• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессора из Германии и Франции о Летней школе программы в Нижнем Новгороде и в Москве 5-12 июня 2017 года

Мы завершаем отчет о первой Летней школе Магистерской программы двойного диплома "Восток-Запад" откликами профессоров – причастного к организации школы профессора Йорга Шульте (Кельнский университет) и приглашенного из Парижа профессора Сорбонны Евы Берар.

Йорг Шульте:

Совместная Летняя школа в Нижнем Новгороде стала для нас уникальным опытом. Замысел ее принадлежит студентам и объясняется их желанием с самого начала работать в международных (польско-российско-немецких) группах. В Нижнем Новгороде студенты самостоятельно трудились над пятью темами: памятники в Нижнем, польские беженцы в городе, Нижний глазами иностранных писателей, Всероссийская Выставка 1896 г. и Нижний  как закрытый город. Работая над этими темами, они побывали в польской общине, в архивах, городской библиотеке и в тех исторических местах, которые были связаны с исследуемыми ими темами. Практическую помощь им оказывали коллеги из Нижегородского филиала Высшей школы экономики; кроме того, каждую команду курировал один преподаватель из Варшавы, Москвы и Кельна.

Мы узнали на опыте, что исследование историко-культурной проблематики в групповом формате приводит к неожиданным открытиям: мы смогли продемонстрировать результаты уже через несколько дней интенсивной работы. Для некоторых это был первое знакомство с архивом и старыми предметными каталогами: в группе сделать это было легче, чем в одиночку. В этом смысле Летняя школа оказалась для студентов идеальной подготовкой к их первым самостоятельным исследованиям. Однако прежде всего наше путешествие стало для всех побудительным мотивом к тому, чтобы в дальнейшем в еще большей степени опираться на студенческие инициативы при реализации Магистерской программы. Благодаря совместному посещению Нижегородского музея художественной культуры, Студии театрального искусства и Музея Андрея Рублева в Москве мы смогли погрузиться в различные русские культурные традиции гораздо глубже, чем это позволили бы сделать семинар или групповая экскурсия по туристическим местам.

В последние дни Летней школы перед ее участниками выступила в качестве основного докладчика проф. Ева Берар, прилетевшая для этого в Москву из Парижа. От нее каждая группа получила индивидуальный feedback по результатам своей работы. Ее доклад показал нам, как можно мыслить взаимодействие между восточно- центрально- и западноевропейскими традициями — основной предмет варшавско-московско-кельнской программы двойных дипломов — независимо от укоренившихся стереотипов и проторенных путей исследования. 

Для кельнских студентов эта поездка стала также возможностью открыть для себя кампус ВШЭ в Нижнем Новгороде как возможное место проведения зарубежной стажировки (Auslandssemester).

(Перевод с немецкого: П.В.Соколов) 

Ева Берар, известный французский историк, специалист по истории культуры России и Европы, была приглашена с лекцией на Летнюю школу и выступила перед ее участниками в Москве. На вопрос, что ей особенно бросилось в глаза, Ева Берар ответила:

-               Пожалуй, первым делом дружеская совместная работа студентов при подготовке и презентации проектов, которые они начали заранее в удаленном режиме, а потом представили за два дня пребывания в Нижнем Новгороде и в Москве. Общим языком между русскими, польскими и немецкими студентами оказался английский. Это конечно усложняло работу, но оказалось преодолимым.  Меня пригласили на Летнюю школу прочесть лекцию на тему «Запад и Восток». Задача казалась относительно простой – нет же в России более упорно обсуждаемого вопроса -, но в то же время довольно сложной, именно потому, что не хотелось повторять известных, изношенных положений, как и не хотелось ограничивать тему одной только Россией. Меня немножко озадачило, что эти два пласта Летней школы – моя лекция и исследования студентов в Нижнем Новгороде – понимались отдельно, независимо друг от друга, а ведь перспектива одна, сразу хочется мостик перебросить.

-               Какие рекомендации вы бы дали программе на будущее?

-              Затрудняюсь сказать, я же гость. Мне кажется, с одной стороны, явный энтузиазм студентов стоит поддержать – они даже жаловались, что им не оставили свободного дня на осмысление собранного материала и подготовку докладов, с другой же стороны было бы хорошо направить его в более университетское русло – в том, что касается знаний о Нижнем Новгороде и вообще о важных исторических темах, затронутых в проектах.

-          Да, ведь городская культурная и социальная история конца 19-начала 20-го века – это как раз ваша тема. В книге, вышедшей в позапрошлом году...

-          Нет, только в прошлом, 2016!

-          Да, извините, в издательстве НЛО, в переводе с французского Марии Неклюдовой, вышла ваша книга "Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Санкт-Петербурге. 1894—1914", и в этой книге есть большая глава о Нижнем Новгороде.

-          Да, именно поэтому избранные студентами темы мне показались очень интересными (особенно Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года: русско-европейские научно-промышленные связи и их отражение в концепции выставки; Польские беженцы Первой Мировой войны в Нижегородских пределах; Образ советского города. Горький – «закрытый город» и место ссылки Сахарова), хотя я и досадовала, что темы эти не развернуты в более широком масштабе, оказались не привязанными к глобальной проблеме «Запад-Восток».  Они мне кажутся существенными как в истории России, так и в идущем сейчас международном диалоге. И если магистерская программа позволит сделать их предметом общего знания, было бы отлично.

-          А что вы скажете о наших студентах?

-          Я не сразу понимала, кто откуда приехал, но впечатление такое, что русские и польские студентки были подготовлены лучше и показали себя более инициативными. Мне очень понравилось, что одна из студенток поблагодарила Йорга Шульте за свободу, которую тот им оставил при выборе и разработке проектов (т.е. имелось в виду, что это не всегда так происходит). Очень интересными и осведомленными были отклики студентов на мой доклад. В итоге, мне показалось, что студенты очень довольны и желали бы поработать даже и больше. Поэтому школа прошла прекрасно, но и задача предоставления студентам больше воздуха для самостоятельных размышлений стоит в полный рост.

-          Что бы вы пожелали нашей магистерской программе?

-          Идея польско-немецко-российского магистерского проекта мне кажется прекрасной и, как иногда говорят, весьма своевременной. Идея проектов, исследующих Нижний Новгород, мне тоже очень понравилась, но она, как мне кажется, требует более тщательной подготовки, а то и присутствия и участия Нижегородцев. Более чем на фоне отвлеченных историософских идей, тему Запад-Восток интересно и полезно рассматривать на фоне городской жизни, причем не только центральных, но и периферийных городов.

Интервью взял Г.Ч.Гусейнов