Структура программы и аннотации дисциплин
Структура программы "Международный спортивный менеджмент и маркетинг":
- Адаптационные дисциплины;
- Цикл общих дисциплин направления. Базовая часть;
- Цикл дисциплин направления. Базовая часть;
- Дисциплины по выбору. Блок 1 (3 из 6);
- Дисциплины по выбору. Блок 2 (3 из 6);
Аннотации учебных дисциплин
I. Адаптационные дисциплины
Менеджмент
Дисциплина «Менеджмент» является адаптационной и ее основная цель – сформировать базовый понятийный и методологический аппарат для дальнейшего успешного изучения специализированных дисциплин. Роль менеджмента современной организации во всех отраслях деятельности трудно переоценить: от того, насколько эффективно и рационально функционирует система управления бизнесом, во многом зависит общая результативность организации, динамика процессов ее развития и конкурентная позиция на рынке. В процессе изучения дисциплины теоретические и методологические положения дополняются изучением практики: анализом кейсов, исследованием лучших практик российских и зарубежных компаний.
Цель дисциплины – сформировать комплексное представление об организации управления бизнесом, выработать понимание принципов и базовых подходов в менеджменте организации, сформировать навыки анализа, проектирования и совершенствования систем управления организациями (в т.ч. организационных структур, функциональной декомпозиции и процессов управления), осознать сущность и специфику профессиональной деятельности менеджера.
Преподавание дисциплины включает проведение занятий в форме лекций, проводимых по методу Сократа – в виде общего обсуждения задач управления, и семинаров, на которых демонстрируются возможности использования современных подходов к организации управленческой деятельности.
Изучение дисциплины «Менеджмент» также строится на тренингах (лидерство и работа в команде, техника личной работы и др.), практикумах (целеполагание, организационная диагностика, оценка эффективности и результативности бизнеса и др.), самостоятельной разработке управленческих решений, анализе кейсов (деловых практических ситуаций) и лучших практик управления бизнесом в России и за рубежом.
По результатам освоения дисциплины «Менеджмент» студент должен сформировать комплексное представление о подходах к организации управления бизнесом на основе объективного анализа и оценки его эффективности и результативности, осознанно применять адекватные методы и модели принятия управленческих решений. Он должен быть способен строить свою профессиональную карьеру менеджера на основе постоянного развития компетенций, интегрируя лучшие современные достижения в области организации управления и бизнес-администрирования в собственную управленческую практику.
Изучение дисциплины «Менеджмент» включает 5 основных разделов и 16 тем:
Раздел I. Общие теоретические и-методологические основы управления бизнесом
1.1. Введение в дисциплину. Менеджмент как наука и вид профессиональной деятельности. История становления менеджмента как научной области
1.2. Современные подходы к управлению организациями. Типы организаций
Раздел II. Организационные аспекты управления бизнесом. Проектирование систем управления
2.1. Системный подход к построению и анализу организации управления бизнесом. Система управления организацией, ее основные компоненты и модели функционирования
2.2. Типовые модели управления бизнесом и порядок их проектирования. Функциональный, проектный и процессный подход к управлению
2.3. Коммуникации и информация в системе управления бизнесом. Процессы управления бизнесом и их проектирование
Раздел III. Цели, задачи и функции управления бизнесом и подходы к их проектированию и совершенствованию
3.1. Целеполагание в бизнесе. Дерево целей и задач
3.2. Общие и специальные функции управления бизнесом. Цикл управления
3.3. Структуры управления бизнесом и методы их проектирования
3.4. Модели и методы принятия решений в бизнесе
3.5. Бизнес-администрирование. Стили и методы управления бизнесом
Раздел IV. Лидерство. Организация труда руководителя
4.1. Власть и лидерство в системе менеджмента
4.2. Управленческий персонал, его компетенции и подходы к их формированию и развитию. Лидерские компетенции. Типы лидеров. Развитие лидерских качеств
4.3. Типы руководителей и стили руководства в системе менеджмента организации
Раздел V. Эффективность и результативность управления бизнесом
5.1. Организационная диагностика. Показатели эффективности управления. Система сбалансированных показателей для оценки эффективности и результативности бизнеса
5.2. Жизненный цикл организации. Управление изменениями. Инновационная активность
5.3. Современные практики управления бизнесом. Организационно-управленческие инновации
Основная литература
- Адизес И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. The Ideal Executive: Why You Cannot Be One and What To Do About It.– М.: Альпина-Паблишер, 2018. – 266 с.
- Адизес И.К. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. How to Solve the Mismanagement Crisis: Diagnosis and Treatment of Management Problems. – М.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2007. – 294 с.
- Адизес И.К. Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные. Management/ Mismanagement Styles: How to Identify a Style and What To Do About It. – М.:Альпина-Паблишер, 2017. – 200 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. – М.: Магистр, ИНФРА-М., 2014.
- Друкер П.Ф. Классические работы по менеджменту. Classic Drucker – М.: Альпина-Паблишер, 2017. -218 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Management. – М.: Вильямс, 2017. – 672 с.
- Рыбаков М. Как навести порядок в своем бизнесе. Как построить надежную систему из надежных элементов. Практикум. – М., 2017. – 402 с.
- Управление бизнесом: 10 лучших статей Harvard Business Review. – М.: HBR, 2018. – 290 с.
- Управление организацией (колл. авт.) / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 736 с.
- Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология. Курс лекций. – М.: Студия Артемия Лебедева, 2015. -464 с.
Маркетинг
Современный маркетинг в странах с развитой экономикой и информационным пространством строит свое взаимодействие с ключевыми потребителями на базе ценностей.
Концепция ценности в маркетинге требует не просто знать кто твой потребитель, но и понимать, как он воспринимает, перерабатывает информацию и принимает решения о взаимодействии с продуктом и компанией.
Обилие информации и количество каналов, по которым она доставляется потребителю, требует от маркетинга предикативной аналитики и использования базы знаний о потенциальном потребителе.
Использование искусственного интеллекта позволяет формировать коммуникационные кампании, учитывая, где находится потребитель, какой девайс он сейчас использует и многие другие факторы.
Особенность курса состоит в том, что каждая тема разбирается с учетом офлайн и онлайн сред.
Основные темы курса:
- Современные модели маркетинга: от покупателя к потребителю. Трансформация функции маркетинга.
- Методы маркетинговых исследований, обработки и анализа данных. Исследование рынков.
- Анализ и оценка факторов рынка.
- Анализ и сегментация потребителей. Описание целевого потребителя.
- Анализ и оценка внутренних факторов и возможностей организации. Маркетинг микс.
- Создание потребительской ценности и отличительных преимуществ.
- Цифровой маркетинг: методология и инструменты.
- От идеи продукта к коммерциализации.
- Маркетинговая стратегия, позиционирование и дерево стратегий.
- Каналы продвижения и коммуникации.
Основная литература
- Г.Адлер. Маркетинг будущего: диалог сознания. - М., «Гранд», 2003.
- К.Андерсон, К.Керр. Менеджмент, ориентированный на потребителя (CRM-технологии как основа новых отношений с клиентами). - М., «Гранд», 2003.
- Р. Блэкуелл, П. Миниард, Дж.Энджел. Поведение потребителей. - Питер, 2007
- П.Гембл, М.Стоун. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. - М., Гранд, 2002.
- П.Дойль. Маркетинг менеджмент и стратегии. 4 издание. - Питер, 2007.
- Дж.Ленсколд. Рентабельность инвестиций в маркетинг. - Питер, 2005.
Система современного спорта
Данная адаптационная дисциплина призвана помочь студенту осознать место спорта в современном мире, увидеть его миссию, роль, значение, понять базовые ценности, сформулировать цели и задачи.
При освоении курса можно будет проследить глубинные связи спорта как уникального социокультурного цивилизационного феномена со сферами экономики, политики, культуры и религии. Особое место при изучении дисциплины уделяется рассмотрению структуры современного спорта, организации международного спортивного движения.
Управлять современной спортивной индустрией можно только обладая современным комплексным стратегическим видением, владея широким кругом управленческих компетенций, в первую очередь, в области лидерства, командообразования, построения сложных управленческих систем, управления изменениями.
Современный спортивный менеджер должен быть готов ответить на многие вызовы современности, быть нетерпимым к допинговому поведению, нарушению правил честной игры, коррупции и дискриминации в спорте, для чего необходимо обладать незаурядными личностными качествами, мужеством, порядочностью, а также быть человеком, искренне приверженным высоким идеалам спортивного движения.
Основные темы курса:
- Феномен спорта в XXI веке.
- Спортивный менеджмент как наука, искусство, философия и образ жизни.
- История спорта.
- Миссия спорта в современном мире.
- Ценности международного спортивного движения.
- Современные тенденции развития спортивного менеджмента.
- Спорт и человек.
- Спорт и политика.
- Спорт и общество.
- Спорт и культура.
- Спорт и религия.
- Спорт и международные отношения.
