• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аннотации курсов

Культурное и интеллектуальное наследие: между Востоком и Западом

Дисциплина относится к базовой части учебного плана. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: «Современные проблемы культурологии»; «История и методы исследования культуры», а также на материале, изученном студентами магистерской программы во время работы научно-исследовательского семинара.

Курс направлен на изучение студентами истории культурного наследия (и его интерпретации) в рамках контактов между Восточной и Западной Европой (от древности до новейшего времени). Особое внимание будет уделено интеллектуальной истории, а также исследованию механизмов и социальных практик культурно-исторической памяти, которые были востребованы в Восточной и Западной Европе в течение трех столетий (особенно с раннего нового по настоящее время). Часть курса будет направлена на исследование материала по теории и методике описания и анализа объектов культурного наследия (различные категории памятников истории культуры.

Планируется изучать со студентами как текстуальные, так и визуальные источники, а также исследовать взаимодействие между ними. Особый круг материалов к изучению составят историографические тексты.

Литература:

· Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001

· Барт Р. Мифологии. М., 1996

· Бродель Ф. История и общественные науки: Историческая длительность // И.С. Кон (ред). Философия и методология истории: Сб. Переводов. М.: Прогресс, 197

· Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении. М., 2003

· Кроче Б. Теория и история историографии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998

· Кулемзин А.М. Понятие «памятник истории и культуры» в современном отечественном законодательстве // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1996

· Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999

· Полякова М.А. Исторические памятники: проблемы классификации и определения общественной ценности // Памятники в контексте историко-культурной среды: Сб. науч. тр./НИИ культуры. М., 1990. С. 60-68.

· Саид Э. Ориентализм. СПб., 2006

· Февр Л. Чувствительность и история // Февр. Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991

· Чернявская Е.Н. Ценность и оценка памятников архитектуры // Памятники в контексте историко-культурной среды: Сб. науч. тр./НИИ культуры. М., 1990. С. 41-57.

· Шульгин М.П. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2004. Т. XIII. № 2. С. 115-133.

· Barker C. Cultural Studies. Theory and Practice. Sage, 2002.

· Chandler D. Semiotics. The Basics. Routledge, 2007.

История культурных контактов и трансфер идей между Востоком и Западом. Восточная Европа

У этого курса — две главные темы: теоретическая разработка проблем культурных контактов в различных исследовательских традициях и важнейшие сюжеты в истории культурных контактов в Восточной Европе и России XVIII–XX веков. В современной науке исследователи предпочитают говорить не о локальных культурных заимствованиях, но о сложной сети международных связей, формирующихся благодаря миграции и непрерывному переосмыслению идей, понятий и практик. Теорию культурного трансфера, разработанную первоначально во Франции в 1980-х—90-х годах, мы рассматриваем в широком теоретическом контексте, связывая ее с постколониальной теорией, концепцией ориентализма по Э. Саиду, «переводческим поворотом» и с другими современными концепциями, которые позволили покончить с представлением о замкнутых национально-культурных мирах.

Студенты получают представление о том, какие сюжеты в истории России и других стран Восточной Европы могут быть поняты совершенно по-новому на основе «межкультурного» теоретического аппарата. На семинарах в рамках курса мы подробно обсуждаем конкретные кейсы, акторов и ситуации культурного трансфера — такие, как выделение различных регионов внутри евро-азиатского континента и политическое значение возникающих представлений о регионах, образы Польши в российском политическом и культурном сознании и роль поляков «на русской службе», распространение моделей германского университета на восток и значение германской концепции «образовательного путешествия», функция эмигрантов в переносе и реаппроприации идей и практик, обозреваем важнейшие зоны культурных контактов в Восточной Европе (отдельные семинары посвящены мультикультурным городам — Праге, Одессе, Вильно). Мы подробно останавливаемся на проблемах формирования и распада трех континентальных империй, определивших во многом характер культурных контактов в регионе, который с XVIII века стали называть Восточной Европой: Австро-Венгерской, Османской и Российской.

Особое внимание будет уделено истории контактов и трансфера в XX веке: на новом международном политическом пространстве между мировыми войнами, в процессе политической экспансии СССР в Восточную Европу в 1945–1981 гг., в диалоге оппозиционно настроенных интеллектуалов Восточной Европы с их западными коллегами в 1960-х — начале 1980-х.


Литература:

· Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII—первой половины XIX века. М.: Знак, 2005.

· Будницкий О., Полян А. Русско-еврейский Берлин (1920–1941). М.: Новое литературное обозрение, 2013.

· Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение, 2003.

