• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аннотации учебных дисциплин

 

«История политической и правовой мысли зарубежных стран»

Статус: дисциплина направления, установленная вузом

Объем: 180 ч.

 

 

Курс «История политической и правовой мысли зарубежных стран» представляет собой важный элемент фундаментальной подготовки исследователя теоретико-правовой и историко-правовой проблематики.

В современном гуманитарном знании фокус научного поиска всё более смещается из сферы фактологии в область исследования идей. История рефлексии над ключевыми проблемами индивидуального и коллективного человеческого существования представляет собой богатый и насыщенный материал. Представление об объёме этого материала, о малоисследованных его областях, а также навыки работы с ним – всё это входит в перечень обязательных требований к современному учёному, занимающемуся социально-политическими вопросами.

Проблематика курса с необходимостью носит междисциплинарный характер, поскольку исторически вопрошание о природе человеческого общежития и месте индивида в нём выражалось на целостном языке философии, объединявшей в своём методологическом арсенале элементы юриспруденции, политической теории, теологии, исторической науки и т.д.

Основной акцент в курсе сделан на истории мысли в рамках западной цивилизации – от классических текстов античности до направлений европейской и северо-американской политической теории и философии права второй половины XX века. Однако для более глубокого проникновения в особенности европейского восприятия соотношения индивида и общества магистранты познакомятся и с социально-философскими концепциями, возникшими на почве иных культур.

Помимо этого, курс подразумевает и ознакомление магистрантов с развитием самой истории идей как научной дисциплины, а также с новейшими методологическими подходами, выработанными отечественными и зарубежными учёными.

Курс предусматривает значительный объём самостоятельной работы магистрантов, проведение ими научных исследований и обсуждение их итогов на коллоквиумах.

В результате обучения магистрант должен приобрести значительный багаж знаний в области истории политико-правовой мысли, получить навыки работы с классическими и современными социально-философскими текстами, представлять себе текущее состояние дисциплины и быть в курсе актуальных научных дискуссий.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять кафедрой  теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, которой разработан проект программы по курсу.


 

«Современные проблемы юридической науки»

Статус: специальная дисциплина, установленная вузом

Объем: 108 ч.

 

 

Общим объектом всех социальных наук является социальная деятельность. Юриспруденция как особенная социальная наука изучает одну из составляющих этого объекта, один из аспектов социальной деятельности, а именно: особые правила, которым подчиняются социальные взаимодействия – правовые нормы (право). Соответственно теорией права может быть только общесоциальная теория, примененная к праву.

Современная институциональная (общесоциальная) теория объясняет социальные системы как институты (устойчивый порядок социальных взаимодействий, воплощающий в себе определенный принцип и выполняющий определенную функцию). В неюридических социальных науках – например, в политологии, в экономической науке – институционализм (институциональный подход) означает, что соответствующий объект изучается как социальная деятельность не случайная, не хаотичная, а подчиненная установившимся правилам. Юриспруденция же специализируется на изучении самих правил (особых, правовых норм), и она стремится выделить их «в чистом виде», например, так, как они формулируются в официальных текстах. Но официальные тексты о нормах могут и не соответствовать практике, реальным правилам социальной деятельности.

Институциональная теория права избавляет юриспруденцию от излишнего формализма и схоластических рассуждений, позволяет исследовать право не только и не столько как официальные тексты, но и как реальный феномен социальной жизни, реальный порядок социальных коммуникаций, реально действующие нормы. Этот порядок может существенно отличаться от официально смоделированного, официально предписанного, и отличия могут иметь не случайный характер и корениться в традиционных социальных институтах.

Задачи учебного курса институциональной теории права – объяснить национальные и иные правовые системы (и правовые семьи) как институты специфического (правового) типа социокультуры, исторически развивающегося в столкновениях и конкуренции с противоположным (потестарным) социокультурным типом; показать соотношения и функции институтов эквивалентного обмена и институтов публично-властного перераспределения, характерные для различных типов цивилизации, выявить несовпадения заявленных и действительных функций официальных институтов; объяснить структуры права как специфического института (включая структуру правовой государственности), механизмы формирования и действия права, соотношение и реальную силу формальных и неформальных норм, механизмы выявления, исправления и подавления противоправного поведения.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять кафедрой  теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, которой разработан проект Программы по курсу.