- Структура современного спорта.
- Систему управления международным спортивным движением.
- Спорт высоких спортивных достижений.
- Массовый спорт.
- Фитнес в массовом спорте.
- Вызовы современного спорта.
Основная литература
- Алтухов С.В. Ивент-менеджмент в спорте: Учебное пособие – М.: «Советский спорт», 2013. -208 с.
- Бенджамин Лоу. Красота спорта. М.: Радуга, 1984.-256с.
- Джексон Р. Руководство по спортивному администрированию / Р. Джексон. Минск : НОК Беларуси: Белорус, спорт.акад., 2006.
- Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие М.: 2001г.
- Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. М., Советский спорт, 2017
- Спааий Рамон. Спорт и социальная мобильность. М.: Национальное образование. 2014. – 288с.
- Хойя Р. и др. Спортивный менеджмент. Принципы и применение: учебное пособие – М.: Рид Медиа, 2013. – 352 с.
Цикл общих дисциплин направления. Базовая часть
Стратегии в менеджменте: актуальные вопросы управления спортивной индустрией
Данная дисциплина отражает представление о системе «Стратегический менеджмент в спорте», как наиболее актуальной идеологии и технологии решения долгосрочных задач управления спортивными организациями в условиях риска и неопределенности.
Объектом изучения является спортивная организация.
Предметом изучения являются процессы стратегического управления спортивными организациями и соответствующие управленческие отношения
Дисциплина предполагает освоение шести системных взаимосвязанных тематических блоков.
Стратегический аспект в управлении спортивными организациями
Спортивная организация, как социальный объект. Эволюция парадигм стратегического менеджмента. Специфические особенности спорта. Стратегический аспект в управлении спортивными организациями. Ресурсный подход vs. Целевой подход в стратегическом управлении спортивной организацией. «Продукты» стратегического управления – стратегии и результаты. Уровни и иерархия стратегий: корпоративные, продуктовые, функциональные, элементно-функциональные. Взаимосвязь и взаимозависимость уровней стратегий. Синергетический эффект комплекса стратегий.
Стратегическое управление спортивной организацией как процесс
Школы и модели стратегического управления. Стадии, этапы, фазы процесса стратегического управления. Взаимосвязь и взаимозависимость. Формирование атрибутов стратегического управления, их характеристика и назначение. Процедуры и методы формирования атрибутов стратегического управления в спорте.
Стратегический анализ бизнес-среды и синтез оценок
Бизнес-среда спортивной организации, как совокупность внутренней и внешней среды. Логика анализа, оценки и диагностики Бизнес-среды спортивной организации. Алгоритм и результаты использования методов и технологий стратегического анализа и синтеза: ФСА, Бенчмаркинг, PELSLEDET. Стейкхолдеры спортивной организации – состав, природа, характеристики. Модель и матрица Менделоу. Модель «5-сил» Портера, матрицы BCG, McKinsey, Хофера-Шенделя, ADL, SNW+ONT.
Разработка и выбор стратегий спортивной организации
Критерии выбора «оптимальных» стратегий в спорте. Оценка и выбор «оптимальных решений. Формирование многоуровневого Комплекса стратегий. Эталонные корпоративные стратегии. Модель Tомпссона&Стрикланда. Разработка, оценка и выбор корпоративных стратегий в спортивное индустрии. СБЕдиницы. Разработка, оценка и выбор продуктовых стратегий Разработка, оценка и выбор ключевых функциональных стратегий в сфере спорта (HR, Mrktg, Purchase, Production, Sales, Mgt, Finance). Разработка элементно-функциональных стратегий. Возможности и недостатки методов стратегического анализа/синтеза. Направления совершенствования методов стратегического анализа/синтеза.
Выполнение стратегий
Разработка плана реализации принятых стратегий в спортивной организации. Формирование Меморандума стратегий. Разработка ССП как средства контроля над выполнением стратегий спортивной организации. Стратегические изменения. Формирование команды стратегических менеджеров. Программы стратегических изменений. Стратегический контроль и корректировка (BSCard).Типичные ошибки стратегических изменений. Причины не-свершения стратегических изменений. Стратегический разрыв. Способы смягчения и/или устранения причин не-свершения стратегических изменений.
Стратегическое мышление и озарение
Три представления о Б-среде vs. Три языка процесса принятия стратегических решений. Непредсказуемость и неопределенность Б-среды. Синдром «Черного лебедя» в международном и российском спорте. Решения vs Решающие правила. Сценарии и Сценарный подход в стратегическом менеджменте. Основа стратегического мышления по К.Омае. Кросс-культурные возможности и угрозы в спорте. Стратегии «голубого океана» в спорте. Глобализация спортивного бизнеса. Модель П.Гемавата.
Основная литература
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М. Гардарика,1998
- Р.Грант. Современный стратегический анализ. ПИТЕР, 2008
- Д. Кэмпбел и др. Стратегический менеджмент. М., Проспект 2003
- А. А.Томпсон, Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. М., Вильямс, 2013
- Хойя Р. и др. Спортивный менеджмент. Принципы и применение: учебное пособие – М.: Рид Медиа, 2013. – 352 с.
- Алтухов С.В. Ивент-менеджмент в спорте: Учебное пособие – М.: «Советский спорт», 2013. -208 с.
- В.С.Катькало. Эволюция теории стратегического управления. Санкт-Петербург, Изд-во СпбГУ, 2006, 546 с.
- Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / пер.с англ. – 5-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015, 453 с.
- Э.Фламгольц, И.Рэндл. Управление стратегическими изменениями. М., ЭКСМО, 2012
- Paul Pedersen, Janet Parks, Jerome Quarterman, Lucie Thibault. Contemporary Sport Management (4th edition). Mixed Media.- 2010, 480pp.
- S.R.Rosner and K.L.Shropshire. The Business of Sports. J&B Learning, 2011
- Slack, T. Understanding Sport Organizations: Application of Organizational Theory. / T.Slack, M.Parent. – 2nd ed. – Champaign. IL, Human Kinetics, 2006
Методология научных исследований в менеджменте: комплексный подход в изучении современной спортивной проблематики
Курс «Методология научных исследований в менеджменте: комплексный подход в изучении современной спортивной проблематики» является учебной дисциплиной, которая направлена на обучение студентов выполнению научных и прикладных исследований в современном спортивном менеджменте.
Результатом исследовательской деятельности на первом курсе магистерской программы является курсовая работа в форме выполнения группового практико-ориентированного проекта, а на втором курсе – проектно-аналитической магистерской диссертации по проблематике международного спортивного менеджмента и маркетинга.
Целью дисциплины является развитие у студентов профессиональный компетенций и навыков самостоятельной исследовательской работы, а также формирование комплексного системного управленческого мышления, необходимого в управлении спортивной индустрией.
В основе комплексного мышления лежит межотраслевой междисциплинарный подход, без которого в современном мире объективно невозможно принимать эффективные и профессиональные управленческие решения.
Выпускники магистерской программы должны уметь проводить научные исследования в области спортивного менеджмента и маркетинга, для чего им необходимо обладать способностью выделять объект и предмет исследования, выдвигать научные гипотезы, формировать инструментарий их проверки.
Кроме того, современный спортивный менеджер должен быть готов к отстаиванию своей позиции, для чего необходимы навыки ведения научной дискуссии, презентации результатов исследования, но, главное, управленческой рефлексии и критического переосмысления своей управленческой и профессиональной позиции.
В рамках дисциплины студенты должны научиться организовать и реализовать собственные научно-исследовательские и прикладные проекты, готовить выступления на международных научных и научно-практических конференциях, писать научные статьи, а также разрабатывать методические, научно-методические и учебно-методические материалы по различной специальной тематике в области управления спортом.
Для достижения поставленной цели и задач курса студенту принципиально важно овладеть навыками работы с источниками, в том числе на английском языке, академического письма и презентации результатов научных и прикладных исследований.
Дисциплина включает в себя четыре содержательных блока.
Менеджмент организацией – как наука и искусство
«Управление организацией» как предметная область исследований. Научные основы управления, как база исследований в спортивном менеджменте. «Управление» как номографическая и идиографическая наука. Краткая история управления и управленческой мысли. О важности парадигм «управления (менеджмента) организацией» в спорте. Характеристика современных парадигмальных исследований в спортивном менеджменте.
«Исследование в менеджменте» как процесс
НИР менеджмента, как процесс: стадии, этапы, фазы. Объекты НИР в спортивном менеджменте. Предмет и другие категории исследований в спортивном менеджменте. Представления элементов системы управления, как объектов и предметов исследования. Воспроизводимость менеджмента, как уникальная характеристика предмета научных исследований. Репрезентативность, валидность, верифицируемость – ключевые критерии и факторы оценки результатов НИР менеджмента. Проектно-аналитическая магистерская диссертация, как финальный продукт обучения в практико-ориентированной магистратуре. Автореферат магистерской диссертации: состав атрибутов и разделов.
