• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Источниковедение истории государства и права России

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Данилевский Игорь Николаевич

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Источниковедение истории государства и права России» дает целостное представление о развитии системы исторических источников по истории государства и права России, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрывает их информационный потенциал. Студенты, изучающие дисциплину, знакомятся с основными историческими источниками, сохранившими ретроспективную информацию о развитии государственных институтов и права Руси/Росси с XI по XX в. По результатам освоения дисциплины студенты смогут оценивать информационный потенциал различных видов исторических источников, использовать оптимальные методы получения и обработки ретроспективной информации, применять полученные знания для решения конкретных проблем, связанных с историей государства и права Руси/России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать целостное представление о развитии системы исторических источников по истории государства и права России, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрыть их информационный потенциал
  • знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами
  • усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения
  • знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии
  • формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников по истории государства и права Руси/России
  • формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников по истории государства и права Руси/России
  • овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • знакомство с историографией исторического источниковедения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент обладает знаниями базовых понятий исторического источниковедения
  • студент дает определение объекта и предмета изучения исторического источниковедения
  • студент усваивает критерии отнесения текста к числу исторических источников
  • студент владеет принципами отображения реальности в исторических источниках
  • студент корректно использует источниковедческую терминологию в историко-правовых исследованиях
  • студент дает определение летописания как специфического вида исторических источников
  • студент обладает общими представлениями о специфике отображения реальности в летописных текстах
  • студент корректно использует специальные термины, связанные с летописанием
  • студент использует специфические методы работы с летописными текстами
  • студент обладает знаниями базовых понятий, критериев и принципов организации законодательства как историко-юридического источника
  • студент дает квалификацию законодательных актов как источников по истории государства и права
  • студент владеет общими представлениями о специфике отображения исторической реальности в законодательных источниках
  • студент использует специальные методы анализа ретроспективной информации, сохранившейся в законодательных актах
  • студент работает с законодательными материалами как специфическими носителями информации об истории государства и права Руси/России
  • студент обладает знанием базовых понятий, критериев и принципов организации актовых материалов как источников по истории государства и права Руси/России
  • студент дает квалификацию актовых материалов как носителей ретроспективной информации по истории государства и права Руси/России
  • студент использует формулярный анализ для обработки актового материала
  • студент находит, анализирует и обрабатывает информацию об истории государства и права Руси/России, сохранившуюся в актовых материалах
  • студент работает с публикациями актовых материалов
  • студент осуществляет историко-юридическую экспертизу актовых материалов
  • студент обладает знаниями о формах и методах организации и фиксации административного и хозяйственного учета в Руси/России
  • студент дает квалификацию учетного материала как источника для изучения истории государства и права Руси/России
  • студент применяет специальные методы обработки историко-юридической информации, сохранившейся в учетной документации
  • студент находит, анализирует и обрабатывает в учетной документации информацию по истории государства и права Руси/России
  • студент работает с публикациями учетной документации
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу учетной документации
  • студент обладает знаниями об организации, ведении и хранении судебно-следственных материалов как специальной системы государственного делопроизводства
  • студент дает квалификацию судебно-следственных материалов как источника по изучению истории государства и права России
  • студент использует специальные методы анализа судебно-следственных материалов как источника по изучению истории государства и права Руси/России
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-юридическую информацию, сохранившуюся в судебно-следственных материалах
  • студент работает с публикациями судебно-следственных материалов
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу судебно-следственных материалов
  • студент обладает знаниями об организации, ведении и хранении статистических данных
  • студент дает квалификацию статистики как источника по изучению истории государства и права России
  • студент использует специальные методы анализа статистических материалов как источника по изучению истории государства и права России
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-юридическую информацию, сохранившуюся в статистических материалах
  • студент работает с публикациями статистических материалов
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу статистических материалов
  • студент обладает знаниями о ведении и хранении программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций
  • студент дает квалификацию программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций как источника по изучению истории государства и права России
  • студент использует специальные методы анализа программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций как источника по изучению истории государства и права России
  • студент находит, анализирует и обрабатывает ретроспективную информацию, сохранившуюся в программных, уставных и директивных документах политических партий и общественных организаций
  • студент работает с публикациями программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу программных, уставных и директивных документов политических партий и общественных организаций
  • студент обладает знаниями о периодической печати как источнике по истории государства и права России
  • студент дает определение основных понятий, связанных с периодической печатью как источника по истории государства и права России
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-правовую информацию, содержащуюся в периодической печати
  • студент работает с периодической печатью как с источником по истории государства и права России
  • студент осуществляет историко-правовую экспертизу периодической печати
  • студент обладает знаниями о подвидах и особенностях формирования и функционирования источников личного происхождения
  • студент дает определение основных понятий, связанных с источниками личного происхождения
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-правовую информацию, сохранившуюся в источниках личного происхождения
  • студент работает с публикациями источников личного происхождения
  • студент обладает знаниям и о специфике литературных и публицистических произведений как историко-правовых источников
  • студент дает определение основных понятий, связанных с источниковедением литературных и публицистических произведений
  • студент находит, анализирует и обрабатывает историко-юридическую информацию в литературных и публицистических произведениях
  • студент работает с публикациями литературных и публицистических произведений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика исторических источников. Источниковедение как специальная историческая дисциплина.