 

«История правосознания, политической и правовой мысли в России»

Статус: специальная дисциплина, установленная вузом.

Объем: 144 ч.

 

 

Цель данной дисциплины — дать представление об основных этапах становления и развития правосознания и политико-правовой мысли в России с древнейших времен до наших дней. Речь идет, прежде всего, о генезисе понятий «закон» и «власть», их соотношении и взаимодействии на протяжении истории. Преподавание истории политической и правовой мысли призвано расширить профессиональный кругозор магистранта, придать ему навыки исторического и структурно-правового анализа, способность видеть перспективы развития государства и права в контексте истории.

Перед мысленным взором слушателей курса должны пройти все исторические этапы истории политико-правового сознания и мысли России: от древнерусской «роты» и ритуально-символического права славян, через христианское соотношение «закона и благодати», восприятие государственных традиций Византийской и Монгольской империй, «тягловое государство» и «право-правду» средневековой Москвы, к «регулярному государству» Российской империи, «советскому социалистическому государству и праву», современным концепциям правового государства и «встраивания» в глобальный миропорядок.

Анализ правосознания и политико-правовой мысли предлагается производить на основе новейших методов структурной социологии и парадигматического анализа на основании разбора трех основных парадигм истории – «премодерна», «модерна» и «постмодерна». При этом речь пойдет о единстве правосознания, политической и правовой мысли в России, их «логоса» и «мифоса» на протяжении веков и даже тысячелетий.

Правосознание и политико-правовая мысль анализируются в их взаимосвязи. Поэтому в ходе курса будет сделана попытка взгляда на «народное правосознание» – от языческих времен до современного «правового нигилизма», на самом деле глубоко укорененного в истории, и, с другой стороны – «борьбы за право», а в отношении отдельных представителей политической и правовой мысли внимание будет уделено и «консерваторам», и «либералам», и «правым», и «левым» – от митрополита Илариона Киевского, в недрах главного труда которого, как в матрице, заложены все направления правовой мысли – далее – как преп. Иосифу Волоцкому, так и «новгородским еретикам», как Иоанну Грозному, так и Андрею Курбскому, как Патриарху Никону, так и старообрядческой мысли, вплоть до «нетовщины», как Г.Сковороде, так и «просветителям» во главе с Новиковым, как «славянофилам», так и «западникам», как Л.Тихомирову и К.Леонтьеву, так и Б.Чичерину и П.Милюкову, как «евразийцам», так и либеральной части эмиграции, как П.Стучке и Е.Пашуканису, так и  С.Алексееву и В.Нерсесянцу.

История правосознания и политико-правовой мысли, помимо собственно истории государства и права, неразрывно связана с общегражданской историей, философией, социологией, культурологией, религиоведением. В ходе раскрытия основных тем курса эта проблематика также будет раскрываться по мере необходимости.

Магистрант, изучающий данный курс, должен уметь соотносить положения различных научных и учебных дисциплин, понятия и термины, применять их к анализу явлений, что  будет способствовать его теоретическому и профессиональному росту в области права.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять кафедрой  теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, которой разработан проект Программы по курсу.

 

«Источниковедение истории государства и права России»

Статус: специальная дисциплина, установленная вузом.

Объем: 144 ч.

 

 

 

Курс источниковедения истории государства и права России органически связан с курсом истории отечественного государства и права, читающимся на 1-м курсе факультета права Государственного университета — Высшей школы экономики. В данном курсе рассматриваются основные виды источников, на основе которых изучается история государства и права Руси-России с древнейших времен до XX в.: законодательные (в том числе, памятники канонического и обычного права), актовые, нарративные, судебно-следственные, статистические материалы.

В лекционном курсе даются общие теоретические положения исторического источниковедения в приложении к источникам по истории отечественных государства и права, анализируются происхождение этих источников и их эволюция, специфика отображения ретроспективной информации по истории отечественного государства и права в каждом из видов исторических источников, основные приемы и методы выявления и обработки этой информации. Особое внимание уделяется использованию специальных и вспомогательных для истории дисциплин при работе с источниками по истории государства и права Руси-России, а также методикам корректного использования информации, почерпнутой из этих источников в исследованиях по истории государства и права.