Методологические основы исследований менеджмента спортивной организацией
Метод и Методология. Методология, эпистемология и гносеология в исследованиях спортивного менеджмента. Многообразие методов НИР менеджмента. Специфика методов научного познания в управлении. Классификация методов исследований менеджмента. Общелогические методы исследований менеджмента: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, эксперимент (апробация); кейс метод vs. кейс-стади; анкетирование, интервьюирование, статистические методы. Качественные и количественные методы исследований спортивного менеджмента.
Характеристика методов исследований спортивного менеджмента. Выбор методов исследования. Информационное обеспечение исследований в спортивном менеджменте. «Как читать книгу/статью?». Сравнительный анализ текстов по теме «Методы исследований менеджмента спортивной организацией». Методы разработки раздела «Уровень разработанности темы магистерской диссертации». Логика и алгоритм системного анализа и оценки бизнес-среды спортивной организации в контексте управления спортивной организацией. Методы системного анализа и оценки управления спортивной организацией.
Специфические методы исследования управления спортивной организацией
Методы исследования внутриорганизационными процессами:
- ППР
- Лидерство
- Коммуникации
- Конфликты
- Бизнес-процессы
Исследования в управлении спортивной организацией на разных стадиях ЖЦО (старт-ап, рост, развитие, зрелость)
Анализ факторов и факторный анализ бизнес-среды спортивной организации в контексте управления спортивной организацией
Особенности исследований управления различными видами спортивных организаций (государственные, региональные, отраслевые; общественные, многоотраслевые и др.)
Возможности и недостатки методов исследований менеджмента в спорте. Направления совершенствования методов исследований менеджмента в спорте.
Основная литература
- Грант Роберт. Современный стратегический анализ. ПИТЕР, 2011
- Р.Дафт Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006,
- Р.Дафт. Менеджмент. СПб.: ПИТЕР, 2000
- Э.Корицкий и др. Научный менеджмент. Российская история. Спб., Питер, 1999
- Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.
- Матс Линдгрен, Ханс Бандхольд. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. М., Олимп-Бизнес, 2009
- Генри Минцберг. Менеджмент. М.: ЭКСМО, 2009
- Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент. М.: ЭКСМО, 2008.- 384с.
- Спааий Рамон. Спорт и социальная мобильность. М.: Национальное образование. 2014. – 288с.
- Хойя Р. и др. Спортивный менеджмент. Принципы и применение: учебное пособие – М.: Рид Медиа, 2013. – 352 с.
- S.R.Rosner and K.L.Shropshire. The Business of Sports. J&B Learning, 2011
Цикл дисциплин направления. Базовая часть
Международный спортивный менеджмент
Современный спорт сегодня является не только значительным социально-культурным феноменом и неотъемлемой частью существования цивилизации, но и активно развивается в качестве самостоятельной отрасли мировой экономики.
Международный спортивный менеджмент как отрасль менеджмента изучает особенности управления мировой спортивной индустрией, специфику деятельности специальных ее субъектов, в первую очередь, международного спортивного движения и международных спортивных организаций, региональных и национальных спортивных федераций, лиг, ассоциаций, общественных организаций, а также деятельности спортивных клубов, команд, сборных команд на локальном уровне.
Предметом спортивного менеджмента является также организация и проведение спортивных соревнований и мероприятий на международном и национальном уровнях, построение современной инфраструктуры спорта, охватывающей управление спортивными объектами и сооружениями, спортивный ритейл, индустрию производства спортивного инвентаря, спортивную медицину и др.
Международный спортивный менеджмент призван обеспечить развитие всех видов спорта – взрослого, юношеского и детского, паралимпийского и сурдлимпийского, спорта высоких спортивных достижений и массового спорта.
Международный спортивный менеджмент способствует достижению высоких результатов в спорте, эффективному управлению спортивными организациями и, в конечном счете, получению прибыли, что достигается путем рационального использования материальных, нематериальных и трудовых ресурсов.
При этом современный международный спортивный менеджер должен добиться не только получение прибыли, но, в первую очередь, обеспечить своей деятельностью обеспечение высоких спортивных результатов на протяжении длительного времени.
Особое значение в рамках дисциплины уделяется построению системы эффективного взаимодействия между международным и национальным уровнями регулирования современного спорта, а также необходимости соответствия спортивных менеджеров международным квалификационным требованиям.
Основные темы курса:
- Современный спорт и система международного спортивного менеджмента.
- Инфраструктура современной спортивной индустрии.
- Международные требования к квалификации менеджмента.
- Трехуровневая модель управление спортом на международном, региональном и национальном уровнях.
- Отраслевая структура спорта. Виды спорта. Международные спортивные ассоциации и федерации по видам спорта.
- Управление спортом на национальном уровне. Виды спорта. Процедура признания видов спорта и реестры видов спорта.
- Национальные спортивные федерации: специфика управления.
- Национальные спортивные федерации как члены международных спортивных федераций.
- Национальные спортивные федерации и государство.
- Деятельность спортивных федераций на уровне субъектов РФ.
- Национальные сборные команды, организация их деятельности.
- Профессиональные спортивные лиги.
- Система управления спортивным клубом.
- Управление проектами в спортивном менеджменте.
- Управление спортивными объектами и сооружениями.
- Управление организацией спортивных соревнований.
- Менеджмент массовых спортивных мероприятий и соревнований.
- Проведение глобальных международных соревнований: международный и национальный опыт.
- Защита интеллектуальных прав в спорте на международном и национальном уровнях.
- Логистика в спорте.
- Управление рисками и антикризисное управление в области спорта.
- Комплаенс в спорте.
- Безопасность в спорте.
- Безопасность при проведении глобальных спортивных соревнований.
Основная литература
- Джексон Р. Руководство по спортивному администрированию / Р. Джексон. Минск : НОК Беларуси: Белорус, спорт.акад., 2006.
- Алексеев С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. - 687 с.
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Уч. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Билл Глед. Руководство национальной федерацией (справочное издание) – М.: Издательство "Олимпия Пресс", 2002.
- Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие М.: 2001г.
Международный спортивный маркетинг
Современный спортивный маркетинг играет ключевую роль в формировании и развитии спортивной и фитнес индустрии.
Острая конкуренция за потребителя в сфере спорта является мощным стимулом развития маркетингового инструментария, повышения значения маркетинга в достижении целей и задач спортивных организаций.
Мировая спортивная индустрия, в первую очередь, основываясь на особенностях развития спортивного движения, построения деятельности международных спортивных организаций, выработала специфичный маркетинговый инструментарий, позволяющий значительно повысить уровень коммерциализации мирового спорта, международных спортивных соревнований и мероприятий.
Особое внимание в рамках курса уделяется выработке и реализации маркетинговых стратегий, в первую очередь, управлению спортивными продуктами и услугами, а также организации эффективной деятельности маркетинговой службы в современной спортивной организации.
Современный спорт также невозможно представить без спонсорства, учитывая социальный характер большинства видов спорта (детский спорт, адаптивный спорт, молодежный спорт и др.).
Студенты должны в результате освоения курса уметь выстраивать работу со спонсорами, знать особенности спонсорской деятельности в различных направлениях спортивного менеджмента.
Основные темы курса:
- Международный спортивный маркетинг в глобальном мире.
- Маркетинговые стратегии в мировом спорте.
- Современный инструментарий международного спортивного маркетинга.
- Управление спортивными продуктами и услугами в мировой спортивной индустрии.
- Анализ среды и маркетинговые исследования в международном спортивном менеджменте.
- Удовлетворение потребностей клиентов на рынке спортивных товаров и услуг.
- Вывод спортивных продуктов и услуг на рынок.
- Каналы сбыта в международной спортивной индустрии.
- Интегрированные маркетинговые коммуникации в управлении спортивной индустрией, в том числе прямой маркетинг, маркетинг баз данных и онлайн-маркетинг.
- Увеличение доходов спортивных клубов за счет розничной торговли спортивными товарами, сувенирной и иной продукции.
- Ценообразование в спорте.
- Спонсорство в спорте.
- Реклама с участием «звезд».
- Как работать с партизанским маркетингом.
- Спонсорство спортивных организаций (клубов, лиг, ассоциаций, федераций).
- Спонсорство международных и национальных спортивных соревнований.
- Спонсорство спортивных объектов.
- Построение долгосрочных партнерских отношений со спонсорами.
- Маркетинговая служба спортивной организации.
- Модель компетенций руководителя маркетинговой службы спортивной организации.
- Оценка эффективности маркетинговой стратегии спортивной организации.
- Будущее спортивного маркетинга.
Основная литература
- Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность – М., СПб.: ООО "Вершина", 2006.
- Займан Серхио. Конец маркетинга, каким мы его знаем; Манн, Иванов и Фербер - Москва, 2010.
- Кеннеди Дэн. Секретное оружие маркетолога. Найдите ваше уникальное преимущество, превратите его в мощное рекламное сообщение и донесите до правильных клиентов; Гиппо - Москва, 2012.
