• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Декабрь

Аннотации курсов

Культурное и интеллектуальное наследие: между Востоком и Западом

Дисциплина относится к базовой части учебного плана. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: «Современные проблемы культурологии»; «История и методы исследования культуры», а также на материале, изученном студентами магистерской программы во время работы научно-исследовательского семинара.

Курс направлен на изучение студентами истории культурного наследия (и его интерпретации) в рамках контактов между Восточной и Западной Европой (от древности до новейшего времени). Особое внимание будет уделено интеллектуальной истории, а также исследованию механизмов и социальных практик культурно-исторической памяти, которые были востребованы в Восточной и Западной Европе в течение трех столетий (особенно с раннего нового по настоящее время). Часть курса будет направлена на исследование материала по теории и методике описания и анализа объектов культурного наследия (различные категории памятников истории культуры.

Планируется изучать со студентами как текстуальные, так и визуальные источники, а также исследовать взаимодействие между ними. Особый круг материалов к изучению составят историографические тексты.

Литература:

· Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001

· Барт Р. Мифологии. М., 1996

· Бродель Ф. История и общественные науки: Историческая длительность // И.С. Кон (ред). Философия и методология истории: Сб. Переводов. М.: Прогресс, 197

· Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении. М., 2003

· Кроче Б. Теория и история историографии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998

· Кулемзин А.М. Понятие «памятник истории и культуры» в современном отечественном законодательстве // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1996

· Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999

· Полякова М.А. Исторические памятники: проблемы классификации и определения общественной ценности // Памятники в контексте историко-культурной среды: Сб. науч. тр./НИИ культуры. М., 1990. С. 60-68.

· Саид Э. Ориентализм. СПб., 2006

· Февр Л. Чувствительность и история // Февр. Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991

· Чернявская Е.Н. Ценность и оценка памятников архитектуры // Памятники в контексте историко-культурной среды: Сб. науч. тр./НИИ культуры. М., 1990. С. 41-57.

· Шульгин М.П. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. 2004. Т. XIII. № 2. С. 115-133.

· Barker C. Cultural Studies. Theory and Practice. Sage, 2002.

· Chandler D. Semiotics. The Basics. Routledge, 2007.

История и методы исследования культуры

Задача этого курса — ознакомить студентов с основными методологиями изучения культуры, разработанными на протяжении «короткого ХХ века», с конца Первой мировой войны до падения Берлинской стены. 1920-е — годы, когда стала складываться наука о культуре в современном смысле слова — в диапазоне от работ Б. Малиновского до исследований французской школы «Анналов». В рамках курса студенты знакомятся с развитием этих и многих других методологических направлений и с их сегодняшними интерпретациями.

Одна из важнейших задач курса — показать, как смена оптики в выборе предмета исследования в течение ХХ века многократно приводила к появлению новых методологических концепций. Особое внимание уделяется «бурным двадцатым», когда в разных странах в рамках различных научных традиций вырабатывалась широкое междисциплинарное понимание культуры и отдельные методы работы с разными типами материала: литературой, кино, изобразительным искусством, ритуалами, повседневной жизнью. Второй хронологический фокус этого курса — развитие наук о культуре с середины 1960-х до конца 1980-х годов, когда ученые искали ответы на вызовы «молодежной революции», кризиса структурализма, процессов деколонизации.

Курс помогает студентам научиться видеть культуру как сложное и многомерное образование, при изучении которого вычленение предмета исследования глубинным образом связано с выбором и, при необходимости, синтезом различных методологий. 


Литература:

· Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / Пер. с немецкого С. Ташкенова. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

· Бёрк П. Что такое культуральная история? / пер. с англ. И. Полонской; под науч. ред. А. Лазарева. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

· Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.

· Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Пер. с фр. Л. Куббеля. М.: Прогресс, 1986.

· Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения Античности / Сост. и пер. с нем. Е. Козиной при участии Н. Булаховой и др. СПб.: Азбука-классика, 2008.

· Гинзбург К. Мифы —эмблемы — приметы: Морфология и история. Сборник статей / Пер. с ит. С. Л. Козлова. М.: Новое издательство, 2004.

· Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. 1989. Вып. 25. С. 275–305.

· Гринблатт С. Формирование «я» в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира / Пер. с англ. Г; Дашевского // Новое литературное обозрение. 1999. № 35.

· Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Университетская книга, 2014.

· Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры / Пер. с англ. Т. Доброницкой и С. Кулланды. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

· Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

· Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Пер. с англ. Н. Лебедевой, Н. Осминской. СПб.: Азбука-классика, 2009.

· Торопыгина М.Ю. Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга. М.: Прогресс-Традиция, 2015.

· Latimer D. Contemporary Critical Theory. San Diego, New York et al.: Harcourt Brace Jovanovich, 1989.