• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цикл деловой разведки

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
13
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Основная базовая дисциплина магистерской программы. Формирует научное понимание информационной картины современного бизнеса. Дает актуальные знания, позволяет выработать необходимые умения и навыки проведения различных мероприятий деловой разведки в различных отраслях экономики и с различными целями. Дисциплина также позволяет применить базовые разделы менеджмента к сфере формирования и развития функции деловой разведки. Разработанные системные подходы позволят построить систему деловой разведки в полном соответствии с действующим законодательством. В широком смысле, раскрываемая в дисциплине система деловой разведки в равной степени может быть применена (с учетом специфики) и в других отраслях деятельности (к примеру, в повседневной деятельности общественных объединений и политических партий, при организации спортивных, выставочных, конгрессных и иных массовых мероприятий. Освоившие дисциплину студенты смогут в последующем уверенно собирать и анализировать достоверную информацию в любой среде.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение глубокими и системными знаниями технологий ведения аналитической работы в деловой разведке
  • формирование научного понимания информационной картины современного бизнеса
  • формирование навыков ведения деловой разведки с применением информационно-аналитических систем
  • овладение специальной терминологией в сфере конкурентной разведки
  • подготовка к будущей профессиональной деятельности в сфере управления бизнесом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • описывать основные источники информации, информационные ресурсы и процессы, используемые в интересах деловой разведки
  • аргументировать собственные тезисы с приведением доказательств и использованием профессиональной терминологии в устной, письменной и наглядно-демонстративной форме
  • различать модели информационных процессов в бизнесе и соответствующие им направления сбора деловой информации
  • различать и толковать регулятивные и охранительные нормы права в деловой разведке
  • сравнивать особенности доступа к информации на порталах и сайтах организаций
  • идентифицировать основные виды информации, доступные в различных социальных сетях
  • применять технологии поиска по открытым данным в открытом и теневом Интернете
  • разрабатывать технологии поиска информации в рамках поставленной задачи согласно критериям: относимости, достоверности, полноты, непротиворечивости и др.
  • применять технологии защиты собственной станции от инцидентов при ведении поиска в сети Интернет
  • сравнивать возможности российских и зарубежных информационно-аналитических систем для решения задач деловой разведки
  • проверять контрагентов компаний и выявлять признаки недобросовестного поведения на рынке с использованием информационно-аналитических систем
  • аргументировать результаты практического решения задач деловой разведки с использованием информационно-аналитических систем
  • объяснять особенности психологии межличностного общения
  • сравнивать особенности ролевой деятельности делового разведчика при решении различных целевых задач
  • иллюстрировать результаты решения задач деловой разведки для различных категорий заказчиков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел I. Теория информации. Общие вопросы деловой разведки</span></strong>. Тема 1. Общая теория информации. Информационные ресурсы компаний.
    Основные положения общей теории информации. Классификация информации. Информация через неопределенность. Количественный и качественный подход к информации. Роль информации в кибернетике. Петли обратной связи. Информационный контур и информационное поле предприятия. Уязвимость процессов накопления знаний. Информационное противоборство, как инструмент выживания в конкурентной борьбе.
  • Тема 2. Информационные ресурсы предприятия.
    Понятие информационных ресурсов предприятия. Структура информационных ресурсов предприятия. Информационные системы. Базы больших данных «big data». Теория информации и информационные системы. Классификация информационных систем.
  • Тема 3. Открытые информационные ресурсы государства.
    Категории информационных систем для обработки различных типов данных. Основные характеристики информационных процессов. Категории информационных систем и процессов, поддерживающие различные типы решений. Примеры бизнес – приложений. Мультиагентная система ведения бизнеса. Взаимосвязь основных элементов в рамках концепции сетецентрического противоборства в бизнесе.
  • Тема 4. Российский рынок профессиональных информационных услуг.
    Понятие транзакции. Виды трансакций. Понятие транзакционных издержек. Виды транзакционных издержек. Классификация транзакционных издержек (Милгром и Робертс). Издержки поиска информации. Издержки ведения переговоров. Издержки заключения контрактов. Издержки мониторинга. Издержки принуждения к выполнению контракта. Издержки защиты от третьих лиц. Факторы, влияющие на информационные издержки. Оценка трансакционных издержек. Актуальность проблемы измерения транзакционных издержек.