- Котлер Филип, Шефф Джоанн. Все билеты проданы (стратегия маркетинга исполнительских искусств) - Москва, "Классика 21" (Harvard Business Review Press), 2012
- Левинсон Джей Конрад. Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 432.
- Маркетинг спорта. Под ред. Джона Бича и Саймона Чедвика. Пер с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 706 с.
- Ферран Ален и Торригиани Луиджино [Предисловие: Жан-Луп Шаппле]; Шампань, Иллинойс: Хьюман Кинетикс. Маркетинг Олимпийских спортивных организаций. - 2005. - 136 с.
- Ферран Ален, Шаппле Жан-Лу, а СегэнБену. Олимпийский маркетинг. Москва, Издательство «Рид Медиа», 2013.
Экономика спорта
Данный курс призван познакомить студентов с основными эмпирическими закономерностями и фундаментальными принципами функционирования экономики спортивной отрасли.
В теоретической части курса речь пойдет о механизмах регулирования спортивной индустрии (о формате спортивных лиг, об установлении зарплатных ограничений и об ограничении допуска иностранных спортсменов к участию во внутренних соревнованиях), о смежных рынках (рынок рекламы и букмерский рынок), об экономике мега-событий (олимпиад и чемпионатов мира).
В части курса, связанной с анализом данных, будет изучаться оценка спроса на ТВ-трансляции, предикторы успеха в спорте, формирование зарплат спортсменов.
Важную раздел курса будут составлять практические занятия, за время которых магистранты должны освоить необходимый эконометрический аппарат и приобрести навыки работы в статистических пакетах, чтобы использовать их при подготовке курсовых проектов и магистерской диссертации.
Основная литература
- Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. – М.: КноРус – 2006. – 320 с.
- Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие М.: 2001г.
- Починкин А.В. Экономика физической культуры и спорта. Монография. – М.: Советский спорт, 2011. – 328 с.
- С.Купер, С.Шимански. Футболономика. М.: Альпина паблишер, 2011 (пер. с англ.)
- S. Dobson, G.Goddard (2011, 2ed.) The Economics of Football. Cambridge University Press.
Управление человеческим капиталом в спортивной индустрии
Человеческий капитал ключевое конкурентное преимущество в современном мире. Спортивная индустрия в данном случае не является исключением из правил.
Более того сам спорт, как социальное явление, играет важнейшую роль в формировании человеческого капитала, в обучении и развитии личности, поддержании ее здоровья, трудоспособности, здорового образа жизни.
Система управления человеческим капиталом в сфере физической культуры и спорта традиционно обладает значительной спецификой.
Студенты должны понимать особенности функционирования всех ключевых управленческих подсистем на локальном уровне спортивной организации, в том числе подсистем найма (подбора, набора, отбора), адаптации, мотивации, обучения и развития, оценки, управления талантами и управления карьерой, особенно специализированного персонала, - спортсменов, тренеров, судей.
Ключевую роль в успешной деятельности спортивной организации играет формирование уникальной корпоративной культуры, как правило, направленной на достижение спортивного результата.
Основные темы курса:
- Роль и значение человеческого капитала в развитии спортивной индустрии.
- Стратегия управления человеческим капиталом спортивной организации.
- Формирование организационной культуры спортивной организации.
- Кадровая и организационно-штатная политика спортивной организации.
- Особенности найма персонала в спортивной организации.
- Специфика системы адаптации в спортивной организации.
- Мотивация персонала в спортивной организации.
- Обучение и развитие персонала в спортивной организации.
- Особенности оценки персонала в спортивной и организации.
- Управление карьерой и талантами в сфере спорта.
Основная литература
- Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. Пер. с англ. М., 2009.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
- Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение. Учеб. - практ. пособие. Пер. с англ. Т. Цехович и др. – Мн.: Новое знание, 2003.
- Кибанов А. Я. Управление персоналом. Учебник. – М., ИНФРА-М, 2017.
- Остервальдер А. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора/ Александр Остервальдер, Ив Пенье; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
- Сенге Питер М. и др. Танец перемен. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
- Шермерорн, Хант, Осборн. Организационное поведение. Пер. с англ. - СПб, Питер, 2004.
- Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. - СПб, Питер, 2004.
- Уэйберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Олимпийская литература, 2000. - 335 с.
- А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. Модули психологической структуры в спорте. - М.: Советский спорт, 2009.
Современная теория и методика физической культуры и спорта
Целью дисциплины является понимание будущими спортивными менеджерами системы современных научно-практических знаний, умений, навыков и компетенций в области теории и методики физической культуры.
Руководители спортивной и фитнес индустрии должны уметь обеспечивать необходимый уровень подготовки своих сотрудников, их соответствие профессиональным стандартам.
Современная теория и методика физической культуры и спорта способствует гармоничному развитию личности, ее вовлеченности в занятия физической культурой и спортом. Неоценим ее вклад и в формировании культуры здорового образа жизни.
Одна из ключевых задач физической культуры и спорта на нынешнем этапе - увеличение продолжительности жизни, профилактика смертности и снижение риска профессиональных заболеваний, повышение производительности труда лиц, вовлеченных в регулярные занятия физической культурой и спортом, а также снижение уровня профессионального стресса.
Магистранты также должны понимать значимость подбора в спорте высших достижений адекватных поставленным задачам средств и методов тренировки, в том числе необходимость определения величины нагрузок, адекватной возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата. Любые действия в сфере физической культуры и спорта, причиняющие вред психическому и физическому здоровью человека должны быть полностью исключены.
Особое значение в рамках курса будут иметь темы по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта, в том числе с использованием опробованных российских и зарубежных методик.
Основная литература
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., Академия, 2000.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
- Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
Международное и национальное спортивное право
Спортивное право играет ключевую роль в регулировании спортивных отношений на международном, региональном и национальном уровнях. Современное спортивное право является комплексной отраслью, соответственно, имеет межотраслевой, междисциплинарный и межинституциональный характер.
Дисциплина «Спортивное право» включает в себя общую и особенную часть.
I. Общая часть.
- Понятие, предмет, методы и принципы спортивного права России.
- Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации, их правовой статус.
- Источники спортивного права России и его место в российской правовой системе.
- Спортивные правоотношения.
II. Особенная часть.
- Правовое регулирование управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта.
- Правовые основы ресурсного и финансового обеспечения физической культуры и спорта.
- Правовые вопросы налоговых отношений в сфере физической культуры и спорта.
- Правовые основы организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий.
- Особенности правового регулирования рекламы и спонсорства в спорте.
- Правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере физической культуры и спорта.
- Регулирование борьбы с преступностью в области физической культуры и спорта.
- Правовые основы спортивной медицины и охраны здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
- Правовые основы противодействия применению допинга.
- Правовое регулирование рассмотрения и разрешения спортивных споров.
- Особое значение в сфере физической культуры и спорта играет правовое регулирование труда спортсменов, тренеров, судей.
- Предупреждение коррупционного поведения и конфликтов интересов в деятельности физкультурно-спортивных организаций.
- Профилактика преступности в спортивной индустрии.
- Правовые механизмы борьбы с дискриминацией и проявлениями расизма в современном спорте.
При изучении дисциплины планируется рассмотрение следующих тем, определяющих специфику правового статуса спортсменов, тренеров и судей:
- Возраст, с которого допускается заключение трудового договора со спортсменами.
- Содержание трудового договора со спортсменами, тренерами, судьями.
- Особенности трудового договора с несовершеннолетними спортсменами.
- Особенности изменения трудовых договоров со спортсменами, тренерами, судьями.
- Переходы (трансферы) профессиональных спортсменов.
- Виды переводов. Изменение обусловленных сторонами условий трудового договора.
- Отстранение от работы спортсменов, тренеров, судей.
- Особенности расторжения трудового договора со спортсменами, тренерами, судьями.
- Рабочее время спортсменов, тренеров, судей. Особенности рабочего времени. Режим рабочего времени. Учет рабочего времени.
- Особенности времени отдыха спортсменов, тренеров, судей.
- Социальная защита спортсменов, тренеров и судей.
- Охрана труда спортсменов, тренеров и судей
Дисциплина в своей специальной части предполагает погружение студентов в проблематику международного спортивного и олимпийского права, особенностей международной борьбы с преступностью в сфере спорта, разрешения международных спортивных споров. Особое внимание будет уделено правовому статусу и функционированию международных спортивных судов, в первую очередь, спортивного арбитражного суда в г. Лозанна.
Спортивное право предполагает также изучение большого количества специальных видов договоров, применяемых в указанной сфере, в том числе:
- Трудовой договор со спортсменом.
- Трудовой договор с тренером.
- Трансферный контракт и договор о компенсационных выплатах.
- Договор со спортивной судьей.
- Договор с членом сборной команды Российской Федерации. С членами сборных команд России общероссийские спортивные федерации, формирующие такие команды, могут заключать либо трудовые договоры, либо гражданско-правовые договоры оказания услуг.