    Объект источниковедения. Исторический источник: определение понятия. Предмет и задачи источниковедения. Исторический источник как явление культуры, как носитель информации о человеке и обществе; источник как продукт целенаправленной человеческой деятельности. Исторический источник как объект познания. Источниковедение как одна из основ познавательной деятельности в науке и социальной практике. Источниковедение и источниковедческий анализ в междисциплинарных исследованиях. История теоретико-познавательных подходов, принципов и методов изучения исторических источников. Теория источниковедения как цельного и систематического учения об исторических источниках. Метод источниковедения. Общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Исторический и логический этапы источниковедческого анализа (изучение происхождения и изучение содержания исторического источника), методы решения исследовательских задач на каждом этапе. Оценка исторического источника как исторического явления и определение его информационных возможностей как цель источниковедческого анализа. Эволюция исторических источников, ее периодизация. Классификация исторических источников как способ их познания. Типы и виды исторических источников.
  • Тема 2. Летописание как исторический источник.
    Летописи как вид исторических источников. Терминология летописания. Списки летописей и их систематизация (редакции и изводы). Представления о монотематическом повествовании, летописной записи и летописном своде. Летописи и хронографы. Проблемы интерпретации летописных текстов. «Повесть временных лет» и предшествующие ей своды. Источники «Повести», ее редакции и их составители. Место «Повести временных лет» в изучении истории государства и права Древней Руси. История изучения и издания «Повести». Местное летописание XII–XIII вв.: происхождение, источники и особенности источниковедческого анализа. Галицко-волынские, владимиро-суздальские, новгородские летописные своды. Местное летописание XII–XIII вв.: происхождение, источники и особенности источниковедческого анализа. Общерусское летописание: начало и развитие московского летописания, его общерусский характер. Московские своды XV в. Летописание Твери, Новгорода, Смоленска, Ростова, Суздаля. Летописание в Великом княжестве Литовском. Общерусские летописные своды конца XV–XVI вв. Угасание летописного жанра, переход к хронографическому принципу изложения событий. Лицевой свод. «Летописец начала царства» Ивана IV. Степенная книга. Неофициальное летописание. Летописание и другие исторические произведения XVII в. как источник по истории государства и права: особенности изучения.
  • Тема 3. Законодательство как исторический источник по истории государства и права.
    Законодательство древней и средневековой Руси как вид исторических источников. Соотношение обычного и письменного (гражданского и церковного) права в древней Руси. Репрезентативность древнерусских законодательных источников. Российское законодательство XVIII в. как законодательство нового времени. Закон и право: соотношение понятий. Изменение соотношения обычая и закона как источников права. Разделение государственного и частного права. Идеи и принципы законодательства. Законодательная процедура. Публикация законодательных актов. Философское направление в законодательстве. Особенности законодательных источников XIX – начала XX вв.
  • Тема 4. Акты как исторический источник по истории государства и права.