  • Тема 5. Информационные ресурсы в зарубежных странах.
    Угрозы исходят не только от конкурентов. Разведывательный цикл обработки информации и его развитие (Модель «4С» Collection, Conditioning, Cooperation, Coordination). Место ключевых тем разведки в разведывательном цикле. Цикл Деминга – Шухарта и спираль Джурана. Что может дать конкурентная разведка бизнесу? Информационные блага (по Е. Л. Ющуку). По каким направлениям и как эти знания можно получить. Основные источники информации. Реализация риск ориентированного подхода. Процесс риск-менеджмента. Система основных рисков компании.
  • Тема 6. Международный рынок профессиональных информационных услуг.
    Регулятивные нормы права в сфере деловой разведки. Права обладателя информации. Право на доступ к информации. Информация, к которой доступ не может быть ограничен. Ограничение доступа к информации. Частная детективная и охранная деятельность. Охранительные нормы права в сфере деловой разведки. Виды ответственности за нарушение ФЗ «Об информации…». Промышленный шпионаж. Неправомерное использование инсайдерской информации.
  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел II. Источники информации о юридических и физических лицах</span></strong>. Тема 7. Порталы и сайты организаций.
    Классификация порталов организаций. Основные уязвимости порталов и сайтов и их использование для деловой разведки.
  • Тема 8. Государственные информационные ресурсы.
    Виды мировых информационных ресурсов. Виды доступа к услугам. Поставщики информации. Профессиональные базы данных. Информационные корпорации и агентства. Государственные и региональные информационные ресурсы. Структура государственных информационных ресурсов. Библиотечная сеть России. Информационные ресурсы архивного фонда. Статистическая информация. Научно-техническая информация. Ведущие агентства на российском рынке информационных ресурсов. Региональные (городские, муниципальные) информационные ресурсы. Информационные ресурсы предприятия.
  • Тема 9. Система бюро кредитных историй.
    Зачем нужны кредитные истории. Цикл кредитования. Виды кредитных историй и сведения в них содержащиеся. Регулирование деятельности бюро кредитных историй.
  • Тема 10. Социальные сети.
    Социальная сеть, как источник информации для деловой разведки. Какая информация может быть получена в сети. Данные о человеке. Данные о компании. Данные о событии, ситуации, проблеме. Направления сбора информации и основные технологии.
  • Тема 11. Ресурсы Интернета.
    Интернет как среда бизнес-разведки. Видимый интернет: сайты, порталы, базы данных, поисковые системы, форумы, блоги, чаты, интернет-сервисы, ленты новостей. Невидимый интернет: невидимые страницы, открытые папки, FTP-сервера, старые версии сайтов, временные документы, закрытые ресурсы, пиратские базы.
  • Тема 12. Иные источники информации.
    Открытые данные их виды и содержание. Места хранения и доступа, порядок предоставления информации. Интегральные системы сбора и предоставления данных.
  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел III. Поиск информации на основе ресурсов Интернета</span></strong>. Тема 13. В Интернете остаются следы поисковой деятельности.
    Как устроен интернет и его особенности. Анонимность в интернете: возможность или реальность? Как обеспечить анонимность. Технологии сокрытия следов поиска в Интернете.
  • Тема 14. Поисковые сервисы открытого Интернета.
    Как устроены поисковики. Основные поисковые системы мира и их распределение. Разные поисковые машины покрывают разные части Интернета. Российские поисковые системы. Базовые технологии информационного поиска в Интернете. Основные операторы поисковиков и их применение. Как правильно построить сложный запрос. Тактика поиска информации о человеке. Поисковые сервисы и электронные каталоги.
  • Тема 15. Дополнительные возможности открытого поиска.
    Основные ресурсы открытого доступа. Технологии базового поиска при работе в научных электронных библиотеках. Введение в технологию OSINT. Реестр доменов, DomainBigData. Метаданные, как дополнительный источник информации.
  • Тема 16. Поисковые возможности теневого Интернета.
    Как можно искать то, что не видно. Особенности работы в «Сером» и глубинном Интернете. «Забытые» файлы и как до них добраться. Прогнозируемые имена файлов и что можно из них узнать. Технологии использования для поиска ftp – серверов.