- Договор оказания услуг по спортивной подготовке.
- Договор о передаче экономических прав в футболе. Заключение таких договоров в спортивном праве именуется термином «third party ownership» («владение третьих лиц» - с англ.).
- Договор о передаче прав на проведение соревнований. Организатором всероссийских спортивных соревнований являются общероссийские спортивные федерации, но далеко не все их них проводят эти соревнования самостоятельно. Согласно законодательству о спорте общероссийская спортивная федерация вправе делегировать проведение соревнований некоммерческой организации (спортивной лиге).
- Договор о передаче коммерческих прав в отношении соревнований.
- Спонсорский договор.
- Агентские договоры в спорте.
- Договор аренды объекта спорта.
Основная литература
- Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
- Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.
- Бриллиантова А.М., Кузин В.В., Кутепов М.Е. Международный спортивный арбитраж. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 452 с.
- Спортивное право России. Учебник для магистров. Блажеев В. В., Байрамов В. М., отв.ред. Д. И. Рогачев. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
- Moore C. Sports law and litigation. – Sutton Coldfield: CLT, 1997. – XXIV, 198 p.
- Buy F., Marmayou J.-M., Poracchia D., Rizzo F. Droit du Sport: Manuel. – 2ème édition. – Paris: Lgdj, 2009. – 922 p.
- Grispo A. Resolución de conflictos en el deporte. – Buenos Aires: Ad-Hoc, 2006. – 192 p.
- Kevan T. Sports personal injury: law and practice. – London: Sweet & Maxwell, 2002.
Дисциплины по выбору. Блок 1 (3 из 6)
Международное спортивное и олимпийское движение (на английском языке)
Международное спортивное движение действует в современном мире, основываясь на определенных идеалах, принципах, ценностях, правилах и стандартах.
Управление международным спортивным движением осуществляют международные спортивные организации, которые занимают особое место в мире спорта, формируя динамику его развитии.
Определяя ключевые принципы и задавая базовые стандарты и правила на международном уровне, по сути, они создают в каждом из современных видов спорта единую целостную систему, которая охватывает все уровни управления спортом, - от мирового и регионального до национального и локального.
Безусловно лидерские позиции в спортивной индустрии занимает олимпийское движение, возглавляемое МОК. Уже более 100 лет МОК является драйвером практически всех ключевых изменений в мире спорта, являясь одной из самых авторитетных международных организаций в мире.
Магистрантам необходимо в процессе изучения дисциплины понять место международных спортивных организаций в мире спорта, определить роль и значение профессионального спорта в международном спортивном движении, детально изучить специализацию всех ключевых международных спортивных организаций.
В ходе изучения данной дисциплины будут рассматриваться следующие основные темы:
- Международное спортивное движение.
- Роль и место олимпийского, паралимпийского, сурдлимпийского движения в организации международного спортивного движения.
- Международный Олимпийский Комитет (МОК): структура, полномочия, функционал.
- Международные спортивные организации: сущность, характерные особенности.
- Спортивная дипломатия. Диалог государств и международных спортивных организаций.
- Классификация международных спортивных организаций по кругу участников, характеру полномочий, выполняемым функциям, компетенции в сфере деятельности.
- Локализация международных спортивных организаций.
- Международные спортивные федерации по видам спорта.
- ФИФА: становление и развитие.
- Международные спортивные организации как организаторы глобальных спортивных соревнований.
- Финансовая деятельность и программы развития международных спортивных организаций.
- Спонсорская политика международных спортивных организаций.
- Защита международными спортивными организациями интеллектуальных прав.
- Объединение усилий международных спортивных организаций в борьбе с современными вызовами в области спорта.
- Антидопинговая политика международных спортивных организаций. WADA.
Основная литература
- Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013.
- Ален Ферран и Луиджино Торригиани [Предисловие: Жан-Луп Шаппле]; Шампань, Иллинойс: Хьюман Кинетикс. Маркетинг Олимпийских спортивных организаций. - 2005. - 136 с.
- Айрис Варнер и Линда Бимер. Межкультурная коммуникация в международной организации. - McGraw-Hill, Нью-Йорк. - 2005.
- Родиченко В.С. и др. Олимпийский учебник: учеб. пособие - М., 1999.
- S.R.Rosner and K.L.Shropshire. The Business of Sports. J&B Learning, 2011
- Slack, T. Understanding Sport Organizations: Application of Organizational Theory. / T.Slack, M.Parent. – 2nd ed. – Champaign. IL, Human Kinetics, 2006
Государственное и муниципальное управление сферой физической культуры и спорта
За последние десятилетия в Российской Федерации построена новая современная система государственного и муниципального управления сферой физической культуры и спорта. Особое значение в ее формировании сыграло принятие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Ключевую роль в системе государственного управления сферой физической культуры и спорта играет Министерство спорта Российской Федерации.
В настоящее время Минспортом России осуществляется системная работа по развитию сферы физической культуры и спорта по всем основным направлениям: физическому воспитанию и массовому спорту; детско-юношескому спорту и подготовке спортивного резерва; спорту высших достижений и профессиональному спорту.
На сегодняшний день к числу приоритетных задач сферы физической культуры и спорта относятся развитие детско-юношеского спорта, формирование эффективной системы отбора и выявления спортсменов для подготовки спортивного резерва.
Государственное регулирование в сфере спорта предусматривает меры, направленные на:
- совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
- стимулирование развития системы учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе модернизация их материально-технической базы;
- разработку современных программ спортивной подготовки, на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта;
- создание условий для развития детско-юношеского спорта по месту жительства.
Другим направлением совершенствования управления сферой физической культуры и спорта является регулирование деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций, влияющих на результаты выступления российских спортсменов.
Студент в результате освоения курса должен понимать особенности функционирования системы государственного и муниципального управления сферой физической культуры и спорта, знать права, обязанности и полномочия органов государственной власти на федеральном уровне в указанной сфере на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, а также муниципальном уровне.
Основные темы курса:
- Система государственного и муниципального управления сферой физической культуры и спорта.
- Государственная политика в сфере физической культуры и спорта.
- Минспорт РФ в системе государственного управления сферой физической культуры и спорта.
- Система государственной поддержки спорта в РФ.
- Развитие системы физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях.
- Подготовка и реализация государственных комплексных целевых программ развития в сфере физической культуры и спорта.
- Государственное и муниципальное управление спортивно-оздоровительной работой с населением.
- Государственные (муниципальные) учреждения спортивной подготовки.
- Эффективный контракт в государственных (муниципальных) учреждениях сферы физической культуры и спорта.
- Государственные учреждения спортивной подготовки: типология, особенности функционирования.
- Концепция развития системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.
- Государственно-частное партнерство в сфере физической культуры и спорта.
- Опыт государственно-частного партнерства в спорте за рубежом.
- Государственный контроль и надзор в сфере физической культуры и спорта: лицензионные и аккредитационные механизмы.
Основная литература
- Алексеев С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. - 687 с.
- Спортивное право России : учебник для магистров / Блажеев В.В., Байрамов В. М. и др.; отв. ред. Д. И. Рогачев. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
Финансы и налогообложение в сфере физической культуры и спорта
Эффективный финансовый менеджмент в сфере спорта - не только источник устойчивого развития спортивных организаций, но и, как правило, одно из ключевых условий достижения высоких устойчивых спортивных результатов.
Предотвращение различного рода злоупотреблений и правонарушений финансового и налогового характера – необходимое условие деятельности спортивной организации, поддержания ее имиджа, репутации и авторитета.
Студент по результатам освоения дисциплины должен понимать особенности функционирования системы финансового менеджмента в сфере спорта, уметь организовывать работу по финансовому планированию, бюджетированию, привлечению инвестиций и управлению вознаграждением в спортивной и фитнес организации.
Основные темы курса:
- Финансовый менеджмент в системе управления.
- Специфика финансового менеджмента в спортивной индустрии.
- Финансовая политика спортивной организации.
- Построение системы финансового менеджмента в спортивной организации.
- Fair-Play в спортивном менеджменте.
- Источники финансирования спортивной отрасли.
- Финансирование деятельности физкультурно-спортивных организаций на государственном и муниципальном уровнях.
- Формирование бизнес-плана и бюджета физкультурно-спортивной и фитнес организации.
- Формирование бизнес-плана и бюджета спортивного мероприятия и соревнования.
- Бизнес-план и бюджет международных спортивных соревнований.
- Инвестиции в спорте.
- Инвестиционная привлекательность различных сегментов рынка профессионального спорта. Инвестиционные риски.
- Успешные инвестиционные проекты на рынке профессионального спорта: международный и национальный опыт.
- Особенности налогообложения физкультурно-спортивных организаций.
- Отдельный порядок льготного режима налогообложения при проведении спортивных соревнований.
- Налоговые льготы в области физической культуры и спорта, особенности их применения.
- Управление вознаграждением в области спорта.