· Гусефф К. Русская эмиграция во Франции: социальная история (1920–1939 годы) / пер. с франц. Э. Кустовой; науч. ред. М. Байссвенгер. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

· Дмитриева Е. Теория культурного трансфера и компаративный метод в гуманитарных исследованиях: оппозиция или преемственность? // Вопросы литературы. 2011. № 4.

· Кром М.М. Введение в историческую компаративистику. СПб.: Издательство Европейского университета, 2015.

· Нойманн И. Использование Другого: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / Пер. с англ. И. Пильщикова и В. Литвинова. М.: Новое издательство, 2004.

· Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб.: Русский Mip, 2006

· Эспань М. О понятии культурного трансфера. Предисловие // Европейский контекст русского формализма / Ред. Е. Дмитриева. М., 2009. С. 9-17.

· Armour I.D. A History of Eastern Europe 1740–1918: Empires, Nations and Modernisation. Second Edition. Bloomsbury, 2012.

· Bachmann-Medick D. Introduction: The translational turn // Translation Studies. 2009. Vol. 2. No. 1. P. 2–16.

· Bhabha H.K. The Location of Culture. New York; London: Routledge, 1994.

· Chakrabarty D. Provincializing Europe: Postcolonial Thought And Historical Difference. Princeton: Princeton University Press, 2000.

· Constructing Cultures: Essays on Literary Translation / Ed. S. Bassnett and A. Lefevre. Bristol: Multilingual Matters, 1998.

· Fuchs S. Against Essentialism: A Theory of Culture and Society. Harvard University Press, 2001.

· Gandhi L. Postcolonial Theory: A critical introduction. Allen&Unwin, 1998.

· Gordin M.D. The Importation of Being Earnest: The Early St. Petersburg Academy of Sciences // Isis. 2000. Vol. 91. P. 1–31.

История и методы исследования культуры

Задача этого курса — ознакомить студентов с основными методологиями изучения культуры, разработанными на протяжении «короткого ХХ века», с конца Первой мировой войны до падения Берлинской стены. 1920-е — годы, когда стала складываться наука о культуре в современном смысле слова — в диапазоне от работ Б. Малиновского до исследований французской школы «Анналов». В рамках курса студенты знакомятся с развитием этих и многих других методологических направлений и с их сегодняшними интерпретациями.

Одна из важнейших задач курса — показать, как смена оптики в выборе предмета исследования в течение ХХ века многократно приводила к появлению новых методологических концепций. Особое внимание уделяется «бурным двадцатым», когда в разных странах в рамках различных научных традиций вырабатывалась широкое междисциплинарное понимание культуры и отдельные методы работы с разными типами материала: литературой, кино, изобразительным искусством, ритуалами, повседневной жизнью. Второй хронологический фокус этого курса — развитие наук о культуре с середины 1960-х до конца 1980-х годов, когда ученые искали ответы на вызовы «молодежной революции», кризиса структурализма, процессов деколонизации.

Курс помогает студентам научиться видеть культуру как сложное и многомерное образование, при изучении которого вычленение предмета исследования глубинным образом связано с выбором и, при необходимости, синтезом различных методологий. 


Литература:

· Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / Пер. с немецкого С. Ташкенова. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

· Бёрк П. Что такое культуральная история? / пер. с англ. И. Полонской; под науч. ред. А. Лазарева. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

· Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.

· Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Пер. с фр. Л. Куббеля. М.: Прогресс, 1986.

· Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения Античности / Сост. и пер. с нем. Е. Козиной при участии Н. Булаховой и др. СПб.: Азбука-классика, 2008.

· Гинзбург К. Мифы —эмблемы — приметы: Морфология и история. Сборник статей / Пер. с ит. С. Л. Козлова. М.: Новое издательство, 2004.

· Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. 1989. Вып. 25. С. 275–305.

· Гринблатт С. Формирование «я» в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира / Пер. с англ. Г; Дашевского // Новое литературное обозрение. 1999. № 35.

· Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Университетская книга, 2014.

· Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры / Пер. с англ. Т. Доброницкой и С. Кулланды. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

· Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

· Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Пер. с англ. Н. Лебедевой, Н. Осминской. СПб.: Азбука-классика, 2009.

· Торопыгина М.Ю. Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга. М.: Прогресс-Традиция, 2015.

· Latimer D. Contemporary Critical Theory. San Diego, New York et al.: Harcourt Brace Jovanovich, 1989.