  • Тема 17. Особенности поиска в зарубежных доменах.
    Что такое Whois-контакты и зачем они нужны. Создание Whois-контакта для международных и зарубежных доменов. Изменение Whois-контакта для международных и зарубежных доменов.
  • Тема 18. Защита собственной станции от инцидентов.
    Анонимное использование Интернета. Зачем нужна анонимность. Программные средства для работы с Интернетом. Повышение анонимности и безопасности браузеров. Защита электронной почты. Программы сетевого общения. Распределенная анонимная сеть Tor. Предотвращение утечки конфиденциальных данных на устройствах хранения. Настройка ОС и защитные меры общего характера. Пароли. Инструменты для проверки защищенности системы вручную.
  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел IV. Информационно-аналитические системы </span></strong>. Тема 19. Виды и классификация информационно-аналитических систем.
    Средства построения хранилищ и витрин данных (data warehouse). Инструменты оперативной аналитической обработки (On-Line Analytical Processing, OLAP) и прочие средства многомерного анализа. Информационно-аналитические системы и системы поддержки и принятия решений (Decision Support Systems, DSS). Средства интеллектуальной добычи данных (data mining). Инструменты конечного пользователя для выполнения запросов и построения отчетов
  • Тема 20. Российский рынок информационно-аналитических систем
    Состояние рынка информационно-аналитических систем в России, его капитализация. Перспективы и основные направления развития систем.
  • Тема 21. Система графического анализа компаний Национального кредитного бюро
    Информация о компаниях и физических лицах. Введение в предметную область. “Система графического анализа данных об аффилированных лицах и конечных бенефициарах”. Функции и инструменты управления. Прикладные решения. Аффилированные лица. Поиск связанных и зависимых лиц, лиц, входящих в группу. Оптимизация поиска связей. Поиск связей между двумя компаниями. Поиск связей между физическими лицами. Актуализация данных о физических лицах и о компаниях. Анализ косвенных (вероятных) связей. Исследование связей в группе и их интерпретация.
  • Тема 22. Система iRule и области её применения
    Основные элементы архитектуры системы. Технологии iRule. Анализ связей, анализ потоков, анализ многомерных данных с использованием OLAP-технологий, анализ многомерных данных с использованием OLAP-технологий, Табличный и кросс-табличный анализ, картографический анализ. Решения на основе технологий iRule.
  • Тема 23. Зарубежные информационно-аналитические системы.
    Платформы для обработки структурированных и неструктурированных данных. Аналитика в социальных сетях. Общая схема интегрированной платформы на примере IBM. Имплементация новых метаданных и инструментов в платформу. Основные элементы архитектуры системы IBM i2. Аналитика и сервисные функции.
  • Тема 24. Международный рынок профессиональных информационно-аналитических услуг.
    Основные направления предоставления информационно-аналитических услуг. Международные агентства – провайдеры. Опыт создания сложных информационных и информационно-аналитических коопераций. Системы подготовки специалистов по информационно-аналитическим услугам.
  • <strong><span style="text-decoration: underline;">Раздел V. Межличностное общение как источник деловой информации</span></strong>. Тема 25. Основы психологии личности.
    Теория личности в психологии. Когнитивная психология. Страхи, паника, фобия, ложь, агрессия. Патологическая психология. Психология видов деятельности. Психология предательства и измены.
  • Тема 26. Основы психологии межличностного общения.
    Социальная психология. Социально-психологические основы поведения. Девиантное поведение. Характеристика общения как процесса обмена информацией, взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Межличностные конфликты. Предупреждение и купирование конфликтов.
  • Тема 27. Методология ведения официальных и приватных переговоров.
    Способы оказания влияния и принятия решений. Понятие официальных переговоров. Переговоры как поэтапный процесс. Типичные переговорные ошибки. Переговорные тупики и способы их преодоления. Особенности подготовки к приватным переговорам и их проведения.
  • Тема 28. Типология мест общения с людьми в целях деловой разведки.
    Концепция выбора мест общения с людьми. Цели и легенда выбора мест общения. Типология ресторанов и баров. Типология гостиниц. Конференции и выставки. Типология случайных встреч на улице и в других местах.