- Современные подходы к построению систем мотивации и материального стимулирования персонала спортивной организации.
- Системы оплаты труда спортивной организации.
- Стимулирующие (поощрительные) выплаты в системе мотивации спортсменов и тренеров.
- «Золотые парашюты» и опционные модели в спортивной индустрии.
- Финансовый контроль в сфере спорта.
Основная литература
- Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2013. – 590 с.
- Брусов П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование. –М.: КноРус, 2014. – 227 с.
- Данилин В. И. Финансовое и операционное планирование в корпорации. Методы и модели. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 616 с.
- Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бэйли Дж.В. Инвестиции. М.: Инфра-М, 200
- Этрилл П., Маклейн Э. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов. - М.: Альпина Паблишер, 2014. – 648 с.
- Хиггинз Р. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями. М.: И.Д. Вильямс,2013. – 468 с.
- Финансы и налогообложение организаций: учебник для магистров, обучающихся по направлениям «Финансы и кредит» и «Экономика» / Н.В. Балихина, М.Е. Косов, Т.Н. Оканова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 623 с. — (Серия «Magister»).
- Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: учебник для магистров, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», по программе «Налоги и налогообложение» / М.Е. Косов, Л.А.Крамаренко, Н.Д. Эриашвили. – м.; ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431 с. – (Серия Magister).
- Налоговый контроль в налоговом процессе: учебник / И.В. Осокина, М.Е. Косов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011 г.-448 с.
- Quirk, J. and Fort, R.D. (1992) Pay Dirt the Business of Professional Team Sports. Princeton: Princeton University Press.
Управление проектами в спорте
Целью дисциплины является формирование компетенций в области управления проектами как технологии реализации управленческих функций в современном спорте на международном и национальном уровнях.
Студенты должны овладеть методологией проектного менеджмента, освоить передовые отечественные и зарубежные разработки по управлению проектами в спортивной индустрии.
Будущие магистры также должны уметь самостоятельно организовывать проектную работу в спортивной организации.
Основные темы курса:
- Проект как объект управления.
- Системный подход к управлению проектом.
- Проекты в спорте.
- Лидерство и командообразование в проектной деятельности.
- Финансирование проекта.
- Спортивное мероприятие и соревнование как проект.
- Строительство спортивного сооружения как проект.
- Проекты в области государственного и муниципального управления физической культурой и спортом.
- Управление государственными программами в сфере физической культуры и спорта как проекты национального масштаба.
- Глобальные спортивные мероприятия как международные проекты.
Основная литература
- Аньшин В.М., Ильина О.Н. Исследование методологии оценки и анализ зрелости управления портфелем проектов в российских компаниях. – М.: ИНФРА-М, 2010
- Аньшин В. М., Демкин И. В., Никонов И.М., Царьков И.Н.. Модели управления портфелем проектов. М.: МАТИ, 2008
- Кендалл И.,Роллинз К. Современные методы управления портфелями проектов и опыт управления проектами: максимизация ROI – М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2004
- Rad P., Levin G. Project portfolio management. Tools and techniques, NY, 2006
- The standard for program management. Second edition, PMI, 2008
Антидопинговое регулирование
Особое значение в современном спорте играет соблюдение правил честной игры.
Попытки достижения результата любой ценой не только вредят самой системе спорта и противоречат духу и ценностям олимпийского движения, но приводят к множеству тяжких социальных последствий экономического, репутационного и личностного характера.
Коррупционный противоправный дух антидопинговой деятельности искажает саму сущность спорта, снижает к нему интерес, отталкивает от индустрии множество людей по всему миру, в том числе снижает уровень спонсорской поддержки.
Категорическая нетерпимость к любым формам допингового поведения должны знать базовым императивом в мире спорта.
В рамках дисциплины изучаются основные формы и методы борьбы с допингом, способы профилактики допингового поведения, ответственность за правонарушения в сфере допинга.
Основные темы курса:
- Международные антидопинговые этические нормы, правила, стандарты и программы.
- Антидопинговые кодексы, их значение.
- Национальный план по борьбе с допингом.
- Новая система антидопингового законодательства в Российской Федерации.
- Органы антидопинговой системы: особенности их компетенции, специфика взаимодействия.
- Виды нарушений антидопинговых правил. Субъекты ответственности
- Фиксация нарушений антидопинговых правил.
- Международный стандарт по тестированию и расследованиям.
- Запрещенный список, его характеристика и особенности применения.
- Правила отбора проб. Порядок и правила тестирования. Уведомление о неблагоприятном результате.
- Санкции за нарушение антидопинговых правил.
- Уголовная и административная ответственность за склонение спортсмена к использованию или использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.
- Международный спортивный арбитраж: практика рассмотрения споров по применению норм и правил антидопингового регулирования.
- Международный и национальный опыт реализации антидопинговых программ и планов антидопинговых мероприятий.
Основная литература
- Алексеев С. В. Международное спортивное право: учебник / под ред. Крашенинникова П.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 895 с.
- Алексеев С. В. Спортивное право: учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – 927 с.
- Алексеева А. П. Спортивная криминология: монография -2-е изд. Перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. -325 с.
- Спортивное право России : учебник для магистров / Блажеев В.В., Байрамов В. М. и др.; отв. ред. Д. И. Рогачев. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
Брендинг в спортивной индустрии
Одним из ключевых направлений современного спортивного маркетинга является брендинг. Строительство, капитализация и расширение спортивных брендов - необходимая профессиональная компетенция для магистрантов программы.
Особое внимание при освоении дисциплины уделяется особенностям расширения спортивного бренда, основаниям для запуска и преимуществам такого расширения, факторам успеха расширения брендов в спортивной индустрии.
При этом наиболее обсуждаемой проблемой в области международного спортивного брендинга остается тема соотношения материнских и новых брендов, в первую очередь, предполагающая необходимость учитывать значение преданности болельщиков уже сложившимся традиционным брендам.
Современные спортивные менеджеры и маркетологи должны осознавать все потенциальные риски, связанные с расширением бренда.
Основные темы курса:
- Торговая марка и бренд.
- Цели построения бренда по отношению к различным объектам спортивного маркетинга, основные выгоды сильных брендов.
- Объекты брендирования в спортивном маркетинге и в маркетинге через спорт.
- Модели построения спортивного бренда.
- Идентификаторы спортивного бренда.
- Позиционирование бренда.
- Управление брендами в спортивной индустрии.
- Аудит бренда и капитализация бренда.
Основная литература
- Аакер Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / Д.Аакер. - М.: Гребенников , 2003.
- Гэд Томас. 4D брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики; Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге - Москва, 2005.
- Кляйн Наоми No Logo. Люди против брэндов; Добрая книга - Москва, 2012.
- Котлер Филип, Шефф Джоанн. Все билеты проданы (стратегия маркетинга исполнительских искусств) - Москва, "Классика 21" (Harvard Business Review Press), 2012
- Маркетинг спорта. Под ред. Джона Бича и Саймона Чедвика. Пер с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 706 с.
Дисциплины по выбору. Блок 2 (3 из 6)
Футбольный менеджмент
Освоение дисциплины «Футбольный менеджмент» предполагает углубленную специализацию в данном виде спорта, в том числе изучение деятельности FIFA, UEFA, РФС, их ценностей, правил, стандартов, особенностей организаций и проведения спортивных соревнований.
Дисциплина включает в себя четыре взаимосвязанные части.
Менеджмент футбольного объекта, предусматривающий рассмотрение следующих вопросов.
- Натуральные поля: качество, инфраструктура, уход, пользовательские характеристики.
- Искусственные поля: характеристика полей разного уровня, инфраструктура, уход, пользовательские характеристики.
- Инфраструктура разновидностей футбола: мини-футбол, пляжный футбол. Требования к спортивным объектам для разновидностей футбола (мини-футбол, пляжный футбол).
- Инвентарь спортивный (футбол, разновидности футбола): Правило 1 (поле для игры: качество, разметка, технические характеристики), Правило 2 (мяч: технические характеристики, качественные характеристики, сравнение производителей).
- Сопровождающая инфраструктура (футбол, разновидности футбола): требования к инфраструктуре спортивного (футбольного) объекта, дополнительный инвентарь в соответствии с требованиями международных и внутренних регламентов соревнований, тренировочный инвентарь (требования и характеристики), сопутствующее обеспечение: медицина, вода, видео/фото сопровождение тренировочного/ соревновательного процесса.
- Требования к безопасности объекта, нормативно-правовая база использования футбольного объекта.
Менеджмент футбольных мероприятий.
- Менеджмент спортивных соревнований: Правила игры (футбол), Регламенты соревнований.
- Менеджмент соревнований по разновидностям футбола: (мини-футбол, пляжный футбол). Правила игры, инвентарь, Регламенты соревнований.
- Менеджмент образовательных мероприятий (тренеры, судьи): требования к инвентарю, к наполнению образовательных программ, к реализации образовательных программ. Нормативно-правовое обеспечение образовательных мероприятий.
