• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы готовим управленцев, которые помогут здравоохранению повернуться к людям»

Здравоохранение перестает быть отраслью «социального вспомоществования» и становится одним из драйверов развития экономики и общества. Расходы на здравоохранение уже составляют больше 9% общемирового ВВП, и это предъявляет новые требования к тем, кто управляет отраслью. Специалистов, умеющих работать в современных условиях, готовят на магистерской программе «Управление и экономика здравоохранения».

«В новой постиндустриальной экономике ключевым фактором становится человеческий капитал, а один из его основных компонентов, наряду со знаниями и навыками, — это здоровье, — рассказывает академический руководитель программы Сергей Шишкин. — В США рынок медицинской техники уже превышает по объему продаж рынок станкостроительной промышленности. Один из крупнейших производителей бытовой электроники фирма Philips провозгласила, что в ближайшие десятилетия производство оборудования для здравоохранения будет их главным приоритетом. Это значит, что привлекательность отрасли растет».

В России тенденции те же, но с некоторыми особенностями, связанными с экономической ситуацией. «В ближайшие годы затраты государства на здравоохранение будут расти, но уже не такими темпами, как в период бурного экономического роста, — говорит Сергей Шишкин. — Зато требования к эффективности здравоохранения вырастут на порядок, потому что сам переход к новой модели экономического развития требует умения считать деньги. Экономика многих учреждений здравоохранения во многом отражает еще советское бюджетное здравоохранение. Их работу нужно перестраивать, а это требует новых знаний и новых навыков».

5 особенностей программы «Управление и экономика здравоохранения»

1. Это программа для людей как с управленческим, так и с медицинским образованием

Собственно, студенты программы и делятся примерно пополам: часть из них по образованию медики, решившие пойти по административной линии, часть — это студенты, которые закончили бакалавриат по специальности «Экономика» или «Государственное и муниципальное управление», которых привлекает перспективность сферы здравоохранения.

2. Здесь преподают практики

Преподаватели, которые читают курсы на программе, имеют реальный опыт применения знаний, которые они дают студентам. Например, профессор Фарит Кадыров, который ведет курсы «Управление медицинскими и страховыми организациями» и «Бизнес-планирование деятельности медицинской организации», работал заместителем главного врача одной из крупнейших больниц в Ленинградской области и был заместителем руководителя комитета по здравоохранению в Санкт-Петербурге. Курс по медицинскому страхованию ведет Максим Эйгель, который занимает руководящую должность в компании «Медстрах». Профессор Василий Власов, доктор медицинских наук, участник Кокрановского сотрудничества и президент Общества специалистов доказательной медицины, читает курс по организации здравоохранения. Кстати, большинство преподавателей на программе имеют медицинские степени.

«Мы будем все чаще приглашать для проведения мастер-классов практиков — главных врачей учреждений здравоохранения, людей, работающих в учреждениях здравоохранения, медицинском бизнесе, в фармацевтических компаниях, компаниях, производящих и продающих медицинскую технику. Это как российские специалисты, так и зарубежные», — говорит Сергей Шишкин.

3. Есть возможность специализации

Студентам предлагают выбрать одну из двух траекторий для углубленного изучения — государственное здравоохранение или бизнес-составляющая (рынок медицинских услуг, медицинской техники, лекарственных средств). Специализация выражается в индивидуальном выборе курсов и месте прохождения практики. При этом базовая подготовка остается общей, поэтому при необходимости сменить траекторию уже после окончания программы не составит труда.

4. Здесь учат работать эффективно

«Среди прочего мы учим наших выпускников методам клинико-экономического анализа, чтобы они, придя на работу в свою организацию, могли посчитать, сравнить затраты и эффективность разных технологий лечения, разных лекарственных препаратов. Тем, кто учится в Высшей школе экономики, такой подход кажется вполне естественным, но в реальности его до сих пор используют в минимальной степени», — говорит Сергей Шишкин.

5. Используется подход, ориентированный на пациентов

Несколько лет назад в США был проведен конкурс на лучшую рекламу госпиталя. Первое место на нем занял ролик, который показывал, как по больнице идут врачи, подходят к каждому пациенту, присаживаются, разговаривают с ним.

«К сожалению, у нас именно этого не хватает, — замечает Сергей Шишкин. — Когда мы этот ролик показывали нашим врачам, некоторые говорили: «Что вы нам предлагаете? Нам главное — вылечить человека, а чтобы мы еще сантименты с ним разводили? Никогда!» Сейчас все чаще говорят о том, что наше здравоохранение должно стать пациентоориентированным, в то время как раньше оно было «болезнеориентированным». Мы готовим управленцев, которые помогут нашему здравоохранению повернуться в сторону интересов людей».

Как поступить на программу

Для поступления на программу нужно сдать экзамен по менеджменту. В нем часть вопросов касается «классического» менеджмента, то есть управления организациями, часть — экономики здравоохранения. «Во всех медицинских вузах есть курс по организации здравоохранения и общественному здоровью, людям с медицинским образованием эти знания нужно просто немного актуализировать, — считает Сергей Шишкин. — А тем, у кого уже есть управленческий бэкграунд, достаточно перед экзаменом полистать наш учебник «Экономика здравоохранения».

На программе есть как бюджетные, так и платные места. При этом для работников государственных медицинских учреждений при поступлении на платное место предусмотрена 50-процентная скидка.

 

 

Карен Минасян, студент 2 курса

У меня первое базовое образование — медицинское, я учился на челюстно-лицевого хирурга, и сейчас работаю хирургом-стоматологом в нескольких частных клиниках. В какой-то момент мне захотелось поменять траекторию и перейти в управление. Я понял, что для этого мне нужно получить должное образование. Выбирал между MBA, программой Вышки и программой Государственного университета управления и пришел к выводу, что магистратура в Вышке является лучшей образовательной программой в этой сфере. 