На практических занятиях анализируется специальная литература по источниковедению отечественной истории государства и права, а также вырабатываются базовые умения работы с источниками и источниковой информацией.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять преподавателями факультета истории ГУ-ВШЭ.

 

«Сравнительное правоведение»

Статус: дисциплина по выбору магистранта

Объем: 180 ч.

 

 

Курс формирует у студентов представление об основных правовых системах современности, о состоянии и развитии права в современном мире. Он позволяет познакомиться со сравнительным правоведением как областью правовых знаний, с национальными школами сравнительного правоведения.

В результате изучения курса у студента будет сформировано представление о ключевых характеристиках основных зарубежных правовых систем. Он получит представление  о структуре национальных правовых систем и основных тенденциях развития права в современном мире. В ходе преподавания курса будет выяснена специфика судебных систем и изучена структура юридической профессии ведущих зарубежных государств. Студент получит также представление о развитии науки сравнительного правоведения, станет обладать навыками сравнения зарубежного и национального права, а также умением анализировать источники зарубежного права.

Изучение курса будет способствовать как пониманию тенденций развития зарубежных правовых систем, так и выяснению перспектив и тенденций развития национального права.

Сфера применения знаний, полученных в ходе изучения курса, чрезвычайно широка. Эти знания могут быть использованы в сравнительном законодательстве, в сравнительном частном праве, в сравнительном публичном праве и в судебных решениях.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять кафедрой  теории права и сравнительного правоведения ГУ-ВШЭ, которой разработан проект Программы по курсу.

"Уголовная политология"
Статус: дисциплина по выбору
Объем: 108 ч.

 Программа_Уголовная политология (DOC, 391 Кб)

 «Европейская идея» в прошлом и настоящем: правовые аспекты»
Курс:
дисциплина по выбору
Объем:
108 ч.

 Программа_ Европейская идея (DOC, 458 Кб)

 «Правовая аналитика»

Статус: специальная дисциплина по выбору

Объем: 108 ч.

 

 

 

В состав интеллектуальной элиты общества всегда входила и входит специфическая группа специалистов, чье поле деятельности можно определить одним словом — аналитика. Как бы ни разнились области их деятельности, как бы номинально не назывались их должности — всюду этих людей именуют аналитиками.

Аналитик — это понятие более широкое, нежели просто эксперт в некоторой отрасли знаний, его интеллектуальный инструментарий и опыт практической деятельности намного шире и не замыкается в рамках одной предметной сферы. Аналитик владеет совокупностью интеллектуальных технологий, позволяющей адекватно отражать суть явлений и процессов, выявлять основные тенденции их развития, прогнозировать и создавать научную основу для управленческих решений.

В курсе «Правовая аналитика» рассматривается широкий спектр вопросов, связанных с методологией, организацией и технологиями информационно-аналитической работы. В силу специфики обсуждаемых вопросов Программа курса также содержит разделы, посвященные методам и приемам эффективной организации мыслительной деятельности, как учебной, так и профессиональной, и разделы, затрагивающие вопросы, связанные с разработкой технологического инструментария информационно-аналитической работы.

В курсе раскрывается сущность интеллектуальных технологий. Определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, права, экономической науки, математики, информатики, управленческой науки, психологии и др. в формировании современной русской аналитической школы. Показаны возможности использования методик и моделей системного анализа для исследования социально-политических и экономических процессов, прогнозирования и организации эффективного функционирования систем управления на принципах развития, совершенствования процессов принятия управленческих решений.

Курс «Правовая аналитика» позволяет выяснить, что нового появилось за последнее десятилетия в российской и мировой аналитике, какие отправные точки и тенденции наиболее ярко проявились на интеллектуальном поле, чем и как была занята аналитическая мысль.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять кафедрой  теории права и сравнительного правоведения ГУ-ВШЭ, которой разработан проект Программы по курсу.