  • Тема 29. Ролевая деятельность делового разведчика.
    Люди их роли в обыденной жизни. Принятие ролей в межличностном общении. Распределение ролей в организации. Сценическое искусство и роль актера. Ролевая деятельность в разведке. Место ролевой деятельности в деловой разведке.
  • Тема 30. Фиксация информации.
    Визитные карточки, рекламные проспекты и другие объекты. Запись информации на бумажные носители. Фотографирование, видео и аудио запись. Использование электронных источников информации. Запоминание деловой информации. Методы запоминания деловой информации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Средняя оценка за текущие задания по курсу (1 семестр)
  • неблокирующий Экзамен 1 (семестр 1)
  • неблокирующий Средняя оценка за текущие задания по курсу (2 семестр)
  • неблокирующий Экзамен (семестр 2)
    Экзамен проводится в письменной форме (контрольная работа) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf . Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, поставить на аватар свою фотографию, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру, а также общаться между собой посредством социальных сетей и других каналов связи, использовать материалы чужих работ. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться системой Национального кредитного бюро и любыми открытыми источниками информации. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Средняя оценка за текущие задания по курсу (1 семестр) + 0.6 * Экзамен 1 (семестр 1)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Средняя оценка за текущие задания по курсу (2 семестр) + 0.6 * Экзамен (семестр 2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Porter, M. E. (1991). Towards a Dynamic Theory of Strategy. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 12, 95–117. https://doi.org/10.1002/smj.4250121008
  • Sathi, A. (2012). Big Data Analytics : Disruptive Technologies for Changing the Game (Vol. 1st ed). Boise: MC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=502775
  • Бармина О.В., & Никулина Н.О. (n.d.). Интеллектуальная система управления взаимодействием бизнес-процессов в проектно-ориентированных организациях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fintellektualnaya-sistema-upravleniya-vzaimodeystviem-biznes-protsessov-v-proektno-orientirovannyh-organizatsiyah
  • Большие данные : революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим, Майер-Шенбергер, В., 2014
  • Кадровая безопасность компании : учеб. пособие / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. – 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/23580. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924774
  • Кеннеди, Г.Переговоры: полный курс [Текст]: пер. с англ. Е. Виноградовой / Г. Кеннеди. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 472 с.
  • Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Хау Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1889-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914076
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Отв. ред. Трофимов В. В. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 375с. - ISBN: 978-5-534-09090-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-sistemy-i-tehnologii-v-ekonomike-i-upravlenii-v-2-ch-chast-1-441968
  • Отв. ред. Трофимов В. В. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 324с. - ISBN: 978-5-534-09092-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-sistemy-i-tehnologii-v-ekonomike-i-upravlenii-v-2-ch-chast-2-441969
  • Рощин С.М. - Как быстро найти нужную информацию в Интернете - Издательство "ДМК Пресс" - 2010 - 144с. - ISBN: 978-5-94074-610-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1137
  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-07313-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-07315-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056
  • Технологии анализа данных: Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP : учеб. пособие, Барсегян, А. А., 2008
  • Шульц, В. Л. Безопасность предпринимательской деятельности : учебник для вузов / В. Л. Шульц, А. В. Юрченко, А. Д. Рудченко ; под редакцией В. Л. Шульца. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 585 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12368-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/447405

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Charu C. Aggarwal. (n.d.). Chapter 1 AN INTRODUCTION TO SOCIAL NETWORK DATA ANALYTICS. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A1C03FD0
  • Аверченков, В., Рощин, С., Казаков, Ю., & Шкаберин, В. (2007). Мониторинг И Анализ Информации В Интернете. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9B2CC
  • Волкова В.Н. - Системный анализ информационных комплексов - Издательство "Лань" - 2016 - 336с. - ISBN: 978-5-8114-2291-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/75506
  • Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игр..., Берн, Э., 2001
  • Коммерческая разведка для конкурентного превосходства, Лемке, Г. Э., 2011
  • Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов, Анцупов, А. Я., 2006
  • Переговоры : полный курс, Кеннеди, Г., 2012
  • Полевое руководство для научных журналистов: Справочное пособие / Блюм Д., Кнудсен М., Добровидова О. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 484 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-816-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002898