• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы принятия управленческих решений

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматривается ряд фундаментальных тем в теории принятия решений на примерах различных прикладных задач ГМУ, в частности, будут изучаться задача формирования, анализа и распределения муниципального бюджета, задача организации розничной торговли и рекламы товаров и услуг, задача формирования и размещения муниципальных заказов, задача управления образованием, задача организации подготовки и переподготовки кадров предприятий, задача расчета и анализа тарифов ЖКХ, задача организации государственно-частного партнерства и привлечения капитала в крупномасштабные муниципальные проекты, задача управления городским транспортом, задача размещения объектов строительства на территории муниципалитета и региона, задача управления здравоохранением и обслуживания населения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины «Методы принятия управленческих решений» является освоениe методов системного анализа, методов оптимизации и теории игр, изучаемых на примерах практических задач государственного и муниципального управления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение применять различные модели многокритериального принятия решений. Умение применять линейную свертку при решении практических задач. Использование модели последовательных уступок на практических примерах.
  • Умение сформулировать и решить практическую задачу с использованием порогового агрегирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Многокритериальные модели принятия решений
    Многокритериальные модели принятия решений. Модели свертки. Модель последовательных уступок.
  • Принятие коллективных решений в политике.
    Принятие коллективных решений в политике. Мажоритарное голосование. Системы пропорциональное представительства. Парадоксы Эрроу и Сена. Манипулирование в задаче голосования. Одномерная модель голосования. Понятие о многомерной модели голосования. Игровые модели.
  • Пороговое агрегирование
    Применение методов агрегирования для оценки качества административной реформы.
  • Влияние в организациях.
    Влияние в организациях. Классические индексы влияния. Индексы влияния, учитывающие предпочтения участников по вступлению в коалицию.
  • Справедливый дележ
    Справедливый дележ. Критерии справедливости дележа. Процедура «Подстраивающийся победитель».
  • Анализ эффективности затрат
    Анализ эффективности затрат. Метод «Стоимость-эффективность».
  • Прикладные модели принятия решений для ГМУ.
    Прикладные модели принятия решений для ГМУ. Системы поддержки принятия решений. Система оценки удовлетворенности избирателей деятельностью администрации. Государственно-частное партнерство.
  • Вспомогательная тема 1. Базовые понятия о вещественных (действительных) числах, конечномерных линейных пространствах и матрицах с действительными элементами
    Основные понятия теории множеств. Аксиомы действительных чисел. Аксиомы линейных пространств. Линейная независимость векторов в линейном пространстве и ее геометрический смысл. Ранг системы векторов, ранг матрицы, базис системы векторов и геометрический смысл этих понятий. Формулировка и геометрический смысл основной теоремы о двух системах векторов в конечномерных линейных пространствах и ее следствия. Формулировка теоремы о ранге матрицы, ее следствий и их геометрический смысл.
  • Вспомогательная тема 2. Геометрия систем линейных однородных и неоднородных уравнений и неравенств.
    Системы линейных однородных уравнений и структура множества их допустимых решений. Аффинные подпространства в конечномерных линейных пространствах, их связь с линейными подпространствами и их геометрическая иллюстрация. Умножение матрицы на вектор и векторно-матричная запись систем линейных уравнений и неравенств в конечномерных линейных пространствах. Умножение матриц. Вырожденные и невырожденные матрицы с действительными элементами. Единичные матрицы. Обратные матрицы невырожденных матриц.
  • Вспомогательная тема 3. Разрешимость систем линейных однородных и неоднородных уравнений и неравенств.
    Скалярное произведение и ортогональность двух векторов в конечномерном линейном пространстве. Сопряженные линейные подпространства конечномерного линейного пространства. Системы линейных неоднородных уравнений и их разрешимость. Геометрическая интерпретация множества допустимых решений линейного уравнения и линейного неравенства на плоскости и в трехмерном пространстве. Неотрицательные решения систем неоднородных уравнений и неравенств в конечномерных линейных пространствах. Базисные и неотрицательные базисные решения систем линейных неоднородных уравнений в конечномерных линейных пространствах.
  • Вспомогательная тема 4. Понятие выпуклости в математических и экономических системах.
    Выпуклые множества и выпуклые конусы в конечномерных линейных пространствах. Три операции над выпуклыми конусами и их геометрический смысл. Конечный конус и двойственный к нему. Конечные конусы неотрицательных решений систем линейных однородных уравнений и систем линейных однородных неравенств. Крайние векторы и крайние решения систем линейных однородных неравенств. Выпуклые многогранные множества, выпуклые многогранники и их крайние точки. Представление выпуклого многогранного множества через его крайние точки и крайние векторы.