 

«Рецепция римского права в Западной Европе»

Статус: специальная дисциплина по выбору

Объем: 144 ч.

 

 

 

Право стран романо-германской (континентальной) правовой семьи актуально для российских магистров в силу целого ряда причин. Во-первых, речь идет об одной из наиболее развитых моделей регулирования общественных отношений в (пост-)индустриальных обществах. Во-вторых, российское право было и остается тесно связанным с традицией континентального права. Именно поэтому западноевропейский опыт находит применение не только в юридической науке, но и в нормотворческом процессе. Нередко обращение к зарубежному материалу обусловлено его внутренними достоинствами. Например, такая мотивировка прямо закреплена в Указе Президента РФ № 1108 от 18.07.2008 г. «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ». Кроме того, еще в 1994 г. Российская Федерация заявила о своем стремлении «к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Европейского Сообщества» (ст. 55 Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами).

Между тем эффективное использование западноевропейского опыта предполагает не поверхностное заимствование иностранных «удачных решений», а понимание процесса их формирования. Право стран романо-германской правовой семьи основывается на длительной традиции, в центре которой – рецепция римского права. Речь идет о сложном и уникальном явлении заимствования и переработки фрагментов сохранившихся источников древнеримского права (Свода императора Юстиниана) в правопорядках европейских государств Средних веков и Нового времени. На протяжении XII – XIX вв. рецепция римского права определяла темы дискуссий о правовой идеологии, идейной борьбе сторонников и противников римского права, романистов, юснатуралистов, «почвенников». Именно поэтому изучение рецепции в широком смысле слова означает исследование европейской правовой традиции Средневековья и Нового времени.

Цель курса заключается в комплексном рассмотрении сути, причин, значения и основных этапов рецепции римского права. В задачи курса входит формирование у магистрантов четкого представления о влиянии рецепции на западную традицию права и ее основные черты, такие как: высокая значимость и стабильность права в условиях изменчивой политической и экономической конъюнктуры; профессиональный и научный характер континентальной юриспруденции и ее воздействие на законотворчество и юридическую практику; единство западной правовой традиции (феномен «общего права», основанный на общности источников, методологии, языка, университетской среды); доминирующая роль закона в системе источников права; идея кодификации права как результат его доктринальной разработки в университетах; плюрализм правовых доктрин и юрисдикций в рамках общей правовой традиции.

Учитывая определяющую роль юридической науки в процессе развития континентального права, основным объектом исследования в рамках данного курса станет деятельность ведущих правовых школ Западной Европы: болонских глоссаторов и комментаторов (XII – XVI вв.), гуманистов (XVI в.), нидерландской элегантной юриспруденции (XVII в.), школы современного римского права (usus modernus) (XVII – XVIII вв.), пандектистики (XIX в.), естественного права (XVI – XIX вв.). Кроме того, предполагается прояснить влияние названных правовых школ (их идеологии) на развитие законотворческого процесса. Особое внимание будет уделено идее кодификации права и месте кодексов в системе источников права Пруссии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Германской империи.

Источниковую базу предлагаемого курса составят юридические трактаты ведущих представителей вышеназванных правовых школ, переведенные на русский язык полностью или в рамках антологий и хрестоматий, а также основные нормативно-правовые акты передовых стран Западной Европы (Италии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, Нидерландов).

Методологическую основу курса составят исторический и сравнительно-правовой методы. Для лучшего усвоения материала развитие континентального права будет иллюстрироваться примерами регулирования наиболее важных имущественных отношений в сфере частного права (собственность, договорные и деликтные обязательства и др.). Предполагается формирование у магистров навыков самостоятельного применения исследовательских методов при анализе основополагающих институтов рецепированного римского права.

В ходе преподавания курса будет показана преемственность развития общего континентального права (ius commune), а также будут выявлены основные сходства и различия последней по сравнению с англо-саксонским общим правом.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять кафедрой  теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, которой разработан проект Программы по курсу.

 

«История российского конституционализма»

Статус: дисциплина по выбору магистранта

Объем: 144 ч.