    Акты как вид исторических источников. Определение актов. Виды актовых источников. Публично-правовые, публично-частные и частные акты. Классификация актов. Акты как документы юридического характера и их эволюция. Изменения в структуре разновидностей актовых источников на рубеже XIX–XX вв. Новые разновидности актов (картельные соглашения, договоры синдицирования, коллективные договоры). Условия, вызвавшие появление актов в Древней Руси. Сведения об актах X–XI вв. Акты начала XII в. Акты русских княжеств и земель XII–XV вв. Княжеские духовные и договорные грамоты. Акты, характеризующие феодальное землевладение и хозяйство. Жалованные грамоты. Правые грамоты. Акты Литовской Метрики. Ярлыки ханов Золотой Орды. Акты XV–XVII вв.: разновидности и их история. Акты в составе копийных и записных книг. Акты землевладения и хозяйства. Акты социальных отношений. Акты о ремесле, промыслах, мелком товарном производстве и торговле. Акты центрального и местного управления. Актовый материал XVIII – начала XX вв. Развитие частного права, новые области возникновения и применения актов. Имущественное право. Разновидности актов, оформляющих имущественные сделки. Акты, оформляющие права и преимущества отдельных лиц и обществ (дипломы, патенты, грамоты). Договоры найма. Правовое регулирование составления актов и их регистрация. Акты пореформенного периода. Уставные грамоты. Акты, возникающие в сфере предпринимательства. Приемы и методика анализа актового материала. Определение формуляра. Формулярный анализ. Дипломатика как научная дисциплина. Особенности и приемы анализа актов русских княжеств и земель XII–XV вв. Особенности изучения актовых источников XVIII – начала XX вв. Неодипломатика. Акты как массовые источники.
  • Тема 5. Материалы фискального, административного и хозяйственного учета как источник по истории государства и права.
    Материалы государственного и частного делопроизводства как исторический источник: разновидности, история формирования. Писцовые и переписные книги. Описания и переписи конца XV–XVII вв. Терминология писцового дела. Переписные книги XVII в. как источники по истории государства и права. Приемы издания изучения и реконструкции писцовых и переписных книг. Статистическая обработка материалов писцового дела. Приходные и расходные книги. Состав и назначение книг. Приемы обработки информации приходных и расходных книг. Документы о военной и придворной службе. Разрядные книги. Родословные книги. Местнические дела. Методы анализа военно-служилой, генеалогической и местнической документации. Административное делопроизводство. Понятия: документ, дело, система делопроизводства. Законодательное регулирование порядка делопроизводства. Переход от столбцовой к тетрадной форме делопроизводства и его влияние на изменение делопроизводственной документации. Коллежская система делопроизводства. Обособление документа. Разновидности документов. Формуляр документа. Дело как единица делопроизводственной документации. Порядок рассмотрения и решения дел. Документопотоки в коллежском делопроизводстве. Министерская система делопроизводства. Упрощение содержания документа. Формуляр. Усложнение систем документации. Изменение порядка рассмотрения и решения дел. Документопотоки в министерском делопроизводстве. Учет населения в фискальных целях. Переписные книги. Материалы ревизского учета. Материалы административно-полицейского и церковного учета населения; приемы и методы их анализа как источников по истории государства и права.
  • Тема 6. Судебно-следственные материалы как источник по истории государства и права.
    Судебно-следственные материалы. Состав судебно-следственных дел, разновидности их документов, приемы их критического анализа. Следственные дела о городских и стрелецких восстаниях XVII в., о восстании под предводительством С. Т. Разина. Судебно-следственные материалы как источник по истории внутренней политики, политической борьбы, социальных отношений и движений конца XV – XVIII в. Значение материалов сыска как источников по истории государства и права.
  • Тема 7. Статистика как источник по истории государства и права.
    Статистика и ее функции в системе управления. Зарождение статистики. Эволюция статистических источников. Развитие методов сбора и обработки статистической информации. Табличный метод анализа данных и анкетный метод сбора информации в XVIII в. Статистические описания. Материалы Генерального межевания. Экономические примечания. Статистические приложения к губернаторским отчетам. Организация правительственной и ведомственной статистики в XIX – начале XX в. Демографическая статистика. Сельскохозяйственная статистика. Промышленная статистика. «Ведомости фабрик и заводов». Особенности их составления. Проблема полноты. Расширение номенклатуры производств, подлежащих статистическому учету. Проблема достоверности. Промышленные переписи. Статистика труда. Материалы фабрично-заводской инспекции. Статистика транспорта и торговли. Статистика преступлений. Земская статистика. Земства как органы местного самоуправления. Назначение земской статистики. Статистика основная и текущая. Объекты статистического описания. Единицы статистического учета. Методы сбора информации. Этапы развития земской статистики. Статистика в начале ХХ в. Распространение метода переписей. Государственная и земско-городская статистика в годы Первой мировой войны. Изучение статистических материалов. Использование данных статистики в историко-юридических исследованиях.
