• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
29
Октябрь

Концепция научно-исследовательского семинара

Концепция НИС

Научно-исследовательский семинар (НИС) является основной формой организации научно-исследовательской работы студентов магистерской программы и подготовки ими магистерской диссертации. НИС нацелен на усиление исследовательской составляющей в процессе обучения по магистерской программе в НИУ ВШЭ и на выработку у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков, что соответствует приоритетам развития Высшей школы экономики как национального исследовательского университета.

Данный документ определяет цели, порядок организации и основные формы проведения научно-исследовательского семинара. Он развивает принципиальные положения, сформулированные в «Новых принципах построения магистерских программ в ГУ-ВШЭ», принятых Ученым советом ГУ-ВШЭ в феврале 2007 г.

Цель научно-исследовательского семинара

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

Основные задачи научно-исследовательского семинара

1. Знакомство студентов с проблемными научными областями в организационном развитии и управлении человеческими ресурсами.

2. Углубление знаний, полученных студентами в рамках обязательного курса «Методология научных исследований в менеджменте: методология и методы исследований в организации», формирование навыков разработки методологии, организации и проведения научных исследований, освоение методов сбора и анализа данных.

3. Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.

4. Формирование у студентов навыков коллективной работы, ведения научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

Основными принципами научно-исследовательского семинара являются:

  • фокусирование на методологических и методических проблемах, наиболее адекватных в рамках определенного тематического поля;
  • вовлеченность студентов в обсуждение, в том числе при подготовке и проведении самостоятельного эмпирического исследования;
  • сочетание форм индивидуальной и групповой исследовательской работы;
  • активное участие научных руководителей магистерских диссертаций в работе НИС;
  • привлечение внешних экспертов (исследователей и практиков) с выступлениями об актуальных научных и практических проблемах и реализованных научно-исследовательских и управленческих проектах, а также для участия в обсуждении исследовательских проектов студентов.

Порядок организации научно-исследовательского семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1-4 модулей первого года обучения и 1-3 модулей второго года обучения. На протяжении всего периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия, в соответствии с порядком, установленным в НИУ ВШЭ.

На втором году обучения научно-исследовательская работа организуется в рамках тематических групп. Ведение НИС (в каждой тематической группе) осуществляется руководителем тематической группы из числа преподавателей кафедры, имеющих опыт проведения эмпирических исследований и публикации, а также профессиональные контакты в российском и международном научном и деловом сообществе. В начале года для каждой тематической группы составляется план семинаров на учебный год, который включает описание темы каждого семинара и основные виды активности (практические занятия, доклады, презентации и т.д.). В программу НИС (в рамках каждой тематической группы) включается также список тем магистерских диссертаций студентов.

Выбор тематической группы студентами

На втором курсе в начале учебного года студенты знакомятся с направлениями и темами для магистерских диссертаций преподавателей кафедры. На первом организационном собрании студентам сообщается о принципах, задачах, формах работы НИС и  отчетности студентов. При необходимости в рамках НИС организуются обсуждения научных тем с преподавателями кафедры. Не позднее третьей декады сентября кафедра проводит второе организационное собрание с презентацией тематических групп. В течение одной недели после проведения организационного собрания каждый студент 2-го курса должен выбрать тематическую группу, соответствующую тематике магистерской диссертации (обязательно указывается основная и резервная группы). Работа тематических групп начинается с октября. В течение октября возможен переход студентов между тематическими группами по согласованию с их руководителями. Возможно посещение других тематических групп без обязательной отчетности.

Формы работы на научно-исследовательском семинаре

Работа НИС формируется в рамках двух циклов деятельности:

  • цикла подготовки магистерской диссертации;
  • цикла организационных форм научно-исследовательского семинара.

Научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы, которая рассматривается как важный этап  подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее теоретико-методологическую часть.

Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм научно-исследовательского семинара, который по существу является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла.

Кроме того, научно-исследовательский семинар пересекается с прохождением студентами второго года обучения научно-исследовательской практики, которая является важным этапом исследовательского цикла, в рамках которого студентами осуществляется сбор эмпирических данных для подготовки магистерской диссертации.

Схема организации научно-исследовательского семинара

Общая схема организации НИС представлена в таблице 1. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с временными границами соответствующих модулей, однако, приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.

Первый год обучения

В течение первого года обучения занятия в рамках НИС опираются на знания, полученные студентами в курсе «Методология научных исследований в менеджменте: методология и методы исследований в организации», которые углубляются и подкрепляются выработкой практических навыков. Преподавателями кафедры проводится цикл лекций и практических занятий, которые ориентируют студентов в современных научных дискуссиях по актуальным проблемам теории и практики УЧР, знакомят с опытом исследовательской работы преподавателей кафедры, помогают освоить процедуры организации исследовательских проектов, методы проведения исследований и анализа полученных результатов. Эта форма НИС призвана помочь студентам, с одной стороны, выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы, а, с другой стороны, дать необходимые для проведения такого рода работы знания и навыки. К концу второго модуля студент должен выбрать тему курсовой работы и научного руководителя, подготовить план курсовой работы.