 

 

 

Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. породили обращение научной и политической общественности к предшествующему опыту конституционной истории страны. Российский конституционализм, оказавшийся в эпицентре споров о перспективах правового и политического развития Российской Федерации в 1990-е гг., трактуется в современной литературе как проявление глубинного конфликта между государством и обществом на этапе модернизации – перехода от традиционного, сословно-иерархически построенного общества к обществу гражданскому, от авторитарного государства к государству демократическому. Именно в результате конфликта, присущего историческому процессу в период модернизации, происходит складывание российской модели конституционного развития.

Российская конституционная модель занимает особое место в мировом политическом процессе. Она заметно отличается от классической модели, формирующейся в странах буржуазной демократии, прежде всего, отсутствием среднего класса, готового стать социальной базой демократических преобразований; необходимостью провести реформы в кратчайший по сравнению с преобразованиями в странах Западной Европы исторический промежуток времени и в условиях, когда политическая и правовая культура общества не были развитыми. В результате этого в России была сформирована иная стратегия конституционного развития. Основным носителем программы конституционной реформы являлась не буржуазия, а узкий слой просвещенной бюрократии, дворянства и либеральной интеллигенции; инструментом ее реализации выступало государство, инициировавшее конституционные акты, приобретавшие, в свою очередь, октроированный характер.

В рамках изучения курса российский конституционализм будет изучен в единстве четырех его  сторон – нормативной, философско-правовой концепции, политической системы и характеристик социального движения. «Конституционализм» трактуется нами в широком плане: во-первых, как Основной закон государства и система публично-правовых актов, принятых в его развитие; во-вторых, как философско-правовая доктрина, согласно которой идеи естественного права, общественного договора и прав личности, необходимые для разумно устроенного общества, должны быть зафиксированы в конституции, обязательной для исполнения государством; в-третьих, как политическая система демократического общества с установившимися институтами народного представительства, разделения властей, независимого суда, прав и свобод личности, принципы  функционирования которых закреплены в Основном законе; в-четвертых, как социальное движение, ставящее своей задачей создание гражданского общества, правового государства и закрепление этих институтов в Основных законах государства и практике его функционирования.

Источниками для изучения истории российского конституционализма являются классические памятники мировой политической и правовой мысли, отразившие теоретические представления и ключевые этапы формирования конституционных воззрений. В ходе изучения курса в центре нашего внимания окажется широкий круг российских документов конституционного содержания, которые можно подразделить на следующие группы: 1) проекты конституционных реформ XVIII – начала XX вв.; 2) документы высших и центральных государственных учреждений России, политических партий; 3) российские и советские конституции.

Анализируя вышеуказанные источники, мы рассмотрим, какую трактовку получали на разных этапах исторического развития нашей страны альтернативные элементы формы государства – конституционная монархия и республика; организация государства на принципе унитаризма или федерации; авторитарный или демократический политический режим с присущими им политической культурой конфронтационного или диалогического типа. Будут охарактеризованы также такие вариативные модели правовой и политической системы, как однопартийность и многопартийность, однопалатная и двухпалатная структура представительного органа власти, его формирование на  основе куриальной  системы или всеобщего избирательного права.

В ходе преподавания курса нами будет рассмотрена также юридическая техника составления ряда конституционных актов – Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г., Конституции РСФСР 1918 г. и Конституций СССР 1924 г. и 1936 г. Нами будет показана цикличность истории российского конституционализма, включающего в себя как этапы прогрессивного развития конституционных идей, норм и институтов, так и периоды спада конституционных преобразований, отката к авторитарным традициям.

В ходе изучения курса студент получит представление о факторах и условиях, определяющих содержание и генезис конституционных законопроектов в XVIII-XX вв.; тенденциях и содержании процессов становления и развития российского и советского конституционализма; технике составления основных конституционных актов в Российской империи и в СССР. Он выработает умения: анализировать процессы конституционного строительства в России – СССР – Российской Федерации; владетьнавыками анализа исторических проблем, применятьполученные в ходе изучения курса знания к анализу современной конституционной модели Российской Федерации.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять кафедрой теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ. Кафедрой разработан и УМС факультета права утвержден проект соответствующей программы курса.


«Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный опыт правового регулирования»

Статус: дисциплина по выбору магистранта

Объем: 144 ч.

