• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука и техника в культуре Модерна XVII-XXI вв

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Школа культурологии
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс сочетает исторический подход и систематический анализ отдельных кейсов, демонстрирующих разнообразие влияний науки и техники на ценности и практики национальных и исторических сообществ. На курсе студенты учатся понимать суть конфликта профанных и научных представлений об окружающем мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Краткое введение в историю науки и технологии (XVIII-XXI вв), проблематизация их взаимной связи, но самое главное - отслеживание влияния науки и технологии на сферу культуры, искусства и жизнедеятельности обществ. Курс сочетает исторический подход и систематический анализ отдельных кейсов, демонстрирующих разнообразие влияний науки и техники на ценности и практики национальных и исторических сообществ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать основные стратегиии научного познания и технологического развития; знать главные каналы влияния наук и технологий на культурные практики; уметь работать с источниками и литературой по историко-культурологической проблематике, оперировать культурологическими категориями.
  • Быть осведомленным об основных историографических источниках; знание об основных формах взаимосвязей производственного и научно-технологического развития; знать исторические формы научных и технологических инфраструктур.
  • Понимать проблематику античной философии; знать основные перспективы античности на истину; понимать роль систематики в философии вообще и античной в частности; быть осведомленным о роли полиса в европейской истории.
  • Понимать проблематику средневековой науки; знать историю средневекового университета и понимать его роль в культуре Средневековья; понимать факторы влияния новых технологий на науку Ср. веков.
  • Понимать суть конфликта профанных и научных представлений об окружающем мире; понимать суть феномена интеллектуальной революции; понимать линнеевский переворот в таксономии и значимости систематики.
  • Понимать процессы взаимного влияния литературы и разных научных дисциплин; знать об основных достижениях науки и культуры XVII в; быть осведомленным о культурной значимости появления экспериментальной науки.
  • Понимать основные процессы эволюции науки и технологии в 19-ом веке; знать о влиянии промышленной революции на эти процессы; понимать суть взаимодействия науки и технологии в изучаемый период.
  • Понимать роль науки в появлении новых форм социального контроля; знать об основных технологиях и методах социального контроля; быть осведомленным об общественных движениях 19-го века, порожденных развитием науки и технологий; знать об источниках общественного «запроса» на «реализм».
  • Понимать роль интеллигенции в развитии науки, технологий и общественных движений; знать истоки возникновения современного реформаторства; быть осведомленными о роли инженеров в социальной мысли.
  • Знать основные подходы к конструированию социальной реальности; понимать истоки развития культурной политики; влияние наук и технологий на развитие манипулятивных политик.
  • Понимать истоки и движущих сил кибернетического движения; уметь оперировать основными понятиями кибернетики; знать причины возросшей роли техник контроля; понимать культурную роль автоматизации.
  • Понимать представления о перформативности в науках, технике, искусствах; знать о главных факторах формирования новой эстетической установки; быть осведомленным о влиянии новых технологических устройств на разные сферы искусства и эстетические представления.
  • Понимать роль кибернетики в истории 20-го века; быть осведомленным об основных этапах развития кибернетического движения; уметь рассказать о влиянии теорий информации и коммуникации на саморефлексию обществ 20-го века.
  • Понимать роль технологий в появлении артефактов новой природы; быть осведомленным о влиянии техники на разные сферы искусств данного периода.
  • Понимать суть феномена «больших данных»; знать генезис «больших данных»; уметь сформулировать основные позиции в современных эпистемологических дебатах, возникших под влиянием «больших данных»; понимать отличия «новых» объектов науки от «старых».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Цель и задачи курса, задания. История науки и история технологий: развитие и современные подходы. Понимание науки как континуального прогресса в эпоху Просвещения. Историзм. Научная революция Эйнштейна и кризис континуальной модели. Дисконтинуизм и его версии. Релятивизация науки. Социология знания. Современные программы в исследованиях науки и технологий (Science & Technology Studies). Понятие технологии, виды технологий.
  • Историография
    Тематические поля и новейшие историографические тенденции. Технологии в мировой истории: тематические поля и новейшие историографические тенденции. Технологическое и промышленное развитие. История инфраструктур.
  • Античная наука и технологии
    Рождение философии и теоретического взгляда на мир. Основная проблематика античной философии. Философия Платона как теоретический синтез основных досократических теорий. Что такое истина? Систематическая разработка понятия научного знания (эпистемы) в философии Аристотеля. Почему в античности не могла появиться современная физика и идея основанной на ней технологии. Античный полис как социальная технология и его роль в европейской истории. Академия Платона: изобретение организационной технологии поддержания знания. Технологии античной эпохи.
