви-тие международной торговли и участие в глобальных цепочках создания стоимости. Стратегии акторов в национальной инновационной системе. Формирование мотива-ции акторов: баланс эффектов деятельности акторов и ее экстерналий; компенсация рисков деятельности акторов и давление на них; структурный фактор. Формирование парадигмы деятельности акторов: стратегии деятельности; абсорбци-онный и адаптационный потенциалы акторов; открытость деятельности, горизонталь-ные и вертикальные связи. Развитие ресурсной базы. Человеческий капитал: спрос и предложение. Новые знания. Финансовые ресурсы
  • Инструменты разработки и реализации инновационной политики
    Строительство инновационной системы в России: 2000-2015 гг., применявшиеся ин-струменты государственного регулирования, проблемы заимствования зарубежных мо-делей. Характеристика существующей НИС. Важнейшие элементы НИС: институты развития, включая фонд Сколково и Технологическую долину МГУ. Технопарки, технологические платформы, кластеры, особые экономические зоны. Региональные ин-новационные системы. Международные аспекты развития. Сотрудничество в рамках БРИКС.
  • Понятие инновационной деятельности.
    Природа инноваций. Инновации в исторической перспективе. Современные трактовки инноваций и инновационной деятельности. Участники и условия инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура. Национальная инновационная система. Инновационный потенциал. Стимулы и антистимулы к инновационной деятельности. Основные модели инновационной деятельности. Эффект спилловера. Характер неовеществленных технологий. Время разработки и освоения технологий. Режим диффузии технологий. Естественный риск: асимметрия информации при создании инновационных проектов (проблемы менеджмента и инвестирования); процессы конкуренции; механизмы совместного инвестирования и управления ресурсами). Факторы, определяющие эффективность функционирования НИС. Основные компо-ненты эффективности функционирования и развития НИС: доступность качества и полнота использования ресурсов; эффективность процессов создания инноваций; эффективность процессов распространения инноваций.
  • Актуальные проблемы формирования инновационной политики.
    Правовое регулирование поддержки инноваций; права на результаты интеллектуальной деятельности; трансфер и коммерциализация технологий; финансирование инновационной деятельности; экономическое стимулирование инновационной активности; регулирование рынка: конкуренция и кооперация, устранение избыточного или неэффективного регулирова-ния. Формирования стратегий научно-технологического и инновационного развития страны. Оценка реализации стратегических целей инновационной политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий текущий контроль самостоятельная работа
  • неблокирующий эссе
    1. Национальные приоритеты научно-технического и инновационного развития в директивных документах («Инновационная Россия 2020» и «Стратегия научно-технологического развития России 2035). Роль науки и инноваций в реализации майских указов Президента РФ. 2. Законодательная база инновационной деятельности. 3. Формы и виды инновационной деятельности. 4. Ведущие субъекты инновационной деятельности и их роль в форми-ровании и реализации государственной инновационной политики. 5. Наукоемкое и высокотехнологичное производство. Роль и место в экономике страны. 6. Программа высокотехнологичных рабочих мест. 7. Потенциал малого, среднего и крупного инновационного бизнеса. Проблемы и перспективы развития. 8. Политика российских высокотехнологических компаний на мировых рынках. 9. Роль институтов развития в реализации государственной инноваци-онной политики. 10. Налоговая поддержка малого и среднего инновационного бизнеса. Стимулирование появления новых предприятий в университетах. 11. Российские перспективы венчурного инвестирования. 12. Механизмы государственного регулирования инновационной дея-тельности 13. Сравнительный анализ эффективности косвенного и прямого регу-лирования инноваций. 14. Программы инновационного развития государственных компаний и компаний с государственным участием. 15. Определение мирового рынка высоких технологий и его структуры. 16. Основные современные корпоративные стратегии в инновационной сфере. 17. Различные формы кооперации корпораций в сфере инноваций. 18. Государственные программы развития кадров. 19. Научно-образовательные центры как инструмент развития регио-нального человеческого капитала. 20. Интернационализация корпоративных НИОКР и инноваций. 21. Российские государственные корпорации в сфере высоких техноло-гий. 22. Интернационализация российского сектора высоких технологий: динамика и перспективы. 23. Политика российских высокотехнологических компаний на мировых рынках. 24. Инновационная политика сырьевых ТНК. Создание госкорпораций. 25. Прямые иностранные инвестиции, кооперация, создание сложных интегрированных инновационных комплексов «наука-бизнес-государство». 26. Инновационные кластеры. 27. Технологические платформы. 28. Корпоративные стратегии. 29. Коммерческие инновации в Европейском союзе. 30. Региональная инновационная политика. Региональные корпорации развития. 31. Четвертая промышленная революция и переход к цифровой эконо-мике
  • неблокирующий экзамен
    Письменный экзамен сдается в конце курса. Перед началом работы даются вопросы, кото-рые составляются с учетом материала, пройденного по всем разделам курса. Длительность написания работы – 60 минут. Использование каких-либо текстов, калькуляторов, телефо-нов и др. средств связи запрещается. В случае получения неудовлетворительной оценки за зачет или неявки, на пересдаче сту-денту засчитываются накопленные в течение курса баллы, и предлагается написать новый вариант зачетной работы. В случае повторного получения неудовлетворительной оценки, студент дополнительно опрашивается устно по всем темам курса на комиссии. Как первая, так и вторая пересдача зачета осуществляется в письменной форме, в соответствии с положениями пунктов 62 и 66 Положения об организации контроля зна-ний (утв. протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 26). http://www.hse.ru/docs/35010753.html При проведении второй пересдачи комиссия не учи-тывает результаты текущего контроля при выставлении результирующей оценки, в соот-ветствии с пунктом 65 Положения об организации контроля знаний (утв. протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 26). http://www.hse.ru/docs/35010753.html
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * текущий контроль самостоятельная работа + 0.5 * экзамен + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гончаренко, Л.П. Инновационная политика : учебник / Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. — Москва : КноРус, 2016. — 350 с. — ISBN 978-5-406-04569-5. — URL: https://book.ru/book/917984 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Государственное регулирование инновационной сферы : учеб. пособие для вузов, Киселева В. В., Колосницына М. Г., 2008
  • Инновации: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, И.И. Передеряев; Под общ. ред. проф., д.т.н. А.В. Барышевой. - 3-e изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 384 с.: 60x84 1/16. (переплет) ISBN 978-5-394-00515-2, 1000 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/324469

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография / Полетаев В. Э. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 624 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-16-009771-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/547963