Вторая половина (3-4 модули) первого года обучения посвящена подготовке студентами проектов курсовой работы. На этом этапе студент должен окончательно определиться с содержанием и структурой курсовой работы и приступить к ее написанию. Работа в третьем модуле предполагает подготовку студентом аналитического обзора имеющейся научной литературы. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и примерам эмпирических исследований. Основным результатом работы в третьем модуле должен стать аналитический обзор. В течение четвертого модуля студенты завершают написание курсовой работы.

Второй год обучения

Особенностью занятий в рамках НИС на втором году обучения является фокусирование на методологических и методических проблемах, наиболее адекватных в рамках определенного тематического поля (формирование тематических групп), и на помощи студентам в усвоении умений и навыков решения различных методологических и методических проблем, возникающих на отдельных стадиях эмпирического исследования (на примере конкретных исследовательских проектов студентов). По отношению к магистерской диссертации НИС на втором году обучения выполняет роль научно-методического сопровождения исследовательского проекта на стадии проектирования эмпирического исследования, сбора и анализа эмпирических данных.

Тематическая группа – площадка для обмена мнениями студентов, преподавателей кафедры и внешних экспертов, в роли которых выступают преподаватели других кафедр факультета менеджмента и других факультетов НИУ ВШЭ, руководители и специалисты служб управления персоналом бизнес-организаций, известные ученые в области социальных и поведенческих наук из других организаций. Внешние эксперты могут привлекаться на различных этапах реализации магистрами исследовательского проекта – на этапе подготовки программы исследования, проведения эмпирического исследования и защиты диссертации. От внешних экспертов ожидается участие в рецензировании тех диссертаций, в обсуждении которых они принимали участие.

Выбор темы и руководителя должен быть сделан в течение первого месяца обучения. В конце первого модуля проводится обсуждение представляемых студентами развернутых планов магистерской диссертации. В ходе второго модуля происходит анализ научной и специальной литературы по выбранной теме, а также подготовка программы исследования и, в особенности, его инструментария. Указанные элементы диссертационного исследования проходят процедуру публичного обсуждения в тематических группах. К концу второго модуля студент должен иметь развернутую программу исследования и готовый инструментарий, обсужденный на семинаре и одобренный научным руководителем и руководителем тематической группы НИС. Это является необходимым условием получения зачета в первом семестре.

Основной задачей работы студента в течение третьего модуля является сбор эмпирических данных при прохождении научно-исследовательской практики и их первичная обработка. В это время в тематических группах НИС проводятся занятия по конкретным вопросам организации и проведению исследований. Здесь также анализируются существующие базы данных, которые могут использоваться при написании магистерских диссертаций. Студенты готовят первоначальный текст магистерской диссертации, не включающий в себя на этом этапе только развернутый анализ данных. К завершению 3 модуля студент должен иметь первоначальный текст диссертации (ее теоретико-методологическую часть с программой исследования, отраженной во введении) и готовую для анализа первоначально обработанную базу данных.

В четвертом модуле студенты анализируют эмпирические данные и завершают написание магистерской диссертации.

Отчетность студентов по научно-исследовательскому семинару

В качестве форм контроля по итогам НИС предусматриваются дифференцированные зачеты и экзамен. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из следующих оценок:

  1. текстов, в которых отражены разные этапы работы над курсовой работой и магистерской диссертацией;
  2. докладов и презентаций по итогам выполнения различных этапов работы над магистерской диссертацией;
  3. участия студента в коллективных обсуждениях в рамках НИС (а также участия в студенческих конференциях).

По итогам 1 года обучения студент обязан представить научному руководителю 3 вида отчетности:

  1. план курсовой работы (2-й модуль);
  2. обзор научной литературы по теме курсовой работы  (3-й модуль);
  3. курсовую работу для получения итоговой оценки (4-й модуль).
По итогам 2 года обучения студент обязан представить 4 вида отчетности:
  1. развернутый план магистерской диссертации (1-й модуль);
  2. программа исследования (включая инструментарий) (2-й модуль);
  3. презентация основных результатов теоретико-методологического анализа и отчет о проведенном эмпирическом исследовании (3-й модуль);
  4. готовая к защите магистерская диссертация (4-й модуль).

Эти виды отчетности должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей и руководителей тематических групп.

Экзамен по итогам НИС проводится в 3 модуле по завершении научно-исследовательской практики в форме предзащиты магистерской диссертации, на которую выносятся основные результаты теоретико-методологического анализа и предварительные результаты эмпирического исследования. На экзамен приглашаются научные руководители магистерских диссертаций студентов.

Ответственность за НИС

Общая ответственность за организацию и проведение НИС возлагается на заведующего выпускающей кафедрой.