• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Татьяна Брейгина: «Написание диссертации может помочь в работе, а работа — стать дополнительным источником информации»

Выпускница программы поделилась, как совмещать работу над исследованием с профессиональной деятельностью. Продолжаем цикл публикаций, в которых выпускники делятся опытом написания научной работы.

Татьяна Брейгина приехала поступать в магистратуру из Челябинска. Уже на первом курсе студентка устроилась на работу, занималась email-маркетингом. Ему и посвятила курсовую работу. Однако позже сфера научных и профессиональных интересов у студентки поменялись. К диссертации она подошла с новой темой. В поле зрения студентки попали интерфейсы сайтов.

Минимализм как тренд в визуальной коммуникации на примере разработки интерфейсов – как ты пришла к такой формулировке темы?
Мне всегда была интересна визуальная коммуникация. В течение четырех лет я занималась дизайном, а потом ушла в digital-среду и стала связана с сайтами и разработкой интерфейсов. Я сама не пишу коды, но курирую процесс. Мне стало интересно, существует ли на самом деле тенденция упрощать сайты, и как это можно обосновать теоретически.

Что было для тебя самым сложным в работе над диссертацией?
Сложно было найти тему. Я знала, в каком направлении движусь, но точно сформулировать не получалось. Помню, как приходила к Олегу Николаевичу [академический руководитель программы — прим. автора], он говорил: «Не то, ищи ещё!». Как только тема найдена — это уже отправная точка. Дальше начинаешь собирать теорию. Когда есть выборка авторов и статей —  уже легче: понятно, что еще осталось не изученным, какова проблема в твоей работе, о чем писать и кого цитировать.

А в чём состояло твоё исследование?
У меня было несколько этапов работы. Визуальные коммуникации – сложная область. Любой социолог скажет, что исследования в этой сфере — кошмар наяву, так как трудно подобрать материал. Таким образом, первым этапом стал поиск материала, который я отбирала по четырем критериям и сводила в таблицу. Второй этап – анкетирование. После этого был анализ через SPSS [аббревиатура англ. «Statistical Package for the Social Sciences», компьютерная программа для статистической обработки данных — прим. автора].

SPSS пришлось изучать дополнительно, или у тебя уже были какие-то знания?
На самом деле, у нас был курс [Сбор и анализ количественных данных в рекламе и PR — прим. автора] на первом году обучения. Но, когда приступила к исследованию, снова обратилась за помощью к преподавателю Алексею Николаевичу Ротмистрову. Без него анализа бы не получилось.

По окончании исследования ты получила какие-то результаты, которые тебя вдохновили?
Выявилось несколько любопытных находок. Одной из задач было проверить, понимают ли люди разных возрастных категорий, что такое минимализм. До начала исследования мне казалось, что люди старшего возраста предпочитают более сложные «богатые» интерфейсы. Оказалось – нет, большинство респондентов согласились с тем, что чем проще всё выглядит, тем лучше. Интересно было также выяснить, что пол никак не влияет на наше восприятие сложности изображения.

Можешь дать советы первокурсникам по написанию диссертации? Они как раз выходят на финишную прямую.
Во-первых, обязательно нужно выбрать тему, в которой ты заинтересован: предстоит уйти в неё с головой. Во-вторых, было бы здорово, если бы тема диссертации была связана с профессиональной деятельностью. В таком случае написание диссертации может помочь в работе, а работа – стать дополнительным источником информации, статистики и данных. Если же говорить о презентации, когда уже всё написано: не надо откладывать её на последний момент! Тогда не придётся думать о том, что на двадцати слайдах нужно понятно, красиво и логично изложить 134-страничную диссертацию.

А если бы можно было вернуться назад, стала бы ты поступать в магистратуру?
Я бы поступила 100%. Магистратура поменяла многое в моей жизни, стала определенным социальным лифтом. Я переехала из Челябинска в Москву. Переехала не в пустоту, а учиться на программе, которая имеет непосредственное отношение к моему профессиональному выбору. Хорошо, что на программе много преподавателей-практиков.
Ещё я бы отдельно отметила моего научного руководителя Олега Николаевича Каширских. Его всегда было интересно слушать и очень здорово писать с ним диссертацию.