  • От Средневековья к науке Нового времени
    Средние века и значение христианства для новоевропейской науки. Средневековый университет. Возрождение как сдерживающий и стимулирующий фактор для новой модели науки. Галилео Галилей и телескоп: как технология меняет науку. Френсис Бэкон: идея научного овладения природой. Рене Декарт и рождение новоевропейской философии науки. Физика Исаака Ньютона, полемика ньютонианцев и картезианцев.
  • «Народная таксономия»
    Долинневский период. «Народная таксономия» и развитие представлений о методе в естественной истории в XVIII в. Интеллектуальная революция - возникновение систематического метода. Приемы описания многообразия. Концепция «экономии природы» и натуралистический утилитаризм.
  • Литература и наука
    Представление о литературе в XVII в.: физика и геометрия на территории литературы. Поэтический энтузиазм Декарта. Математизация и грамматика. Паскаль: Философия как роман о природе, подобный Дон Кихоту. Новые механизмы: эксперимент с птицей в воздушном насосе Бойля. Мадам де Сталь «De la litterature» (1800): разрыв между литературой и науками. «Вульгаризация» научного знания.
  • «Встреча» науки и технологии
    Встреча и взаимное влияние науки и технологии в XIX вв. Появление «метода изобретения» (А.Н. Уайтхед). Промышленная революция: от коллекционирования технологий (XVIII в) до открытия основных принципов функционирования технологий (XIX в.). Линейная модель подчинения техники науке.
  • Наблюдение за обществом
    Академия моральных и политических наук периода Июльской монархии (Франция): общественная гигиена и легальная медицина - наблюдение за обществом. Романы о «реальной жизни»: Бальзак, «Человеческая комедия»; Эжен Сю и его исследования городской нищеты. Генезис статистики и социальные движения. Научное конструирование общества (К. Маркс). Научный социализм.
  • Научное и утопическое воображение
    Революционная интеллигенция: распространение позитивизма Конта. Реформаторство или конструирование общества: «третий путь» французских инженеров, конфуцианская утопия Кан Ювэя (1858-1927), большевизм.
  • Наука и технологии в массовом обществе
    Социальная реальность как артефакт - радикальный конструктивизм. Изобретение культурной политики (1930 гг): Франция, СССР. Милитаризация науки и техники. Психоанализ, искусство и литература. Бихевиоризм: манипулиция и пропаганда.
  • Рождение кибернетики
    Конференции Мэйси - рождение кибернетического движения. Н. Винер как основатель новой науки об управлении животными, людьми и машинами. Кризис контроля и его решение: автоматы превосходят человека в функциях контроля; автоматы меняют природу власти, подчиняя человеку не личной воле, но алгоритму или автомату. Распространение инженерного мышления на гуманитарные и социальные науки: новые объекты и критерии научности. Изгнание из науки антропоморфизма, вместе с которым упраздняется проблематика «смысла» и «значения».
  • Перформативность науки
    Подчинение науки технологическим и производственным приоритетам: «Условия постмодерна» Ф. Лиотара. Кибернетический психоанализ Ж. Лакана. Влияние кибернетики на структурализм и постструктурализм. Инженеры в физиологии высшей нервной деятельности. Новые аппараты для исследования человека: ЭЭГ и проч. (Уолтер Грей). Возникновение perfomative arts (музыка, литература, кинетическая скульптура и проч).
  • «Эпоха электричества»
    Разложение кибернетического движения и появление теории медиа (М. Маклюэн), теории коммуникциии и информатики. Информационное общество: техно-революционная утопия кибернетики с помощью распространения метафоры информации в биологические и социальные науки.
  • Кибернетика и New Age
    У. Берроуз, Брайон Гайсин, Йен Соммервиль и их эксперименты с ЛСД, стробоскопом и альфа-волнами. Dreammachine - как артефакт медицинской и художественной значимости. Музыкальные эксперименты Брайана Ино: дженерэйтив, эмбиент и brainwavemusic. Тантрическая кибернетика Стаффорда Бира и его проект Сиберсин.
  • Big Data
    Генезис представлений о больших данных: конец теории, конец гипотез, конец традиционной науки (?). Эпистемологические дебаты: актуальны ли каузальные объяснения или наука стала полностью перформативной? Вытеснение категория и классификаций социологии и статистики. Агрументы социальных ученых и аналитиков данных. Новые объекты науки - гибридные сущности. STS и Бруно Латур.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Письменный экзамен (эссе/реферат).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменный экзамен (эссе/реферат).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменный экзамен (эссе/реферат).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Turner, F. (2006). From Counterculture to Cyberculture : Stewart Brand, the Whole Earth Network, and the Rise of Digital Utopianism. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hamilton, S. (Sheryl N. . (2017). The charismatic cultural life of cybernetics: Reading Norbert Wiener as visible scientist. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.24521AA3