• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

Научно-исследовательский и проектный семинар (далее – НИПС) рассматривается как основной компонент учебного плана магистерской программы «Управление кадрами государственных организаций», предназначенный для выработки  у студентов магистратуры проектных и исследовательских компетенций в области работы с кадрами организаций государственного сектора и соответствующих практических навыков.

НИПС является образовательной дисциплиной, позволяющей реализовать следующие цели: 

1) развить экспертно-аналитические и исследовательские навыки решения проблем будущей профессиональной деятельности в области работы с кадрами государственных органов и государственных организаций,
2) сформировать навыки проектной кадровой работы, позволяющие обеспечить адаптацию студента к профессиональной деятельности.

НИПС подразумевает последовательную реализацию следующих видов работ:

индивидуальная и экспертно-аналитическая и исследовательская групповая работа (сбор и анализ профессиональной информации по избранным темам, подготовка экспертно-аналитических и исследовательских текстов, их опубликование в ежегодно выпускаемом сборнике работ студентов магистратуры);

работа студентов в проектных группах, с выходом на исполнение проектных заданий в процессе практики в государственных органах и государственных организациях.

НИПС проводится в течение двух лет обучения в магистратуре. Формат НИПС различается на первом и втором годах обучения.

Во время первого года обучения НИПС обеспечивает формирование экспертно-аналитических и исследовательских компетенций студентов, он концентрируется на выработке соответствующих аналитико-исследовательских навыков, которые позволяют производить поиск и оценку необходимой для осуществления работы с кадрами информации. НИПС способствует формированию обоснованных взглядов на то, что следует предпринимать в различных обстоятельствах, развитию умений подвести теоретико-обосновательную базу под выбранное решение, защитить свои взгляды.

В задачи НИПС как инструмента развития экспертно-аналитического потенциала студентов на первом году обучения входит:

• Сформировать у студентов экспертно-аналитические компетенции по всем ключевым компонентам работы с кадрами в государственных организациях;

• Уметь создавать промежуточные и финальные продукты экспертно-аналитической деятельности, реализовывать их на практике;

• Сформировать профессиональные компетенции в области создания (как постановщика технического задания на базы данных и программные продукты) и обработки (как квалифицированного пользователя) данных с использованием современных программно-компьютерных технологий в области кадровой работы;

• Уметь защищать свои профессиональные взгляды, оценки, результаты в публичном профессиональном дискурсе, представлять результаты исследования в различных формах устной и письменной деятельности (статья исследовательского и аналитического характера, презентация статьи).

Схема организации НИПС для студентов первого года: разбиение студентов на аналитические (исследовательские) группы и фиксация тематических проектов исследований (по группам). Задача НИПС – подготовка аналитических материалов, которые могут быть опубликованы в качестве статей.

Особое внимание при обсуждении технологий проведения аналитических исследований предполагается уделить (применительно к заявленным тематическим исследовательским проектам) качественным и количественным методам исследований кадров государственных организаций.

В том числе, ряд занятий семинара будет посвящен (с приглашением таких специалистов, как: С.Ю. Ляпина, профессор департамента менеджмента инноваций, А.А. Макаров, заведующий кафедрой высшей математики; Jesse Campbell, PhD, департамент ГиМУ; Т.Г. Нежина, доцент департамента ГиМУ; Ю.М. Плюснин, профессор департамента ГиМУ):

 знакомству с кругом источников данных (статистические данные по кадрам государственных организаций), со способами нахождения данных (эмпирические способы, включая опросы и интервьюирование, полевые исследования; способы выявления и работы с big data, в том числе с помощью интернет-ресурсов; способы количественного контент-анализа; способы сбора правовой информации; и т.д.);

знакомству с базами данных, обработке данных с помощью программно-компьютерных технологий, применению математических методов и моделей исследования,  включая: математические методы обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни и др.); математические методы и модели в управлении (метод анализа иерархий, методы прогнозирования, вероятностные и статистические методы, методы теории игр и др.);

анализ данных в пакете SPSS;

многомерный статистический анализ (метод главных компонент, кластерный анализ, факторный анализ и т.д.).

Этапы НИПС первого года обучения таковы:

Обсуждение технологий сбора информации, ее обработки, выдвижения гипотез и методов верификации гипотез;

Обсуждение планов проведения исследований и планов статей, в том числе как в классе, так и в групповом форуме, организуемом  с помощью ресурса «В контакте.ру»;

Подготовка первичных текстов статей;

Подготовка финальных версий статей для публикации в сборнике (ежегодно планируется выпускать сборник статей магистров первого года обучения, объем статей – 20 тысяч знаков, опыт подготовки таких магистерских сборников имеется).

