• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Людмила Новиченкова: «Когда ты учишься, то берёшь наработанный опыт и не тратишь время на изобретение велосипеда»

Директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Comcon, преподаватель дисциплины по выбору «Внутренние коммуникации» рассказала, как заинтересовать студентов во время занятий, зачем приходят гости, и почему не нужно бояться магистров.

Вы ведете курс по выбору «Внутренние коммуникации» уже четвёртый год. Легко ли вам работать со студентами?

Студенты Вышки всегда очень крутые. Я хорошо помню свой первый разговор с Олегом Каширских, когда мы обсуждали формат будущего курса «Внутренние коммуникации». Он спросил, не боюсь ли я работать с магистрами – это ведь уже не вчерашние школьники-бакалавры. Я тогда удивилась вопросу и ответила, что, наоборот, здорово разговаривать с людьми, которые осознают, куда и зачем они попали.

 Многие студенты работают во время учебы и привносят на курс что-то из своего профессионального опыта. Они держат в тонусе. С ними интересно.

Людмила Новиченкова

Сфера коммуникаций требует от людей, работающих здесь, определенных навыков, которые можно получить только в «поле». Можно ли подготовить специалиста в этой области в рамках традиционных вузовских занятий?

В рамках вузовских занятий можно дать теорию, выстроить структуру в голове, обозначить основные направляющие. Когда ты учишься, то берёшь наработанный опыт и не тратишь время на изобретение велосипеда.

В коммуникациях существуют  разные ответвления, где желающий остаться в профессии  может найти себя. Нужно исходить из своих способностей и склонностей. Внутренние коммуникации, к примеру, более спокойные, «домашние», скажем так, по сравнению с внешними. Внешние коммуникации – это бурное море, в котором  приходится все время бороться с волнами. В рекламе, например, больше «холодного расчета», а в пиаре – больше игры, смекалки и азарта.

Как заинтересовать студентов во время занятий?

Есть много способов. На моих занятиях мы проводим деловые игры, делаем постеры и внутрикорпоративные газеты, устраивали даже студенческую конференцию. Я люблю использовать геймификацию. Она даже встроена в систему оценивания.

Я не отмечаю по списку, кто приходит на занятие. Можно прийти и просто тихо сидеть заниматься своими делами в своем мобильном устройстве. Мне жалко времени на то, чтобы отвлекаться, просить все убрать и слушать меня. Я учитываю активность на занятии: участие в обсуждении темы, комментарии, ответы на мои вопросы, вопросы самих студентов и т.п. 

За активность студенты получают бонусы – это наша «валюта». Я веду учет количества бонусов, и у нас образуется рейтинг активности студентов. Это, на мой взгляд, более продвинутый и вовлекающий вариант.

Людмила Новиченкова

В конце модуля самые активные вознаграждаются заслуженными автоматами на экзамене.

Вы на свои занятия часто приглашаете гостей – спикеров по разным темам, зачем? Кто из практиков приходил на занятия в этом модуле и о чём рассказывал?

Когда на занятия приходят эксперты – это всегда интересно. Это создает интригу и привносит разнообразие, позволяет услышать несколько точек зрения, и, конечно же, узнать и обсудить больше практических кейсов. Бывает, что мы вступаем в полемику с гостем, потому что коммуникации – это такая вещь, где нет жестких догм. Ты можешь придумать свой уникальный ход, и он срабатывает. Коммуникации – это искусство.

Последний модуль прошедшего учебного года был, наверное, самым богатым на гостей. Вадим Ковалев из Ассоциации менеджеров России рассказывал про корпоративную ответственность. Дмитрий Богданов из «Ривелти групп» – про то, как делать корпоративное ТВ и видео. Елена Богданова, тоже из «Ривелти», говорила про специфику интранет-порталов. Елена Перепелкина из агентства Seri Jakala – про ориентированные на сотрудников программы лояльности.

Чем является для вас преподавание?

Преподавание – это отличное саморазвитие. В коммуникациях постоянно появляется что-то новое, поэтому каждый год я пересматриваю материалы курса. Преподавание – это и дополнительный повод пообщаться с «коллегами по цеху».  

Когда ты накапливаешь знания и опыт, а затем передаешь их, то открываешь свое сознание для новых знаний, опыта и идей. Если этого не делать, начинается застой. Поэтому знаниями важно делиться. Мне кажется, что лучшего места, чем департамент интегрированных коммуникаций ВШЭ, для этого не найти.