• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурное и интеллектуальное наследие: между Востоком и Западом

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Васильев Алексей Григорьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение курса предполагает комплексный анализ теоретических проблем heritage studies и историко-культурных процессов формирования и трансформаций наследия в регионе Центрально-Восточной и Западной Европы. Рассматривается становление heritage studies как трансдисциплинарной области социально-гуманитарного знания, основные подходы к определению культурного наследия и методологии его изучения. Рассмотрены взаимосвязи heritage studies с memory studies, postcolonial studies, nationalism и imperial studies. Выявляется значение концептов места памяти, политики памяти, конфликтов памяти для изучения культурного наследия как процесса. Особое внимание обращается на формирование и трансформацию объектов наследия и идентичностей в регионах контактов польской, немецкой, чешской и российской, украинской и др. культур в Центрально-Восточной Европе, а также во франкоязычной Европе. Особое внимание обращается на роль империй и имперского наследия для формирования наследия в различных регионах Европы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов базовых представлений об основных трактовках понятия «наследие» (в сопоставлении с другими категориями (памятник/объект истории и культуры, место памяти, heritage, legacy, итд) в рамках как научноисследовательской, так и общественно-политической парадигмы
  • изучение современных методов анализа процессов, связанных с формированием преставления о наследии
  • получение знаний о значимых культурно-исторических проектах, связанных с категорией "наследия" (Рим, Византия, Translatio Imperii, ментальная география и т.д.)
  • углубление навыков академического чтения и письма, полученных студентами в курсах других дисциплин
  • знакомство студентов с знаковыми научными текстами на русском и английском языках
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые трактовки понятия «наследие» (в сопоставлении с другими категориями (памятник/объект истории и культуры, место памяти, heritage, legacy, и т.д.) в рамках как научно-исследовательской, так и общественно-политической парадигмы
  • Знает о значимых культурно-исторических проектах, связанных с категорией "наследия" (Рим, Византия, Translatio Imperii, ментальная география и т.д.)
  • Знает современные методы анализа процессов, связанных с формированием представления о наследии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культурное и интеллектуальное наследие: постановка проблемы. Исследовательские подходы к проблеме
    Тема 1. Введение. Постановка проблемы. Терминологическое поле: наследие, памятник/объект истории и культуры, место памяти, heritage, legacy, и т.д.; Тема 2. Наследие: общественная рефлексия в Европе (1970-е – 1990-е гг.). ЮНЕСКО и Конвенция об охране всемирного наследия (1975 г.). Понятие «охрана культурного наследия». Анализ явления с точки зрения европейской политической практики (Франсуаза Шоэ). Вестернизация и глобализация. Обратный вектор: наследие в рамках изучения «Европа регионов»; Тема 3. Наследие: общественная рефлексия в СССР (1970-е – начало 1990-х гг.). ВООПиК: популяризация культуры и реставрация. Проект «Золотое кольцо России» (1967 г.). Проект издания многотомного «Свода памятников архитектуры и монументального искусства»; Тема 4. Академическая рефлексия на тему культурного и интеллектуального наследия: С. Аверинцев, Ю. Лотман, Д. Лихачев, Е. Шацкий.
  • Наследие и становление «истории памяти»
    Тема 1. Исследовательские подходы к проблеме изучения «наследия». Тема 2. Наследие и становление «истории памяти». Коллективная и историческая память. М. Хальбвакс: социальные рамки памяти. Места памяти. Критика концепции П. Нора (Т. Джадт). Тема 3. Память и наследие в интерпретации Я. Ассмана. Культурная и коммуникативная память. Тема 4. Эмоция и память. Наследие и история эмоций. У. Редди.
  • Культурное и интеллектуальное наследие и религиознополитические факторы
    Тема 1. Наследие Рима. Идея империи: культурные и политические образцы. Translatio Imperii Тема 2. Наследие Византии: религиозный и культурно-исторический аспект. Византия: конструирование наследия и религиозные модели. Текстуальное и визуальное. Альтернативная рефлексия: тема Святой земли и ментальная география (последняя работа М. Хальбвакса). Религиозное самосознание, его трансформация в период от Средневековья к Новому времени. Тема 3. Наследие Византии и политические проекты. Европейская и восточноевропейская перспектива. Концепция «Москва – III Рим» и ее современная историографическая оценка. От «Греческого проекта» Екатерины II до постсоветской рефлексии о наследии (М. Кудрявцев). Тема 4. Практики легитимации в России XVIII в. Россия как Европейская империя. Универсалистские модели и дискурс войны.
  • Взгляд, обращенный на Запад
    Тема 1. Наследие и картография пространства. Ментальная география. Пруссия и Силезия: исторические регионы, места памяти и пространство формирования немецкого и польского культурного наследия. Тема 2. Город в польской и немецкой культурной памяти: Бреслау/Вроцлав, Гданьск/Данциг Тема 3. Наследие и идентичность: образы Европы в немецкой и польской культурах. Тема 4. Наследие как наследство: «воображаемые сообщества» в Европе XVIII – XX вв. Концепция «воображаемого сообщества» ее значение для изучения категорий памяти и наследия. Семья европейских монархов. Священный союз. Панславизм. Мировая революция и братство народов.
  • Взгляд, обращенный на Восток
    Тема 1. Европейский и восточноевропейский взгляд на Восток. Концепция ориентализма Э. Саида и ориентальные модели. Представления о Востоке в Восточной Европе. Дипломатическая практика. Китайский стиль (шинуазри), японизм, тюркери и египтомания. Современный взгляд на перспективы анализа ориенталистских моделей. Тема 2. Восток Европы. Картография пространства и ментальные карты. Представление о Восточной Европе: формирование и развитие концепции. «Цивилизованный» Запад и «отсталая» Восточная Европа. Ориентальные модели в восприятии Восточной Европы. Тема 3. Образ России в польской и немецкой культурах и его роль в процессах формирования национальных идентичностей. Тема 3. «Собственный Восток России». Дискуссии о культурной и политической модели в России. Пространство страны и языки его описания. Складывание культурноисторической (коллективной) памяти регионов.
  • Отрицая и (вос)создавая наследие
    Тема 1. Отрицая культурный трансфер: от поиска идеала в собственном прошлом до Area/Regional Studies. Тема 2. Советизация как проект памяти. Советское vs имперское. Вторая мировая война как второй «извод» мировой революции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устные ответы на занятиях
  • неблокирующий устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Выступление с докладом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Выступление с докладом + 0.5 * устные ответы на занятиях
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * устные ответы на занятиях + 0.3 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Poe, M. (2000). The Invention of the Theory “Moscow, the Third Rome.” Ab Imperio, (2), 61–86. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=32956586

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Stanley, J. (2007). French Attitudes toward Poland in the Napoleonic Period. Canadian Slavonic Papers, 49(3/4), 209–227. https://doi.org/10.1080/00085006.2007.11092440