Современная польская академическая культура: язык и институты (университеты, масс-медиа, театры, кино)

Целью курса является комплексное введение в полонистику (polish studies), углубление и систематизация знаний о польской истории и культуре. Рассматриваются основные этапы исторического развития Польши, трансформации политических и социальных систем, структур повседневности, основных значений и смыслов польской культуры, ментальностей. Особое внимание уделяется функциям определенных исторических явлений, процессов, событий и героев польской истории как «мест памяти», вокруг которых формируется польская национальная идентичность. При этом большое значение придается тому, как эти исторические факты входили и входят в массовое историческое сознание и культурную память народа через литературу, театр и кино. Это позволяет раскрыть культурные механизмы трансформации культурных значений и смыслов и ту роль, которую играют при этом различные медийные формы и коммуникативные практики. Поэтому большое значение в курсе придается изучению истории польского театра и кино и особенно — постановкам и экранизациям классических литературных произведений «долгого польского XIX века». Это позволяет рассмотреть то, как исторические «образы-воспоминания» сначала преломлялись в литературной форме, а потом вновь входили в польскую культурную память уже в ремедиатизированной (кинематографической и сценической) формах.

Отдельное внимание в курсе уделяется рассмотрению вопросов польской интеллектуальной истории, проблемам истории польского социально-гуманитарного знания, его вкладу в европейский, российский и мировой интеллектуальный контексты. Рассматриваются ключевые фигуры польского социально-гуманитарного знания. Кроме того, обращается внимание на институциональный аспект польской интеллектуальной истории, историю школ и университетов, научных обществ, академий и др. институтов, которые в польском случае играли, помимо собственно научно-образовательной, еще и очень важную социально-культурную роль институтов национальной памяти и идентичности.

Важной частью курса является также рассмотрение проблем этнолингвистики и лингвокультурологии, а также социологических аспектов функционирования польского языка. Курс включает анализ фразеологизмов польского языка как носителей культурной картины мира и национальной/региональной памяти, некоторых аспектов польской диалектологии, языковой политики.

Литература:

· Аржакова Л.М. Российская историческая полонистика и польский вопрос в XIX веке / СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2010.

· Белые пятна — черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях. Научное издание / Под общ. ред. А.В. Торкунова, А.Д. Ротфельда. Отв. ред. А.В. Мальгин, М.М. Наринский. — М.: Аспект Пресс, 2010.

· Британишский В. Поэзияи Польша. М.: Аграф, 2007.

· Британишский В Речь Посполитая поэтов: очерки и статьи. — СПб: Алетейя, 2005.

· Дэвис Н. Сердце Европы. М.-Вроцлав: Летний сад; Коллегиум Восточной Европы им. Яна Новака, 2010.

· Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века — Новое время. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: Индрик, 2008.

· Вайда, Анджей. Кино и все остальное / Анджей Вайда; [пер. с пол. И. Рубановой]. М.: Вагриус, 2005.

· Васильев А.Г. Не только саблей, но и лопатой... Археология и национальная идентичность в Польше периода разделов / Родина, 2013, № 1. Стр. 122-125.

· Васильев А.Г., Васильева В.О. Образы «истоков Польши» в романтическом мемориальном нарративе. Формирование события // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Выпуск 56. 2016 С. 152-171.

· Васильев А.Г. Vita memoriae, сasus Poloniae / Культурологический журнал (электронное периодическое рецензируемое научное издание, УДК 008:061.2/.3), 2012, № 3(9). Режим доступа: [http://www.cr-journal.ru/rus/journals/154.html&j_id=11]

· Васильев А.Г. «Родная земля» в польской национальной памяти эпохи разделов / Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 40. М.: ИВИ РАН, 2012. Стр. 65-78.

· Васильев А.Г. Трагический герой европейской истории // Родина, 2011, № 11. Стр. 75-78.

· Горизонтов Л.Е. Парадоксы имперской политики: поляки в России и русские в Польше. М.: Индрик, 1999.

· Колодынский, Анджей. Пути польского кино = Drogi kina polskiego: (шестидесятилетие, 1944-2004) / Москва: Lege Artis; Варшава: Institut im. Adama Mickiewicza, 2006

· Лескинен М.В. Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2002 — 178 с.

· Лескинен М.В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М.: «Индрик», 2010.

· Липатов А.В. Литература в кругу шляхетской демократии (Позднее барокко. Просвещение. Предромантизм). М.: ИСБ, 1993 \

· Милош Ч. Поиск отчизны. СПб.: Европейский дом, 2011

· На путях становления украинской и белорусской нации: факторы, механизмы, соотнесения / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения; [отв. ред. Л. М.: Стратегия, 2004

· Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт россии и польши. Отв. ред. Ежи Аксер и Ирина Савельева. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010.

