• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники программы рассказали о себе и своей карьере

В рамках состоявшегося 28 октября 2017 г. научного семинара ШБДА были представлены результаты социологического опроса выпускников магистерской программы «Управление человеческими ресурсами», проведенного весной 2017 г.

С докладом выступила профессор кафедры управления человеческими ресурсами, д.э.н. Варшавская Е.Я. (в составлении анкеты, сборе и обработке данных участвовала  выпускница программы Елена Ким).  В обсуждении доклада активное участие приняли выпускники и студенты программы, преподаватели кафедры УЧР и кафедры трудового права и права социального обеспечения НИУ ВШЭ.

Всего на анкету, размещенную на платформе Google forms, ответило 93 человека – это 52,5% от общего количества выпускников 2008-2016 гг. С учетом того факта, что часть электронных адресов, по которым исследователи рассылали предложение принять участие в опросе, оказалась не действующими, уровень отклика был выше и составил 70,5%. Наиболее активными участниками опроса оказались выпускники 2012-2016 гг. В анкету входило 4 блока вопросов: сведения о респондентах, оценка учебы в ВШЭ, информация о первой и нынешней работе.

С точки зрения мотивации выбора магистерской программы опрошенных можно разделить на две группы: 1) ориентированные на УЧР (60%) – это ребята, назвавшие в числе мотивов поступления интерес к проблемам УЧР и/ или желание работать в этой сфере; 2) неориентированные на УЧР (40%) – для них основными мотивами поступления были престиж ВШЭ и возможность учиться бесплатно.

Основная часть выпускников работает в сервисной экономике: 23% заняты в консалтинге и аудите, 16% - в сфере информационных технологий и телекоме, 12% - в торговле, 12% - в финансах и маркетинге. Почти две трети опрошенных (63%) работают на позиции специалиста и не имеют кого-либо в подчинении, четверть (27%) – мененджерами, имея в подчинении 1-3 чел., 10% - руководителями отделов, служб, управлений. Причем среди выпускников 2008-2013 гг. позиции менеджера и руководителя занимают 52%, в то время как среди выпускников 2014-2016 гг. таких в три раза меньше (17%).

У 72% выпускников первая работа связана с УЧР. В случае нынешней работы эта доля составляет 68%. Для сравнения заметим, что по данным Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2010-2015 гг., проведенного Росстатом, около 68% выпускников направления «Экономика и управление», к которой относится и УЧР, работают по специальности. У ориентированных при поступлении на УЧР работа значимо чаще связана с этой сферой. Исследование показало, что «верность» сфере УЧР сохраняется при смене мест работы. В целом, мотивация к работе в сфере УЧР формируется до поступления в магистратуру и является устойчивой. В процессе учебы ориентированные и неориентированные на УЧР сохраняют свои интересы.

Работа в сфере УЧР чаще всего является многофункциональной и многозадачной. Отвечая на вопрос о направлениях своей работы, опрошенные называли 3-4 вида деятельности. При этом «вход» в профессию чаще всего начинается с поиска, подбора и отбора персонала, а с ростом стажа происходит переход к более «сложным» и стратегическим функциям УЧР, таким как мотивация и оплата труда, внутренние коммуникации, а также планирование потребности в персонале и бюджетирование.

Анализ результатов опроса позволил «с цифрами в руках» опровергнуть ряд распространённых стереотипов, например, о том, что работающие в сфере УЧР проигрывают в заработной плате занятым в других сферах. Так, средние заработные платы выпускников, занятых в УЧР и не работающих в этой сфере, значимо не различаются и составляют около 83-85 тыс рублей («чистыми» в месяц). При этом зарплата растет с увеличением стажа работы: её размер фактически удваивается через пять лет после завершения обучения. Не получило подтверждение и представление о том, что работающие в УЧР имеют меньшие шансы на должностной рост. Опрошенные выпускники, как занятые в УЧР, так и работающие в других сферах, с одинаковой частотой говорили о своем повышении в должности и показали одинаковый уровень удовлетворенности возможностями должностного роста.