На втором году обучения НИПС реализуется в формате исполнения практико-ориентированных проектных заданий (в том числе, в связи с преддипломной практикой, по согласованию с потенциальными работодателями).


Проектная деятельность на втором году обучения в рамках НИПС включает в себя:

• Формирование групповых проектов в сфере кадровой работы, имеющих практическую значимость (содержание проектов будет ориентировано на оценку результативности и эффективности кадров государственных органов, государственных организаций);

• Проектирование базы знаний о проектах в части кадрового обеспечения, позволяющей формировать эффективную команду проекта с достаточным уровнем компетенций и разрабатывать программы подбора и обучения персонала для обеспечения кадровой потребности проекта;

• Создание систем показателей успешной реализации проектов;

• Построение планов мероприятий по реализации проектов, включая этап реализации проектов во время преддипломных практик в государственных органах и государственных организациях;

• Формирование организационных схем управления проектами;

• Управление проектами и консультации в рамках НИПС второго года обучения;

• Оценка результатов проектов по двум параметрам: а) в соответствии с сформированной системой показателей – по итогам НИПС; б) как элемент отчета проектной работы в ходе преддипломной практики – по итогам практики.

Занятия НИПС второго года обучения будут проходить с приглашением таких специалистов, как: С.Ю. Ляпина, профессор департамента менеджмента инноваций; Ю.М. Плюснин, профессор департамента ГиМУ; А.И. Пригожин, профессор РАНХиГС; С.А. Семенов, профессор, заведующий кафедрой ГиМУ РУДН. К проведению занятий будут привлекаться представители государственных органов, имеющих отношение к реализуемым проектам (курирование привлечения - Минтруд РФ, департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции).


Схема организации НИПС для студентов второго года обучения программы:

Разбиение студентов на проектные группы с последующим перераспределением студентов на проектные группы другой численности и состава для отработки механизмов организации внутреннего взаимодействия членов групп и выполнения научно-исследовательской работы. Соответственно, в задачи НИПС как инструмента развития проектной деятельности студентов входит:

- организовать профориентационную работу в целях обеспечения личностно мотивированного выбора студентом проблемы и проекта исследования;

- обеспечить широкое обсуждение проектной работы с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся;

- облегчить работу студентов по выполнению проектной работы;

- обеспечить непосредственную связь проектной работы с профессиональной сферой деятельности;

- обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов, способствующих осуществлению проектной работы за пределами образовательной программы, в профессиональной среде.

Этапы НИПС второго года:

• Разработка и обсуждение технических заданий для групповой проектной работы, согласование ТЗ с потенциальными работодателями;

• Согласование проектных исследований и тематики ВКР магистров (правило: ВКР выбирается «под проектное исследование», с учетом исследований, проведенных во время НИПС первого года обучения);

• Проведение групповой научно-исследовательской работы по проектам под контролем преподавателя и во взаимодействии с потенциальными работодателями;

• Подготовка и обсуждение отчетов по проведенной научно-исследовательской работе в соответствии с принятыми стандартами;

• Презентации результатов реализации проектов;

• Обсуждение проектов магистерских диссертаций в связи с результатами проектов;

• Подготовка и пилотные презентации магистерских диссертаций;

• Подготовка и презентация доработанных материалов для защиты магистерских диссертаций.


Тематические направления НИПС:

• Государственная и муниципальная служба.

• Управление кадрами государственных организаций.

• Управленческий консалтинг в госсекторе. Информационно-аналитическое и программно-техническое обеспечение кадровой работы,
формирование системы управления знаниями в органах государственного управления.

• Организационное поведение в государственных органах.


Отчетность студентов по НИПС

В качестве промежуточного контроля для НИПС первого года обучения предусмотрены этапы подготовки исследовательского (аналитического) текста, окончательный контроль – степень готовности текста для публикации и его презентация. Для НИПС второго года обучения промежуточный контроль связан с этапами подготовки проекта. Окончательный контроль – степень готовности проекта и его публичная защита.

Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента за участие в НИПС производится в качестве дифференцированного зачета.


Руководство НИПС

НИПС первого года обучения – руководитель А.Г. Барабашев

НИПС второго года обучения – руководитель Н.Л. Иванова