Отучившись год, могу сказать, что впечатления от программы у меня самые положительные. Первый семестр был особенно продуктивным. Адаптационные дисциплины позволили расширить кругозор и взглянуть на многие вещи с другой стороны. Очевидный плюс именно этой программы в том, что в Вышке дают практические знания, при этом лекторы, в том числе и приглашенные, — это известные специалисты в сферах, касающихся управления в здравоохранении. 

В следующем семестре я планирую поездку по обмену в Университет Болоньи. Программа очень похожа на нашу, но будет идти на английском. Я выбрал одну математическую дисциплину, две экономические и одну по менеджменту. Эти предметы могут помочь мне в написании дипломной работы.

После окончания учебы мне хотелось бы работать в административном аппарате крупного лечебного учреждения.

Анна Брутова, выпускница программы 2016 года

У меня вся семья связана с медициной, и из-за избытка внимания к этой теме мне сначала не хотелось иметь со здравоохранением ничего общего. Я поступила в Череповецкий государственный университет на бакалавриат по направлению «экономика», но к третьему курсу поняла, что медицина меня все-таки притягивает. Бросать учебу и начинать все заново было жалко, поэтому я решила получить квалификацию бакалавра, а после — попытаться совместить медицину и полученную профессию.

Учиться в магистратуре я хотела именно в Вышке, — это один из ведущих экономических вузов России, поэтому, когда узнала, что там есть программа «Управление и экономика здравоохранения», даже не было сомнений, какой университет выбрать.

На первом же курсе один из преподавателей предложил отправить резюме в Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, и вот уже скоро два года, как я работаю там экономистом.

Без знаний, которые получила на магистерской программе, думаю, работать было бы очень сложно. Расчеты нужно делать с поправкой на то, что они будут применяться к людям, поэтому нельзя использовать чисто математические решения. На программе учат смотреть на вопросы и проблемы здравоохранения с различных точек зрения.

Из специфических знаний, которые получила на программе, был, например, раздел, касающийся лекарственного обеспечения. Я по этой теме практически ничего не знала, и программа дала мне очень многое. Медицинское страхование — оно тоже не совсем стандартное, хотя в принципе про страхование я благодаря своему бакалаврскому образованию понимала. В медицинском страховании свои расчеты, обо всем этом нам на реальных примерах рассказывал человек, который работает непосредственно в страховой медицинской организации.

В дальнейшем я планирую поступать в аспирантуру. Место, где я работаю, — это научный институт, поэтому ученая степень будет мне плюсом. Некоторым студентам программы, защитившимся на отлично, предложили попробовать поступить в аспирантуру, и такой шанс, естественно, нужно использовать.

 

Виктория Мацкевич, студентка 2 курса

Я закончила бакалавриат НИЯУ МИФИ, факультет «Экспериментальной и теоретической физики», кафедру «Медицинская физика», проходила научно-исследовательскую практику в РОНЦ им. Н.Н. Блохина в отделении радиохирургии по направлению брахитерапия (контактная лучевая терапия) рака шейки матки. 

Одна из задач медицинских физиков — создание и внедрение более эффективных высокотехнологичных медицинских комплексов для диагностики и терапии. На этапе, когда принимается решение о разработке новой методики в здравоохранении, необходимо провести клинико-экономический анализ: подтвердить ее эффективность, безопасность и экономическую приемлемость. Для этого нужны экономические, маркетинговые знания, понимание основных показателей эффективности использования медицинского оборудования, знание, какие бывают источники финансирования, и многое другое. За этим я и пошла на программу «Управление и экономика здравоохранения».

Я выбрала НИУ ВШЭ, потому что это топовый экономический университет, преподаватели программы — практикующие эксперты в области организации здравоохранения, поэтому на занятиях мы обсуждаем самые актуальные и острые вопросы. Так как у меня техническое образование, для поступления в магистратуру мне все вопросы пришлось изучать с нуля, но с помощью литературы кафедры и других доступных источников мне удалось успешно сдать вступительный экзамен. 

Сейчас я прохожу практику в «МЕДСИ», в отделе развития продукта, изучаю процесс принятия пациентом решения о выборе той или иной услуги, поведенческие стадии выбора. В дальнейшем  мне хотелось бы работать в компании по производству и внедрению медицинского оборудования, возможно, в отделе технического маркетинга. Мне интересны вопросы оценки технологий здравоохранения, в частности, оценка эффективности использования оборудования, управление материально-техническими ресурсами здравоохранения, системы контроля качества.

 

Юрий Паничков, студент второго курса

Я окончил бакалаврскую программу «Государственное и муниципальное управление» в Вышке, а эту программу выбрал потому, что у меня в семье есть опыт работы на руководящих должностях в здравоохранении (главный врач больницы). Здравоохранение всегда было одной из самых важных отраслей жизни страны, поэтому здесь остро необходимы хорошо образованные менеджеры.

Обучение на программе сочетает в себе курсы лекций, семинары и мастер-классы. Часто лекции проходят в интерактивном режиме, это позволяет лучше осваивать материал. Обсуждение всегда приветствуется, а иногда сам преподаватель дает тему для дискуссии.

Сейчас я работаю в детской поликлинике, в отделении платных медицинских услуг. На этой работе очень нужны знания, которые я получаю на программе. Учебу на программе удобно совмещать с работой. Занятия начинаются вечером, так что успеваешь доехать от работы до Вышки.

Тем, кто еще размышляет, идти или не идти на программу, я советую не сомневаться. При этом нужно быть готовым к системе обучения в Вышке, где у тебя 4 сессии в году, много семинаров и эссе.