• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология научных исследований в менеджменте

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой развернутое «введение в специальность» академического исследователя в области бизнеса и менеджмента. Дисциплина призвана создать научную основу для проведения исследований в менеджменте. Она поможет объединить в единую систему разнообразные исследования, проводящиеся в современном бизнесе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка студентов к деятельности в качестве корпоративного аналитика, консультанта либо академического исследователя
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Получение студентами представления о фундаментальных и прикладных знаниях и технологиях получаемых с помощью применения научного поиска.
  • 1. По результатам освоения данного раздела студенты должны продемонстрировать способность выявить основные формулировки феномена и исследовательских конструкт.
  • 2. Разделить данные формулировки на доминирующие и альтернативные.
  • 3. По возможности выделить неточности и противоречия в формулировках феномена и конструкта.
  • Способность воспользоваться инструментариями исследований с соответствующим выборке, типу и характеру имеющихся данных об объекте исследования.
  • 1. Способность выбрать и установить продуктивный рабочий контакт с научным руководителем.
  • 2. Способность и формирование внутренней готовности следовать предложенному научным руководителем способу, методам и алгоритмам подготовки магистерской диссертации.
  • 3. Способность выдерживать установленные научным руководителем сроки выполнения отдельных видов работ.
  • 4. Способность создать связанный, грамматически и стилистически грамотный текст.
  • 5. Способность создать краткую и информативную письменную презентацию по результатам исследования.
  • 6. Способность внятно и убедительно провести устную презентацию по результатам исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Смысл научного исследования в области менеджмента и бизнеса применительно к ВКР
    Общие задачи научной деятельности в бизнесе и менеджменте. Смысл подготовки научного исследования. «Гуманистическая парадигма» исследований. Этические проблемы исследований в области бизнеса и менеджмента. Критерии оценки качества исследования. Представление о валидности научного знания. Критерии полезности управленческой теории. Типы управленческих исследований Феномены и процессы как объекты и предметы исследований. Планирование исследовательского проекта. Научные исследования и управленческая деятельность – формы взаимосвязи. Синтез исследовательских методов в реальном проекте.
  • Тема 2. Построение тезауруса и анализ академических источников применительно к ВКР
    Структура академических источников и виды научных публикаций. Система оценки и признания научных публикаций. Работа с неэлектронными источниками. Основные электронные базы научных публикаций. Построение исходного тезауруса. Выделение научных школ, направлений, подходов. Основные журналы, синтезирующие научные достижения в области менеджмента и бизнеса. Доработка исходного тезауруса. Построение «карты поля» различными методами. Основные социальные сети исследователей. Researchgate – способы работы и получения костомизированной поддержки. Принципы аннотирования, каталогизирования и архивации отобранных научных публикаций. Подготовка критического обзора научной литературы по теме.
  • Тема 3. Качественный и количественный анализ данных применительно к ВКР
    Процессы в бизнесе и менеджменте. Информационные источники – артефакты, распорядительные документы, нефинансовые отчеты, финансовые отчеты, данные интервью и опросов, вторичные данные (аналитические обзоры, академические публикации). Способы сбора данных – архивное исследование, “action research”, включенное наблюдение, интервью и опросы, работа с вторичными данными. Способы обработки отдельных видов данных. Основные качественные методы, их применимость и ограниченность. Понятие «теоретического насыщения». Этика презентации результатов качественных исследований. Основные количественные методы. Понятие репрезентативности данных и валидности статистических процедур обработки и презентации результатов. Этика презентации результатов количественных исследований.
  • Тема 4. Технологии подготовки магистерской диссертации НИУ ВШЭ и ее структура (итог).
    Смысл подготовки магистерской диссертации. Допустимые виды магистерских диссертаций. Критерии оценки качества магистерской диссертации НИУ ВШЭ. Планирование исследовательского проекта. Типы исследовательской технологии – синтез исследовательских методов в реальном проекте. Принятые взаимные обязательства студентов и преподавателей НИУ ВШЭ. Алгоритм поиска, отбора и организации взаимодействия с научным руководителем. Стандарты оформления диссертационной работы и приемы подготовки и проведения презентации. Меню пост-диссертационного банкета.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение занятий и работа в аудитории
  • неблокирующий Индивидуальная презентация по теме 2
  • неблокирующий Коллективная презентация по теме 3
  • неблокирующий Индивидуальная презентация по теме 4
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Индивидуальная презентация по теме 2 + 0.1 * Индивидуальная презентация по теме 4 + 0.1 * Коллективная презентация по теме 3 + 0.1 * Посещение занятий и работа в аудитории + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • O’Gorman, K., & MacIntosh, R. (2015). Research Methods for Business and Management : A Guide to Writing Your Dissertation (Vol. Second edition). Oxford, England: Goodfellow Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229969

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lancaster, Geoff. Research Methods in Management : A Concise Introduction to Research in Management and Business Consultancy, Routledge, 2004.
  • Quimby, E., & Ebook Library. (2012). Doing Qualitative Community Research : Lessons for Faculty, Students and Communities. [Sharjah, U.A.E.]: Bentham Science Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=500704
  • Somekh, B. (2006). Action Research : A Methodology for Change and Development. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234120
  • Sreejesh, S., Anusree, M. R., & Mohapatra, S. (2014). Business Research Methods : An Applied Orientation. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=621472
  • Welch, C., & Marschan-Piekkari, R. (2004). Handbook of Qualitative Research Methods for International Business. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473073