  • Вспомогательная тема 5. Основные понятия и идеи методов нелинейной оптимизации и их геометрическая интерпретация.
    Постановка и математическая формулировка задачи об условном экстремуме. Функция Лагранжа и множители Лагранжа. Необходимые условия экстремума функции нескольких переменных и их геометрическая интерпретация.
  • Базовые идеи и принципы системного анализа и их применение к анализу систем государственного и муниципального управления. Идеи и простейшие модели линейного программирования, выпуклого программирования и многокритериальной оптимизации на примерах задач формирования, анализа и распределения муниципального бюджета и задач организации розничной торговли и рекламы товаров и услуг.
    Геометрическая интерпретация задач линейного и выпуклого программирования на плоскости. Прямая и двойственная задача линейного программирования. Каноническая и стандартная задача линейного программирования. Выпуклые множества и выпуклые многогранники. Идеи численных методов линейного и выпуклого программирования. Эффективные точки и оптимальность по Парето в оптимизационных многокритериальных задачах. Граница множества Парето и методы отыскания эффективных точек в оптимизационных многокритериальных задачах. Геометрическая интерпретация линейных многокритериальных задач на плоскости. Краткие сведения о пакетах прикладных программ для решения задач линейного и выпуклого программирования.
  • Базовые идеи и принципы математического моделирования процессов и явлений в природе и обществе. Идеи и простейшие модели целочисленного линейного программирования и математического программирования со смешанными переменными на примерах задач формирования и размещения муниципальных заказов, задач управления образованием и задач организации подготовки и переподготовки кадров предприятий.
    Геометрическая интерпретация задач целочисленного линейного программирования на плоскости. Идеи метода отсечения и метода ветвей и границ для решения задач целочисленного линейного программирования и метода разбиения (Бендерса) для решения задач математического программирования со смешанными переменными. Понятие вычислительной сложности задач целочисленного программирования, методы и примеры ее оценки для конкретных типов задач. Краткие сведения о пакетах прикладных программ для решения задач целочисленного линейного программирования.
  • Цели и возможности математического моделирования при анализе систем государственного и муниципального управления. Простейшие теоретико-игровые модели в задачах расчета и анализа тарифов ЖКХ и в задачах организации государственно-частного партнерства и привлечения капитала в крупномасштабные муниципальные проекты.
    Антагонистические и некооперативные игры. Равновесие по Нэшу. Матричные игры. Чистые и смешанные стратегии игроков и методы отыскания равновесий в матричных играх. Матричные игры и линейное программирование. Обобщения матричных игр. Игры на множестве связанных стратегий игроков. Основные понятия теории кооперативных игр. Характеристическая функция и ядро кооперативной игры. Коалиции и дележи. Вектор Шепли.
  • Некоторые практические приемы построения и использования математических моделей для поддержки принятия решений и обоснования принятых решений по проблемам государственного и муниципального управления. Простейшие модели на графах, потоковые и сетевые модели в задачах управления городским транспортом и в задачах размещения объектов строительства на территории муниципалитета региона.
    Задача о р-медиане в графе и задачи размещения. Базовые задачи маршрутизации и составления расписаний. Задача коммивояжера. Задача р коммивояжеров. Задача сбора-развозки. Общая задача развозки. Понятие разреза (сечения) в сети. Максимальный поток и минимальный разрез (сечение) в сети. Критерий максимальности потока в сети. Задача о назначении и ее связь с задачей о максимальном потоке с целочисленными компонентами в сети. Потоки в сетях и линейное программирование. Программное обеспечение для решения задач маршрутизации и задач о потоках в сетях.
  • О взаимодействии специалистов по государственному и муниципальному управлению с разработчиками систем поддержки принятия решений и специалистами по информационным технологиям в процессе создания и эксплуатации этих систем. Идеи простейших матричных моделей обмена и моделей "затраты-выпуск" в задачах управления здравоохранением и в задачах обслуживания населения.
