• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная политика как инструмент устойчивого развития

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является мощным механизмом управления обществом, социальными неравенствами и структурами в нем в целом и инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире все большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.). В результате освоения дисциплины студент должен: овладеть представлениями об ос-новных формах и механизмах взаимосвязи экономического и социального развития в современном обществе, сформировать навыки социальной диагностики типа, уровня развития и потребностей определенной социально-экономической системы с учетом характера ее неравенств и социальной структуры, а также выбора моделей и методов реализации социальной политики, адекватных им и прогнозной динамике социальной сферы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов понимания того, что современная социальная политика является механизмом управления социальной системой, социальными неравенствами и структурами в нем, а также инвестиционным инструментом по созданию новых видов ресурсов, играющих в современном мире большую роль (человеческого капитала, социального капитала и т.д.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен дать определение понятиям "Государство всеобщего благосостояния", "Социальное государство";
  • Способен описать логику изменений социальной политики начиная с советского периода;
  • Способен описать модели Государств всеобщего благосостояния по типологии Esping-Andersen, привести примеры государств, определить тип политики по наблюдаемым на практике инструментам;
  • Способен описать систему объектов и субъектов социальной политики;
  • Способен описать систему социальной политики, в том числе в историии России;
  • Способен описать социальную политику через совокупность разнотипных инструментов;
  • Способен охарактеризовать различие инструментов социальной политики регионов Российской Федерации (на примере реализации Национальных проектов), причины этих различий;
  • Способен привести примеры взаимообусловленности и взаимозависимости мер отраслевых социальных политик.
  • Способен самостоятельно сконструировать социально-экономический индикатор
  • Умеет идентифицировать актуальные для конкретного общества функции социальной политики;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и функции социальной политики, объекты и субъекты социальной политики.
  • Модели государства всеобщего благосостояния.
  • История трансформации социальной политики в России. Социальный запрос.
  • Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей.
  • Система отраслевых социальных политик.
  • Инструменты социальной политики.
  • Социально-экономические индикаторы для целей социальной политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Оценка студента за каждый семинар складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала по домашнему заданию (материалы готовятся во внеаудиторносе время, в группе или индивидуально - в зависимости от формулировки задания, размещаются в электронной таблице Google (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки)), 2) индивидуальная активность на самом семинаре, участие в презентации данных и групповом обсуждении (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Критерии оценивания: Дискуссия на семинарских занятиях представляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, подготовку письменных домашних заданий к семинарам в течение всего курса и их презентацию в течение семинара. Примеры заданий: ДЗ 1. Семинар 1 будет посвящен анализу различий государств всеобщего благосостояния (России и СССР с ключевыми по Gøsta Esping-Andersen). Задание: - Разбиться на 5 равновеликих команд и выбрать для анализа 1 страну (так, чтобы страны не повтрялись): США, Германия, Швеция, Россия, СССР). - Подготовить статистику по показателям и занести в Таблицу (ссылка) 1) размер ключевых налоговых отличлений с физ.лиц / юр.лиц, % 2) индекс Джинни, 3) Децильный коэффициент, 4) масштаб бедности (относительной - 0,4-0,6 от медианы среднедушевых доходов), % 5) бюджет страны за 2017 г. по сферам отчислений (какая доля бюджета была отведена на соц. политику, если есть - по сферам) 6) Иное - по желанию (нац.валюты перевести в international $, PPP) - Найти и занести в Таблицу 1) при выполнении каких условий 2) в каком объеме и в виде каких инструментов социальной политики (прямые денежные выплаты / непрямые в виде льгот / иные институциональные возможности) и 3) в течение какого срока предоставляется помощь гражданину страны, оставшемуся без работы. Наша задача при работе на семинаре (дома можно не отвечать на этот вопрос, но можно над ним подумать): - Проинтерпретировать как реальные меры социальной политики, найденные вами, отражают особенности типа Государства Всеобщего Благосостояния, к которому относится ваша страна. При интерпретации воспользоваться статистическими данными (можно привлекать иные статистические данные, необходимые для осмысления реальных мер с типом ГВБ) - подготовиться к устному выступлению (Презентация PPT не требуется - на экране будет демонстрироваться Таблица)