· Польская культура в зеркале веков [сборник статей]. / Сост. и отв. ред. И. Светлов. М.: Материк, 2007

· Польское искусство и литература: от символизма к авангарду / М-во культуры Российской Федерации, Гос. ин-т искусствознания; отв. ред. Г. Ф. Коваленко, И. И. Никольская. Санкт-Петербург: Алетейя, 2008.

· Польское Январское восстание 1863 года: исторические судьбы России и Польши / Российская акад. наук, Комис. историков России и Польши, Ин-т истории науки им. Людвика и Александра Биркенмаейров Польской акад. наук; Москва: ИНДРИК, 2014.

· Польское освободительное движение XIX-XX вв. и проблемы истории культуры: Сборник статей / [Ред. коллегия: И. Ф. Бэлза и др.] Москва: Наука, 1966 .

· Польша и Европа в XVIII веке: Международные и внутренние факторы разделов Речи Посполитой: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения; [Отв. ред. Б. В. Носов]. М.: Ин-т славяноведения РАН, 1999

· Пшебинда Г. Между Краковом, Римом и Москвой. Русская идея в новой Польше. Серия Россика / Русистика / Россиеведение. Издательство РГГУ, Москва, 2013.

· Россия и Польша: преодоление исторических стереотипов. Конец XVIII — начало XX в. / Ин-т всеобщей истории РАН, Ин-т Центрально-Восточной Европы; [отв. ред.: Л.Е. Горизонтов и В. Цабан] Москва: ГАУГН-Пресс, 2016.

· Русско-польские языковые, литературные и культурные контакты Отв. редакторы: С. Гжибовский, В. А. Хорев, М. Волос. М.: «Квадрига», 2011.

· Тананаева Л.И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи Барокко. М.: Наука, 1979.

· Тананаева Л.И. Три лика польского модерна. Выспяньский, Мехоффер, Мальчевский. Санкт-Петербург: Алтейя, 2006.

· Фалькович С.М. Исследования по истории Польши и российско-польских общественных и культурных связей / Москва: Российская акад. наук, 2012.

· Хорев В.А. Восприятие России и русской литературы польскими писателями. М.: Индрик, 2012.

· Хорев В.А. Польская литература ХХ века. 1890-1990 / Виктор Хорев; Ин-т славяноведения РАН. Москва: Индрик, 2016.

· Хорев В.А. Польша и поляки глазами русских литераторов. Имагологические очерки. М.: Индрик, 2005.

· Bogucka M. Kultura, naród, trwanie. Dzieje kultury polskiej od zarania do 1989 roku, Wydawnictwo TRIO, Warszawa 2008,

· Dabrowski P.M. Commemorations and the Shaping of Modern Poland. Bloomington: Indiana University Press, 2004.

· Janowski M. Narodziny inteligencji 1750-1831. Warszawa. Instytut Historii PAN, 2008.

· Jedlicki J. Błędne koło (1832-1864). Warszawa. Instytut Historii PAN, 2008.

· Miłosz Cz. Historia literatury polskiej. Społeczny Instytut Wydawniczy Znak, 2016.

· Micińska M. Inteligencja na rozdrożach (1865-1918). Warszawa. Instytut Historii PAN, 2008.

· Mink G. La Pologne au cœur de l’Europe. De 1914 à aujourd’hui, histoire politique et conflits de mémoire., Buchet Chastel, 2015;

· Mythologie polonaise / Sous la direction de Alain van Crugten et Jan Rubès. Bruxelles: Complexe, 1998

· Niewiara; A. Kształty polskiej tożsamości : potoczny dyskurs narodowy w perspektywie etnolingwistycznej (XVI-XX w.). Katowice : Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego; 2010;

· Zarycki T. Polska wschodnia i orientalism. Warszawa. Scholar. 2012.

· Smoczyński R.Zarycki T Totem inteligencki. Arystokracja, szlachta i ziemiaństwo w polskiej przestrzeni społecznej.Warszawa. Scholar, 2017. 

Современная немецкая академическая культура: университетская жизнь и научный язык

Курс имеет своей целью ознакомление студентов с основными чертами уклада университетской повседневности и важнейшими элементами академической культуры Германии и нацелен на освоение ими основных навыков устной и письменной коммуникации в немецкоязычной академической среде.

Особое внимание уделяется рассмотрению различных коммуникативных ситуаций, связанных с обучением в университете (работа в семинарской группе, поиск научного руководителя, консультирование с научным руководителем, завязывание и поддержание научных контактов) и научно-исследовательской и поисковой деятельностью (работа в научной библиотеке, архиве, музейном фонде, направление запросов в официальные учреждения и общественные организации, составление грантовых заявок и др.). Курс ориентирован на смешанную аудиторию с различным уровнем знания немецкого языка.