- Менеджмент тренировочных мероприятий: характеристика методик развития/подготовки игрока, развития команды. Требования к сопровождению тренировочных мероприятий: инвентарь, инфраструктура, сопровождение (медицина, дополнительные элементы).
- Правила игры: футбол, разновидности футбола.
- Менеджмент массовых мероприятий по футболу: фестивали, праздники, краткосрочные турниры: организация, инвентарь, инфраструктура, судейство, сопровождение (медицина, вода, дополнительное инвентарное сопровождение /например, сувенирная продукция и призы/). Реализация комплексного подхода в массовых (футбольных) мероприятиях.
Менеджмент футбольных организаций.
- Управление футбольным клубом: нормы Законодательства РФ, регламентирующие документы FIFA, UEFA, РФС.
- Управление спортивной школой: нормы Законодательства РФ, регламентирующие документы FIFA, UEFA, РФС.
- Управление общественной организацией (федерация, ассоциация): нормы Законодательства РФ, регламентирующие документы FIFA, UEFA, РФС.
Управление человеческими ресурсами в футболе.
- Регулирование взаимоотношений клуб-игрок (законодательство РФ, регламенты FIFA, UEFA, РФС).
- Регулирование взаимоотношений клуб-тренер (законодательство РФ, регламенты FIFA, UEFA, РФС).
- Взаимоотношения тренер-игрок-клуб.
- Административный состав команды, особенности функционала.
- Кадровая политика футбольного клуба.
- Кадровая политика общественной организации: федерация, ассоциация.
Основная литература
- Hamil, S., Michie, J. and Oughton, C. (eds) (1999) The Business of Football: A Game of Two Halves. London: Mainstream Publishing.
- Девид Болховер, Крис Бреди. Футбол как модель бизнеса. - Баланс Бизнес Букс, 2005.
- Спортивное право России : учебник для магистров / Блажеев В.В., Байрамов В. М. и др.; отв. ред. Д. И. Рогачев. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
- Алексеев С. В. Футбольное право: теоретические основы. Монография. – М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014. – 212 с.
- Базыкин А. Е. Труд тренера: особенности заключения трудовых договоров и порядок рассмотрения споров с участием тренера. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2014. -188 с.
- Буянова М. О. Правовое регулирование охраны труда спортсменов в России и Германии (сравнительный аспект): монография. – М.: РУСАЙНС, 2016. – 142 с.
- Зайцев Ю., Рогачев Д. Трудовые будни в мире спорта: Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. – М.: Статут, 2012. – 182 с.
- Иглин А. В. Спорт и право (международный аспект): монография. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 296 с.
- Прокопец М., Рогачев Д., Вегер Ф. де Разрешение футбольных споров: Анализ практики Палаты по разрешению споров ФИФА, РФС и Спортивного арбитражного суда (г. Лозанна). – М.: Статут, 2012. – 488 с.
Хоккейный менеджмент
Освоение дисциплины «Хоккейный менеджмент» предполагает углубленную специализацию в данном виде спорта, в том числе изучение деятельности IIHF, ФХР, ПХЛ, их ценностей, правил, стандартов, особенностей организаций и проведения спортивных соревнований.
Дисциплина включает в себя четыре взаимосвязанные части.
Менеджмент хоккейного объекта, предусматривающий рассмотрение следующих вопросов.
- Поля: качество, инфраструктура, уход, пользовательские характеристики.
- Инфраструктура разновидностей хоккея.
- Спортивный инвентарь. Правило 1 (поле для игры: качество, разметка, технические характеристики), Правило 2 (шайба: технические характеристики, качественные характеристики, сравнение производителей).
- Сопровождающая инфраструктура: требования к инфраструктуре спортивного (хоккейного) объекта, дополнительный инвентарь в соответствии с требованиями международных и внутренних регламентов соревнований, тренировочный инвентарь (требования и характеристики), сопутствующее обеспечение: медицина, вода, видео/фото сопровождение тренировочного/ соревновательного процесса.
- Требования к безопасности объекта, нормативно-правовая база использования хоккейного объекта.
Менеджмент хоккейных мероприятий.
- Менеджмент хоккейных соревнований: Правила игры (хоккей), Регламенты соревнований (25 Чемпионатов мира IIHF в 5 категориях, Хоккейная лига чемпионов)
- Менеджмент соревнований по разновидностям хоккея. Правила игры, инвентарь, Регламенты соревнований.
- Менеджмент образовательных мероприятий (тренеры, судьи): требования к инвентарю, к наполнению образовательных программ, к реализации образовательных программ. Нормативно-правовое обеспечение образовательных мероприятий.
- Менеджмент тренировочных мероприятий: характеристика методик развития/подготовки игрока, развития команды. Требования к сопровождению тренировочных мероприятий: инвентарь, инфраструктура, сопровождение (медицина, дополнительные элементы).
- Правила игры: хоккей, разновидности хоккея (инлайн-хоккей и др.).
- Менеджмент массовых мероприятий по хоккею: фестивали, праздники, краткосрочные турниры: организация, инвентарь, инфраструктура, судейство, сопровождение (медицина, вода, дополнительное инвентарное сопровождение /например, сувенирная продукция и призы/). Реализация комплексного подхода в массовых (хоккейных) мероприятиях.
Менеджмент хоккейных организаций (IIHF, ФХР, ПХЛ).
- Управление хоккейным клубом.
- Управление общественной организацией.
Управление человеческими ресурсами в хоккее.
- Регулирование взаимоотношений клуб-игрок (действующее законодательство, Регламенты IIHF, ФХР, ПХЛ).
- Регулирование взаимоотношений клуб-тренер (действующее законодательство, Регламенты IIHF, ФХР, ПХЛ).
- Взаимоотношения тренер-игрок-клуб.
- Административный состав команды, особенности функционала.
- Кадровая политика хоккейного клуба.
- Кадровая политика общественной организации: федерации, ассоциации.
Основная литература
- Михно Л. В. Менеджмент в профессиональном хоккее. Учебник. – М., Советский спорт, 2007. – 380 с.
- Савин В. П. Теория и методика хоккея. Учебник. – М.: Академия, 2003.
- Алексеев С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. - 687 с.
- Базыкин А. Е. Труд тренера: особенности заключения трудовых договоров и порядок рассмотрения споров с участием тренера. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2014. -188 с.
- Буянова М. О. Правовое регулирование охраны труда спортсменов в России и Германии (сравнительный аспект): монография. – М.: РУСАЙНС, 2016. – 142 с.
Фитнес-менеджмент
Студенты в рамках освоения дисциплины должны понимать место и роль фитнеса в массовом спорте, его особое место в спортивной и фитнес индустрии.
Одной из ключевых проблем развития фитнеса в России является сильная децентрализация процессов на фитнес-рынке, отсутствие единого профессионального сообщества, недостаточное правовое регулирование, неопределенность правил открытия фитнес-организаций и оказания фитнес-услуг. Кроме того, в отрасли не созданы работающие механизмы лицензирования, аккредитации, контроля качества, а также не разработаны требования к квалификации персонала.
Студенты должны понимать особенности управления фитнес-организацией, в том числе фитнес-клубом, а также уметь:
- планировать, контролировать и анализировать деятельность фитнес-организации (фитнес-клуба);
- организовывать эффективное взаимодействие структурных подразделений фитнес-организации (фитнес-клуба);
- обеспечивать выполнение показателей эффективности фитнес-организации (фитнес-клуба);
- организовывать обеспечение квалифицированными кадрами фитнес-организацию (фитнес-клуб), в том числе путем построения системы обучения персонала
- эффективно применять правовые нормы при управлении фитнес-организацией (фитнес-клубом);
- применять в управлении фитнес-организацией современные технологии в области управления человеческими ресурсами.
Особое внимание в ходе работы на мастерской будет уделено изучению лучших мировых и отечественных практик управления фитнес-организациями.
Большое значение в построении эффективной современной фитнес-организации имеет знание базовых стандартов деятельности сферы фитнеса, определяемых крупнейшими международными организациями, в том числе Международной Федерации Спорта, Аэробики и Фитнес (FISAF Int), которая осуществляет значительную работу по стандартизации деятельности в отрасли.
Основные темы курса:
- Феномен фитнеса в современном мире. Современные исследования в области фитнеса.
- Фитнес-менеджмент как отрасль современного менеджмента. Стратегия развития фитнеса в мире и России.
- Миссия фитнеса.
- Система менеджмента в фитнес-индустрии: комплексный подход, инструменты и технологии. Эффективные модели управления фитнес-организацией.
- Стратегический маркетинг в фитнес-индустрии.
- Формирование бренда фитнес-организации.
- Внутренний маркетинг в фитнес-организации.
- Мониторинг эффективности функционирования фитнес-организации.
- Особенности планирования работы и система отчетности в фитнес-организации.
- Стандарты качества оказания фитнес-услуг. Ключевые факторы качественного сервиса в фитнес-индустрии.