 

 

Выдающимся достижением человеческой культуры, и, прежде всего, культуры правовой, является право на свободу совести. Проблема реализации свободы совести имеет принципиальное значение в современных государствах, претендующих называться демократическими. Реформирование и демократизация общества предполагает исследование правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений, а также их сущности, где особую роль приобретает правовой анализ становления, эволюции, функционирования этих взаимоотношений.

Целью курса является изучение магистрантами основных тенденций и закономерностей правового регулирования деятельности религиозных объединений в России и зарубежных государствах с учетом сложившегося религиозного состояния и принадлежности к правовым системам современности. Специфика обсуждаемых вопросов предопределила включение в программу курса тем, посвященных актуальным теоретико-историческим, нормативным и практическим аспектам государственно-конфессиональных отношений. В рамках курса рассматривается широкий спектр вопросов, связанных с рассмотрением различных типов отношений государства и религиозных объединений, критериев их взаимодействия, законодательного обеспечения этой сферы.

В результате изучения курса магистранты должны приобрести знания о международно-правовых основах отношений государства и религиозных объединений, о различных моделях их взаимодействия (европейской (христианской), исламской, иудейской и др.) в их исторической ретроспективе, о принципах функционирования современных секулярных систем светских государств Европы и США.

Практическая часть курса направлена на формирование навыков анализа проблем законодательства и правоприменительной практики в сфере взаимодействия государства и религиозных объединений, реализации принципа светскости государства в законодательстве Российской Федерации, правового обеспечения противодействия проявлениям религиозного экстремизма. Преподавание курса построено на основе широкого использования метода юридической компаративистики, с привлечением результатов научных исследований зарубежных и отечественных авторов последних лет.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять кафедрой  теории права и сравнительного правоведения ГУ-ВШЭ, которой разработан проект Программы по курсу.

 

«Компьютерные технологии в науке и образовании»

Статус: дисциплина по выбору магистранта

Объем: 144 ч.

 

 

Современный этап информатизации общества и глобальные системы сетевых коммуникаций характеризуются процессом активного использования информации в качестве общественного продукта, позволяющего формировать информационный поток сообразно интересам конкретного потребителя информации. Интенсивное развитие всемирной информационной среды значительно расширило сферу применения информационных ресурсов, позволяя обеспечивать доступ к информации без ограничений, а также обращаться к любому сколь угодно удаленному источнику информации. Основной задачей обучения специалиста-юриста является овладение знаниями по наиболее актуальным направлениям использования информационных технологий в жизни человека.

В планировании преподавания курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» следует исходить из того, что основы применения компьютерных технологий в правоведении, наиболее популярные офисные программы и правовые базы данных магистрантам, безусловно известны.

В этой связи преподавание курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» предполагается ориентировать на вопросы методологии применения информационных технологий, условия, предпосылки и пределы их эффективности.

Частью преподавания курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» будет ознакомление магистрантов с передовой практикой применения информационных технологий в деятельности государственных органов, образовательных и научных организаций, коммерческих и некоммерческих структур. Предполагается, в частности, посещение «фабрик информации» - фирм и организаций, разрабатывающих современные электронные продукты и базы данных.

Магистранты должны получить представление о практике эффективного применения информационных технологий:

  • на уровне рабочего места юриста;
  •  на уровне отдела, подразделения, бригады, рабочей группы;
  •  на уровне предприятия, организации, государственного органа;
  •  на региональном уровне (района, города, субъекта Российской Федерации);
  •  на федеральном (национальном, общегосударственном) уровне;
  •  на межгосударственном, международном уровне.

Составной частью преподавания курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» будет составление магистрантами «информационных досье» по актуальным проблемам правовой науки и юридического образования, а также разработка каждым учащимся схемы и порядка ведения личного электронного архива.

Предполагается, что по итогам изучения курса магистранты должны приобрести навык создания и ведения рабочего электронного ресурса, подготовки макетов публикаций, проведения обсуждений в сети, организации с помощью электронных технологий работы распределенных рабочих групп и т.д.

Преподавание данного курса предполагается осуществлять силами кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ.