• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Участие в научно-исследовательском семинаре позволит магистрам второго года обучения овладеть навыками ведения научно-исследовательской работы в области управления, организации и экономики здравоохранения. В результате прохождения семинара магистры получат знания о методах экспертной работы по вопросам стратегии развития медицинской организации и здравоохранения в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление магистров с современной теорией и практикой развития мирового здравоохранения
  • формирование знаний, необходимых для понимания стратегии развития здравоохранения;
  • формирование знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения управленческих функций на уровне медицинской организации и органов управления здравоохранением всех уровней;
  • ознакомление студентов с методическими основами и передовой практикой повышения эффективности деятельности организаций здравоохранения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент способен/может: освоить требования к написанию выпускной квалификационной работы (ВКР), научных обзоров и научных статей, уметь правильно сформулировать цель, задачи ВКР, исследовательские вопросы, гипотезы, используемые методы, уметь обосновать структуру работы и правильно представить ее аналитические результаты, включая подготовку презентации ВКР
  • В результате освоения дисциплины студент способен/может: провести необходимые экономические расчеты, представить презентации по выделенным проблемам в области управления, организации и экономики здравоохранения, иметь собственную позицию по текущим проблемам развития системы здравоохранения, уметь ее аргументировать.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Содействие в подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР)
    Выбор темы ВКР. Разбор требований к подготовке ВКР. Обсуждение планов ВКР. Обсуждение текущей работы по подготовке работы и ее предварительных результатов. Обсуждение типичных ошибок. Обсуждение презентации работы.
  • Использование методологии экономических оценок в здравоохранении
    Проведение расчетов клинико-экономической эффективности альтернативных медицинских программ, медицинских вмешательств, вариантов организации профилактических мероприятий. Обсуждение результатов оценок и возможностей их использования при принятии решений о развитии медицинских технологий.
  • Обсуждение текущих проблем российского здравоохранения
    Выделение этих проблем по основным программным документам развития здравоохранения, новым нормативным актам и текущей периодике. Представление участниками семинара собственного видения этих проблем. Совместная разработка рекомендаций для политики в области здравоохранения по выбранным проблемам.
  • Направления и механизмы укрепления первичной медико-санитарной помощи (ПМСП)
    Кадровое обеспечение ПМСП. Возможности преодоления дефицита за счет направления в участковую службу выпускников медицинских вузов: за и против. Необходимые изменения в планировании кадров и образовательной политике. Методы мотивации врачей к работе в участковой службе. Лечебный и координационный функционал участковых врачей. Необходимость ускорения подготовки врачей общей практики. Возможны механизмы и формы их подготовки.
  • Проблемы использования методов оплаты медицинской помощи
    Совместное выделение круга проблем. Определение альтернативных вариантов их решения. Обсуждение вопросов совершенствования действующих методов. Механизмы нейтрализации недостатков методов оплаты. Выбор метода оплаты для конкретной ситуации в регионе.
  • Отечественные и зарубежные источники информации для проведения научных исследований
    Продолжение темы по итогам НИС для первого года обучения.
  • Выступления известных специалистов по организации и экономике здравоохранения, руководителей медицинских учреждений, практических медиков (отечественных и зарубежных)
    Обсуждения по результатам выступлений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Средняя оценка по презентациям и текстам.
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается посещаемость и индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы семинара, к которой студенты готовятся во внеаудиторное время. Обсуждаются доклады на семинаре и вопросы, задаваемые преподавателями. Поощряется инициативная постановка вопросов для обсуждения. Учитывается объем прочитанной литературы, особенно зарубежной, а также способность сформулировать рекомендации в отношении политики в области здравоохранения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Кейс-стади Кейс-стади готовится студентом индивидуально во внеаудиторное время в письменной форме. Темы кейс-стади формулируются преподавателем. Примеры тем кейс-стади: «Что нужно сделать, чтобы ускорить прохождение диспансеризации?», «Оценка принятых решений по модернизации первичной помощи», «В чем слабости показателя укомплектованности штатных единиц врачей для характеристики кадрового обспечения медицинской организации». Оценка кейс-стади складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала(максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Доклад на семинаре Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Как организовать мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи?», «Способна ли современная система ПМСП взять на себя растущие объемы медицинской помощи?», «В чем плюсы и минусы концентрации и слияний медицинских организаций? Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,5 * средняя оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за кейс-стади+0,3*оценка за доклад на семинаре
  • неблокирующий Активность магистров на семинарах.
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается посещаемость и индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы семинара, к которой студенты готовятся во внеаудиторное время. Обсуждаются доклады на семинаре и вопросы, задаваемые преподавателями. Поощряется инициативная постановка вопросов для обсуждения. Учитывается объем прочитанной литературы, особенно зарубежной, а также способность сформулировать рекомендации в отношении политики в области здравоохранения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Кейс-стади Кейс-стади готовится студентом индивидуально во внеаудиторное время в письменной форме. Темы кейс-стади формулируются преподавателем. Примеры тем кейс-стади: «Что нужно сделать, чтобы ускорить прохождение диспансеризации?», «Оценка принятых решений по модернизации первичной помощи», «В чем слабости показателя укомплектованности штатных единиц врачей для характеристики кадрового обспечения медицинской организации». Оценка кейс-стади складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала(максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Доклад на семинаре Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Как организовать мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи?», «Способна ли современная система ПМСП взять на себя растущие объемы медицинской помощи?», «В чем плюсы и минусы концентрации и слияний медицинских организаций? Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,5 * средняя оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за кейс-стади+0,3*оценка за доклад на семинаре
  • неблокирующий Посещаемость.
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается посещаемость и индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы семинара, к которой студенты готовятся во внеаудиторное время. Обсуждаются доклады на семинаре и вопросы, задаваемые преподавателями. Поощряется инициативная постановка вопросов для обсуждения. Учитывается объем прочитанной литературы, особенно зарубежной, а также способность сформулировать рекомендации в отношении политики в области здравоохранения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Кейс-стади Кейс-стади готовится студентом индивидуально во внеаудиторное время в письменной форме. Темы кейс-стади формулируются преподавателем. Примеры тем кейс-стади: «Что нужно сделать, чтобы ускорить прохождение диспансеризации?», «Оценка принятых решений по модернизации первичной помощи», «В чем слабости показателя укомплектованности штатных единиц врачей для характеристики кадрового обспечения медицинской организации». Оценка кейс-стади складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала(максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Доклад на семинаре Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Как организовать мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи?», «Способна ли современная система ПМСП взять на себя растущие объемы медицинской помощи?», «В чем плюсы и минусы концентрации и слияний медицинских организаций? Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,5 * средняя оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за кейс-стади+0,3*оценка за доклад на семинаре
  • неблокирующий Средняя оценка по презентациям и текстам.
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается посещаемость и индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы семинара, к которой студенты готовятся во внеаудиторное время. Обсуждаются доклады на семинаре и вопросы, задаваемые преподавателями. Поощряется инициативная постановка вопросов для обсуждения. Учитывается объем прочитанной литературы, особенно зарубежной, а также способность сформулировать рекомендации в отношении политики в области здравоохранения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Кейс-стади Кейс-стади готовится студентом индивидуально во внеаудиторное время в письменной форме. Темы кейс-стади формулируются преподавателем. Примеры тем кейс-стади: «Что нужно сделать, чтобы ускорить прохождение диспансеризации?», «Оценка принятых решений по модернизации первичной помощи», «В чем слабости показателя укомплектованности штатных единиц врачей для характеристики кадрового обспечения медицинской организации». Оценка кейс-стади складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала(максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Доклад на семинаре Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Как организовать мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи?», «Способна ли современная система ПМСП взять на себя растущие объемы медицинской помощи?», «В чем плюсы и минусы концентрации и слияний медицинских организаций? Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,5 * средняя оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за кейс-стади+0,3*оценка за доклад на семинаре
  • неблокирующий Активность магистров на семинарах.