  • Тема 8. Программные, уставные и директивные документы политических партий и общественных организаций как источник по истории государства и права.
    Значение директивных документов политических партий и общественных объединений для изучения истории государства и права во второй половине XIX – начале XX в. Директивные материалы политических партий и движений. Документы РСДРП(б)/РКП(б)/ВКП(б). Программы и уставы партии. История их составления и подготовительные материалы. Постановления и резолюции съездов и конференций небольшевистских партий России 1917–1923 гг. Резолюции и решения съездов, конференций, пленумов как источники по истории государства и права. Методика их анализа. Вопросы источниковедческого анализа программных документов и уставов.
  • Тема 9. Периодическая печать как источник по истории государства и права.
    Возникновение российской повременной печати. Разновидности изданий. Первые русские газеты, роль государства в их издании. Журналы второй половины XVIII в. Повременные издания научных обществ. Возникновение и развитие цензуры. Цензурные учреждения. Законодательство о цензуре. Реформа печати 1865 г. Цензура в начале ХХ в. Повременные издания XIX в., направления их эволюции. Формирование газетно-журнальных жанров. Специализация периодической печати. Историческая периодика. Политизация периодической печати. Легальная, нелегальная и русская зарубежная печать. Изменение соотношения газетной и журнальной периодики в 70-х гг. XIX в. Возникновение информационных агентств и их влияние на унификацию газетной информации. Печать начала XX в. Возникновение партийной печати. Разновидности материалов периодической печати, проблема их достоверности и полноты информации. Способы влияния на общественное сознание через повременную печать. Указатели периодических изданий. Изучение повременной печати как источников по истории государства и права. Особенности изучения материалов периодической печати. Методы контент-анализа материалов периодической печати.
  • Тема 10. Источники личного происхождения как носители информации по истории государства и права.
    Источники личного происхождения, причины их возникновения. Мемуары, дневники, эпистолярные источники: их соотношение, направления их эволюции. Тенденции к унификации содержания источников личного происхождения. Мемуары как повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти мемуариста. Реализация исторического самосознания в мемуаристике. Видовые особенности мемуаров. Эволюция мемуаристики. Дневники как источник личного происхождения. Разнообразие целевого назначения дневников. Изменения в социальном составе авторов. Ретроспективная обработка дневников. Эпистолярные источники. Эпистолярные источники и эпистолярная форма существования источников других видов (художественная литература, мемуаристика, публицистика). Особенности изучения источников личного происхождения. Контент-анализ источников личного происхождения.
  • Тема 11. Литературные и публицистические произведения как источник по истории государства и права.
    Понятие «литературное произведение». Особенности древнерусской литературы как источника по истории государства и права; синкретичность древнерусской литературы. Художественная литература как вид исторических источников нового времени. Смена художественных стилей в русской литературе. XVIII – начала ХХ в. Особенности отражения предметного мира, индивидуальности, межличностных отношений, мироощущения и мировоззрения в художественных произведениях различных эстетических направлений. Соотношение художественной литературы и публицистики. Изучение художественного произведения как источника по истории государства и права. Особенности изучения художественных произведений различных эстетических направлений. Возникновение публицистики. Соотношение публицистики нового времени и политических трактатов с нравоучительными произведениями средневековья. Русская публицистика XVIII в. Проправительственная и антиправительственная публицистика. Распространение западной публицистики и ее переводы в России. Русская публицистика XIX в. Проекты государственных преобразований и конституций как произведения публицистики. Сращивание публицистики и периодики, развитие форм публицистики. Литературно-художественная, научная и общественно-политическая публицистика. Публицистика начала ХХ в., развитие форм ее бытования. Партийная публицистика. Публицистика общественных организаций и художественных объединений как источник по истории государства и права.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Реферат + 0.15 * Устный опрос + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / Григорьева И. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005133-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548060
  • Источниковедение: Практикум / Голубева Е.В. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 90 с.: ISBN 978-5-7638-3498-7

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беляев И.Д. - О Несторовой летописи  - Издательство "Лань" - 2013 - 74с. - ISBN: 978-5-507-13101-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13496
  • Каченовский М.Т. - Параллельные места в русской летописи - Издательство "Лань" - 2013 - 5с. - ISBN: 978-5-507-12712-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10464