- Клиентоориентированный подход в фитнес-менеджменте.
- Ведение клиента в фитнес-организации. Фитнес-консультирование.
- Мотивация клиента к персональному тренингу. Формирование потребностей клиента. Построение долгосрочных отношений с клиентом.
- Фитнес, как сопутствующий бизнес. Продвижение дополнительных фитнес-услуг. Фактор сезонности в фитнес-индустрии.
- Ключевые компетенции фитнес-менеджера.
- Развитие корпоративных коммуникаций в фитнес-организации.
- Деловой этикет и протокол.
- Деловые коммуникации и переговоры с клиентом в фитнес-клубе.
- Технологии работы с ключевыми клиентами фитнес-клуба.
- Работа с возражениями клиента в сфере фитнеса.
- Тенденции развития современного фитнес-оборудования. Управление эффективностью фитнес-оборудования
- Фитнес-клуб как стартап.
- Проектирование помещений клуба и закупка необходимого оборудования.
- Бизнес-план фитнес клуба.
- Типичные ошибки стартапов в фитнесе и возможные способы их устранения.
- Управление человеческими ресурсами в фитнес-организации.
- Особенности функционирования систем мотивации и оценки персонала в фитнес-организации.
- Управление карьерой и талантами фитнес-организации. Система обучения и развития фитнес-персонала.
- Защита конфиденциальной информации, персональных данных и коммерческой тайны в сфере фитнеса.
- Менеджмент детского фитнеса.
Основная литература
- Алексеев С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. - 687 с.
- Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной сферы физической культуры. Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: Физическая культура, 2006. – 400 с.
- Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации. Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: Советский спорт, 2006. – 464 с.
- Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Уч. пособие. Гриф УМО. – М.: Советский спорт, 2013. – 264 с.
- Сладкова Н.А. Рекомендации для руководителей физкультурно-оздоровительных клубов по организации занятий физической культурой и спортом и распределению спортсменов на группы по степени функционнальных возможностей. – М.: Советский спорт, 2012. – 216 с.
- Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие. 2-е изд. Гриф УМО. – М.: Советский спорт, 2015. – 240 с.
- Филиппов С.С. Менеджмент в сфере фитнес-услуг: организационно-правовые аспекты. – М.: Советский спорт, 2015. – 256 с.
- Хоули Эдвард Т., Дон Френкс Б. Оздоровительный фитнес. Киев: Олимпийская литература, 2000. -367 с.
Адаптивный спорт. Паралимпийское и сурдлимпийское движение
Для освоения учебной дисциплины «Адаптивный спорт. Паралимпийское и сурдлимпийское движение» необходимо формирование у студентов понимания социальной миссии физической культуры и спорта в современном мире, их роли в формировании, социализации и развитии личности с учётом особенностей состояния здоровья, физического развития и наличия заболеваний.
У магистрантов необходимо сформировать навыки построения оздоровительных систем в области физической культуры, спорта и фитнеса, направленные на формирование здорового образа жизни, а также профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Студенты должны знать базовые принципы Паралимпийского и сурдлимпийского движения, особенности структуры органов управления международными и национальными организациями, функционирующими в области адаптивного спорта, их полномочия и права.
Также в рамках дисциплины будут рассматриваться вопросы построения эффективной системы управления организациями и учреждениями в области адаптивного спорта.
Участие адаптивного спорта в создании безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями – ключевая задача органов государственного и муниципального управления не только в России, но и в мире.
Основные темы курса:
- Место и роль системы адаптивного спорта в современном спортивном движении.
- Паралимпийское и сурдлимпийское движение на международном и национальном уровнях.
- Особенности системы управления адаптивным спортом.
- Организации системы адаптивного спорта, их миссия, особенности статуса.
- Специфика организации соревнований в сфере адаптивного спорта.
- Здоровый образ жизни.
- Создание безбарьерной среды в сфере физической культуры и спорта, в фитнес-индустрии.
Основная литература
- Василенко С.Г. Адаптивная физическая культура: Учебно-методическое пособие. – Витебск, 2010. - 29с.
- Василенко С.Г. Теория адаптивной физической культуры: Учебно-методическое пособие. - Витебск, 2011. - 31 с.
- Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.,2012. – 448 с.
- Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. - М., 2010. – 240 с.
- Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М., 2011.
Управление киберспортом
Соревнования по Киберспорту впервые проведены на Азиатских играх в 2005 году. Международная федерация компьютерного спорта /The International e-Sports Federation (IeSF)/ сегодня включает в себя 48 стран, в том числе Федерация компьютерного спорта России (ФКС). в соответствии с Приказом Минспорта РФ от 16 марта 2017 г. компьютерный спорт сегодня официально включен во второй раздел Всероссийского реестра видов спорта «Виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне».
Компьютерный спорт в России включает в себя 4 спортивные дисциплины:
- «Боевая арена»
- «Соревновательные головоломки»
- «Стратегия в реальном времени»
- «Технический симулятор»
В ФКС 56 региональных отделений, 9 аккредитованных региональных спортивных федераций, 250 постоянных членов физических лиц.
Федерацией организуется ежегодно более десяти спортивных соревнований, в которых ежегодно участвует более 150 тысяч человек.
Сегодня в России рассматривается возможность введения двух новых спортивных дисциплин:
- «Шутеры» (симуляторы стрелкового боя; командная игра)
- «Файтинги» (симуляторы боевого единоборства, контактного боя).
Таким образом, управление киберспортом является не только новым видом спорта, но и одним из наиболее перспективных современных направлений спортивного менеджмента.
В рамках учебной дисциплины планируется подробно рассмотреть развитие компьютерного спорта как вида спорта, особенности проведения спортивных соревнований в киберспорте, изучить специальные требования к инвентарю и оборудованию в компьютерном спорте.
Основная литература
- Джесси Рассел, Киберспорт. – VSD, 2013.
- Sirlin David - Playing to win - - http://www.sirlin.net/ptw.
- Roland Li - Good Luck have Fun.
- Taylor T.L. - Raising the Stakes: E-Sports and the Professionalization of Computer Gaming - MIT Press.
Международные спортивные коммуникации (на английском языке)
Современный спорт явление, построенное, в первую очередь, на коммуникациях.
Выстраивание эффективных коммуникаций – ключевая задача спортивного менеджера на любых уровнях его управленческой деятельности.
Совершенное владение коммуникационными компетенциями – залог успеха в профессиональной деятельности в мире спорта.
В рамках дисциплины рассматриваются особенности построения спортивных коммуникаций как в глобальном масштабе, так и на уровне спортивной организации.
Особое внимание уделяется построению системы эффективных коммуникаций на локальном уровне, в первую очередь, путем организации работы дирекции по коммуникациям и пресс-службы.
Современный спорт невозможно себе представить без спортивных СМИ и социальных сетей, соответственно, грамотное построение взаимодействия с ними, - одна из важнейших задач топ-менеджмента любого спортивного клуба, ассоциации, лиги, федерации и сборной команды.
Значительное внимание в рамках курса уделяется формированию личностных коммуникационных навыков студентов.
Основные темы курса:
- Современные спортивные коммуникации.
- Субъекты процесса спортивных коммуникаций.
- Партнерские программы международных организаций в сфере управления коммуникациями.
- Каналы взаимодействия с потребителями и распределение потребительских потоков.
- Спортивные СМИ.
- TV права и охват аудитории трансляцией спортивных мероприятий (соревнований).
- Социальные сети и современные коммуникационные технологии в спорте.
- Компетентность директора по коммуникациям спортивной организации.
- Деловой этикет и протокол в спорте.
- Развитие коммуникаций в спортивной организации.
- Имидж спортивной организации.
- Спортивный PR и GR.
- Пресс-служба спортивной организации.
- Презентации и публичные мероприятия в спорте.
- Деловые встречи и переговоры в спорте.
- Спортивный тайм-менеджмент.
- Управление конфликтами в спорте.
- Стресс-менеджмент в сфере спорта.
- Современный IT-технологии в спорте.
Основная литература
- Филип Котлер, Джоанн Шефф. Все билеты проданы (стратегия маркетинга исполнительских искусств) - Москва, "Классика 21" (Harvard Business Review Press), 2012.
- Архангельский Г. Тайм-менеджмент, М:МФПА, 2010. -320 с.
- Кови С.Р. Семь привычек высокоэффективных людей, М:Альпина Паблишер, 2015, -256с.
- Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
- Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004.
- Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – Серия «Классика Harvard Business Review».
- Герзон М. Лидерство через конфликт: Как лидеры – посредники превращают разногласия в возможности. Пер. с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.
- Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. – СПб.: Речь, 2004.
- Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.
- Джеррольд Гринберг. Управление стрессом. 7-изд. – СПб: Питер, 2004.
- Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. – М.: Интерпракс, 1992.
- Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе/ Авт.-сост. Кузнецов И.Н. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.
- Ульяновский А.В. Технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса. М.: Эксмо, 2008. – 400 с.