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается посещаемость и индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы семинара, к которой студенты готовятся во внеаудиторное время. Обсуждаются доклады на семинаре и вопросы, задаваемые преподавателями. Поощряется инициативная постановка вопросов для обсуждения. Учитывается объем прочитанной литературы, особенно зарубежной, а также способность сформулировать рекомендации в отношении политики в области здравоохранения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Кейс-стади Кейс-стади готовится студентом индивидуально во внеаудиторное время в письменной форме. Темы кейс-стади формулируются преподавателем. Примеры тем кейс-стади: «Что нужно сделать, чтобы ускорить прохождение диспансеризации?», «Оценка принятых решений по модернизации первичной помощи», «В чем слабости показателя укомплектованности штатных единиц врачей для характеристики кадрового обспечения медицинской организации». Оценка кейс-стади складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала(максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Доклад на семинаре Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Как организовать мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи?», «Способна ли современная система ПМСП взять на себя растущие объемы медицинской помощи?», «В чем плюсы и минусы концентрации и слияний медицинских организаций? Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,5 * средняя оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за кейс-стади+0,3*оценка за доклад на семинаре
  • неблокирующий Посещаемость.
    Элементы контроля Работа на семинарских занятиях На каждом семинаре оценивается посещаемость и индивидуальная активность студентов в обсуждениях темы семинара, к которой студенты готовятся во внеаудиторное время. Обсуждаются доклады на семинаре и вопросы, задаваемые преподавателями. Поощряется инициативная постановка вопросов для обсуждения. Учитывается объем прочитанной литературы, особенно зарубежной, а также способность сформулировать рекомендации в отношении политики в области здравоохранения. Оценка студента за работу на семинаре выставляется по 10 балльной шкале. Оценка студента за работу на семинарских занятиях за весь курс складывается как средняя арифметическая из оценок за каждый семинар и выставляется целым числом по 10-балльной шкале Кейс-стади Кейс-стади готовится студентом индивидуально во внеаудиторное время в письменной форме. Темы кейс-стади формулируются преподавателем. Примеры тем кейс-стади: «Что нужно сделать, чтобы ускорить прохождение диспансеризации?», «Оценка принятых решений по модернизации первичной помощи», «В чем слабости показателя укомплектованности штатных единиц врачей для характеристики кадрового обспечения медицинской организации». Оценка кейс-стади складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного материала(максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Доклад на семинаре Доклад на семинаре готовится группой студентов во внеаудиторное время в форме презентации. Каждый студент, участник группы по подготовке доклада, представляет подготовленную им часть презентации доклада. Примеры тем докладов: «Как организовать мониторинг сроков ожидания плановой медицинской помощи?», «Способна ли современная система ПМСП взять на себя растущие объемы медицинской помощи?», «В чем плюсы и минусы концентрации и слияний медицинских организаций? Оценка студента за доклад на семинаре складывается из 2 частей: 1) за полноту и информативность подготовленного студентом материала в составе группового доклада (максимум 5 баллов из 10, т.е. половина оценки); 2) за логичность и аргументированность суждений (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону). Итоговая оценка за курс рассчитывается по формуле: 0,5 * средняя оценка за работу на семинарах + 0,2*оценка за кейс-стади+0,3*оценка за доклад на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность магистров на семинарах. + 0.5 * Средняя оценка по презентациям и текстам.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова, Л. С., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барабашев А. Г., Климова А. В. - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 194с. - ISBN: 978-5-534-07237-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-tehnologii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-442196
  • Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, [монография], Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 318 с., Шейман, И. М., 2007
  • Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, Шейман, И. М., 2007
  • Экономика здравоохранения, учебное пособие, под науч. ред. М. Г. Колосницыной, И. М. Шеймана, С. В. Шишкина, 479 с., , 2009