  • неблокирующий Деловая игра
    Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запя-той - в большую сторону). Критерии оценивания: Деловая игра представляет собой работу в подгруппах в "комнатах" ZOOM-конференции), нацеленную на разработку комплексного непротиворечивого ряда мер социальной политики, направленных на достижение целей, сформулированных в виде альтернативного (игрового) Послания президента Федеральному собранию. Критерии оценивания выступления по итогам деловой игры: 1. Непротиворечивость предлагаемых мер в рамках отрасли; 2. Непротиворечивость предлагаемых мер с мерами других отраслей (предлагаемые всеми пятью подгруппами меры должны выстраивать целостную непротиворечивую логику государ-ственной социальной политики); 3. Наличие мер, предлагаемых к исполнению разным субъектам социальной политики - не только государственным органам (федеральным / региональным / местным), но и НКО, домохозяйствам, работодателям; 4. Обоснование требуемых ресурсов (в первую очередь финансовых) и их объемов; 5. Содержательное участие в обсуждении результатов других подгрупп в ходе выступления. Технология реализации: ZOOM-конференция с видео (в т.ч. в первый день - с применением "комнат" для обсуждения в подгруппах). Ссылки на ZOOM конференции будут предоставлены студентам в системе ЛМС, а также в РУЗ Примеры заданий: Оценочные средства для текущего контроля студента (деловая игра) В рамках деловой игры студентам предоставляется несуществующее (игровое) послание президента на будущий год (2-3 страницы печатного текста). Ключевые задачи, поставленные в тексте послания, затрагивают 5 отраслей социальной политики: 1) образование, 2) политику занятости, 3) семейную политику, 4) миграционную политику, 5) здравоохранение. Студентам необходимо разбиться на 5 равновеликих команд. В ходе игры в рамках одной из отраслей сформированные подгруппы должны разработать ряд конкретных мер социальной политики, которые позволяют достигнуть поставленных президентом задач, согласовать их с представителями других подгрупп и обосновать их в ходе итоговой презентации.
  • неблокирующий Экзамен
    Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний, а также накопленная и результирующая оценки выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Критерии оценивания: Экзаменационная работа выполняется в конце курса в присутствии преподавателя, онлайн (в системе LMS, опция " тесты") и представляет собой ответ на открытые и закрытые тестовые вопросы (задания). Задания для экзаменационной работы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях, самостоятельно согласно плану. При написании экзамена студентам запрещается, устно или письменно консультироваться с третьими лицами (в т ч. посредством мессенджеров и иных средств связи), использовать иные источники информации (в т.ч. конспекты лекций, семинаров, презентации и пр.) Нарушение этого требования влечет за собой выставление оценки 0 баллов за экзамен. В целях пресечения недобросовестного написания (списывания) на время проведения экзамена все студенты (в т.ч., претендующие на "автомат") должны участвовать в ZOOM-конференции с обязательным включением видеокамеры (и отключением звука в той ZOOM-"комнате", где располагаются экзаменующиеся). Ссылка на ZOOM конференцию будут предоставлены студентам в системе ЛМС, а также в РУЗ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Семинары + 0.25 * Деловая игра + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Maggino, F. (2017). Complexity in Society: From Indicators Construction to Their Synthesis. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565337
  • История и теория социальной политики : учеб. пособие для вузов, Сидорина, Т. Ю., 2010
  • Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х, Зубаревич, Н. В., 2007
  • Социальная политика : учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Н., 2004
  • Социальные индикаторы : учебник для вузов, Бородкин, Ф. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Casas, F. (2018). Comments on: Fifty Years After the Social Indicators Movement. Social Indicators Research, 136(1), 969–973. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1551-2
  • Glatzer, W. (2018). The Network of Social Indicators Research: Five Decades Ahead. Social Indicators Research, 135(3), 1039–1042. https://doi.org/10.1007/s11205-017-1595-3
  • Pinar, M. (2018). Multidimensional Well-Being and Inequality Across the European Regions with Alternative Interactions Between the Well-Being Dimensions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C27EB759
  • Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств, Давыдова, Н. М., 2003