• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неопытный докладчик умеет извлечь пользу из опыта слушателей

Студентка первого курса магистерской программы "Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом" Анна Правдюк приняла участие в летней школе программы "Principles of Cultural Dynamics" в Свободном университете Берлина (Freie Universität Berlin). О полученном опыте, неожиданных находках, новых ракурсах – от первого лица.

Для меня лето 2017 года стало временем интенсивного осмысления себя и настоящим водоразделом в академической жизни – окончание бакалавриата департамента медиа НИУ ВШЭ и вступление в Мир гуманитарных наук. Защита выпускной квалификационной работы в конце мая, международная летняя школа " RussiabetweenEastandWest" в Нижнем Новгороде в июне, долгожданное поступление на программу «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» и кульминация – участие в школе программы PrinciplesofCulturalDynamics” DiggingandReconstructingvs. Reading/ViewingandInterpreting: HowDoOurResearchMethodsAffectOurUnderstandingofWhatCultureIs?” в Свободном университете Берлина.

Я оказалась в Берлине впервые и, не боясь показаться банальной, скажу, что это была любовь с первого взгляда. Первым районом, в который я попала, стал Charlottenburg – сердце западного Берлина. Ku'damm, Gedächtniskirche, Tiergarten – хотелось остаться в этих местах как можно дольше, слушать немецкую речь, практиковать языковые навыки, наслаждаться видами, но меня ждал совсем другой район – зелёный (впрочем, как и весь Берлин), тихий, студенческий Dahlem. В течение двух недель мне предстояло учиться в Freie Universität Berlin – и это было прекрасное время, за которое я бесконечно благодарна как отправляющей, так и принимающей сторонам.

Формат летней школы, который может показаться чем-то вроде каникул, слегка отягощенных учебой и приятно дополненных культурной программой, на деле оказался полноценным учебным процессом, который начинался в 10 утра и завершался около 5 вечера с перерывом на обед, с понедельника по субботу. Летняя школа состояла из двух блоков - мастер-класса (Joint Workshop) " MaterialandTextualCulture: DifferentDynamicsorDifferentConceptualizations"(25 и 26 июля) с докладами профессоров университетов-участников программы и самой летней школы (24 июля – 6 августа), состоящей из лекций преподавателей, культурной программы и выступлений младших участников школы (Interventions of Participants), среди которых была и я.

Основной темой школы было соотношение материальных и текстуальных источников в гуманитарных исследованиях. До недавнего времени я предполагала, что мой, пусть скромный, опыт участия в студенческих конференциях позволяет приспособиться к восприятию большого количества докладов на совершенно разные темы – как я ошибалась! Слушать, анализировать, задавать вопросы в рамках одной дисциплины, конечно, было значительно проще, чем выходить в слишком открытое и действительно динамичное поле гуманитарных наук. 

Чтобы представить, насколько шокирующим (конечно, в положительном смысле этого слова) стал для меня этот опыт, приведу статистику: 

  • 35 участников (магистрантов, магистров, студентов программ PhD и последипломного обучения),
  • 21 лектор
  • из десяти университетов – Freie Universität Berlin (Германия), Harvard, University of California, Davis, Johns Hopkins University (США), Australian National University (Австралия), The Chinese University of Hong Kong (Гонконг), Hebrew University of Jerusalem (Израиль), École des Hautes Études en Sciences Sociales (Франция), University of Innsbruck (Австрия), Higher School of Economics (Россия)
  • гуманитарные направления: компаративистика (наверное, самая популярная область исследований среди участников школы), египтология, философия, история искусств, археология, история, социология...

Каждое выступление (доклад, сообщение) сопровождалось тем более длительным обсуждением, чем дальше каждый участник был первоначально от темы доклада другого. Любая ассоциация или воспоминание человека другой культуры, из другой страны в любой момент могли обернуться неожиданным и важным вдохновляющим толчком для исследователя. Порой единственным вопросом докладчика, обращенным к аудитории, были слова «А есть ли у вас похожие истории/примеры?» - и этого хватало для часовой дискуссии. Обсуждения всего на свете не умещались в рамки времени, отведенного регламентом. Они продолжались в соседних кафе, во время ланча в студенческой мензе, по дороге к метро, и, конечно, во время совместных посещений выставок: экспозиции FranzKafka. TheentireTrial” в Martin-Gropius-Bau, основным экспонатом которой была рукопись «Процесса», а темой – ее судьба, и музея современного искусства „Hamburger Bahnhof“.

Выступление с собственным докладом было опциональным, но упустить такую возможность я не могла. Переборов волнение, стеснение (судя по всему, я была самой юной и неопытной среди участников) и страх публичного выступления, я сделала краткий доклад на основе моей дипломной работы, посвященной репрезентации истории династии Романовых в современных телевизионных проектах (фокус – на докудраме «Романовы» компании Star Media, 2013), написанной под руководством Екатерины Георгиевны Лапиной-Кратасюк. Я ни секунды не пожалела – благодаря вопросам мне удалось рассказать больше, чем уместилось в основное время доклада; мне подсказали кейсы, на которые можно обратить внимание в будущих исследованиях (например, сериал UnsereMütter, unsereVäter“, показанный каналами ZDF и OFR и вызвавший шквал обсуждений в Германии в 2013 году), и, конечно, поделились ссылками на полезные статьи и книги, посвященные темам коллективной и культурной памяти, коммеморации, мемориализации. Мне повезло, что среди участников школы оказались исследователи, работающие в поле Memory Studies – удивительно обменяться примерами и обсудить теоретические концепции, когда ваши источники – документальные фильмы о Романовых, музеи, посвященные правам человека, и тексты эпохи правления царицы Хатшепсут.

Опыт, полученный этим летом в Берлине, мне еще только предстоит осмыслить.