    Структура балансовых моделей. Построение матрицы прямых затрат и таблицы «затраты- выпуск». Продуктивные матрицы и условия разрешимости систем балансовых уравнений. Критерий продуктивности матрицы. Матрица обмена, линейные модели обмена и равновесие в них. Простейшие модели массового обслуживания и теория очередей в задачах организации обслуживания населения. Потоки событий. Пуассоновский закон распределения дискретной случайной величины и простейший (стационарный пуассоновский) поток событий. Плотность потока событий и показательный закон распределения промежутка между соседними событиями. Типы очередей. Формула Литтла и расчет среднего времени ожидания в очереди на обслуживание.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оитоговый экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса с решением задач). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Оконтр 3
  • неблокирующий Оауд 3
  • неблокирующий Оконтр 4
  • неблокирующий Опроект
  • неблокирующий Оауд 4
  • неблокирующий Онакопленная 3
  • неблокирующий Онакопленная 4
  • неблокирующий Онакопленная итоговая
  • неблокирующий Оауд 2
  • неблокирующий Оконтр 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    В связи с чрезвычайными обстоятельствами, сложившимися в России и в мире, в 2019-2020 году, в порядке исключения, работа студентов над курсом осуществляется - во 2-м, 3-м и 4-модулях 2019-2020 учебного года и - в 1-ом модуле 2020-2021 учебного года. Эта работа оценивается на основе следующих накопленных и итоговых оценок за работу над двумя частями курса: а) Накопленной оценки за работу во 2-м и в 4-модулях 2019-2020 учебного года и в 1-м модуле 2020-2021 учебного года, которая определяется на основе - оценки за курсовую работу, выполняемую студентом в 1-м модуле 2020-2021 учебного года в группе из двух студентов в сентябре-октябре 2020 года, на основе совместной защиты ими этой работы в октябре 2020 года по MS Teams, Zoom и Skype (или в рамках других технических возможностей), - оценки за устное индивидуальное собеседование по материалу курса, изучавшемуся во 2-м и в 4-м модулях 2019-2020 учебного года и в сентябре-октябре 2020-2021 учебного года, - оценку за активность на лекциях и семинарах и правильность решения задач на семинарах, проводившихся во 2-м модуле 2019-2020 учебного года (очно), в 4-м модуле 2019-2020 учебного года online и в 1-ом модуле 2020-2021 учебного года online. Все указанные оценки выставляются по 10-ти балльной шкале со следующими весами: - оценка за курсовую работу--0.4, - оценка за устное индивидуальное собеседование--0.5, - оценка за активность на лекциях и семинарах 0.1 (за все три модуля). Способ округления накопленной оценки арифметический. б) Накопленной оценки за работу в 3-ем модуле 2019-2020 учебного года, которая включает: -оценку за домашние задания, выполненные в 3-ем модуле 2019-2020 учебного года Способ округления накопленной оценки текущего контроля арифметический. в) Итоговой оценки за работу в 3-ем модуле 2019-2020 учебного года, которая включает - накопленную оценку за работу в 3-ем модуле 2019-2020 учебного года (вес 0.5) - оценку за экзамен по материалу, изучавшемуся в 3-ем модуле 2019-2020 учебного года, проводимый в 4-модуле 2019-2020 учебного года online, который состоит из устно итоговой беседы по всему материалу курса, изучавшемуся в 3-ем модуле 2019-2020 учебного года (вес 0.5). Эта оценка учитывается при вычислении рейтинга студента в 2019-2020 учебном году. г) Итоговой оценки за экзамен по материалу курса, изучавшегося во 2-м и в 4-модулях 2019-2020 учебного года и в 1-м модуле 2020-2021 учебного года, проводимый в октябре 2020-2021 учебного года, который включает - письменный итоговый тест по материалу курса изучавшегося во 2-м и в 4-модулях 2019-2020 учебного года и в 1-м модуле 2020-2021 учебного года, проводимый в октябре 2020-2021 учебного года, - устную итоговую беседу по всему материалу курса, включающую защиту письменного итогового теста по материалу курса, изучавшегося во 2-м и в 4-модулях 2019-2020 учебного года и в 1-м модуле 2020-2021 учебного года, проводимую в октябре 2020-2021 учебного года, Оценки за письменный итоговый тест и за устную итоговую беседу выставляются по 10-ти балльной шкале со следующими весами: -оценка за письменный итоговый тест - 0.4, -оценка за устную итоговую беседу -0.6. Способ округления итоговой оценки арифметический. Все указанные выше оценки используются для вычисления итоговой оценки за курс, которая является полусуммой - итоговой оценки за материал, изучавшийся в 3-ем модуле 2019-2020 учебного года и - итоговой оценки за материал, изучавшийся во 2-м и в 4-модулях 2019-2020 учебного года и в 1-м модуле 2020-2021 учебного года. Эта итоговая оценка за курс выставляется в диплом. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Блокирующие элементы не предусмотрены.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бинарные отношения, графы и коллективные решения : учеб. пособие для вузов, Алескеров Ф. Т., Хабина Э. Л., 2006
  • Бинарные отношения, графы и коллективные решения : учеб. пособие, Алескеров Ф. Т., Хабина Э. Л., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в исследование операций, Таха Х. А., 2005
  • Введение в исследование операций, Таха Х. А., Тюпти В. И., 2001
  • Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии : Учеб. пособие, Бурмистрова Е. Б., Лобанов С. Г., 1998