• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные проблемы права в области комплаенс

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Современные проблемы права в области комплаенс» направлена на формирование высокой правовой культуры и правосознания; изучению помимо основных теоретических концепций и подходов к правопониманию, к системе и источникам права, но и обучению общечеловеческим этическим ценностям, особенностям национального и международного корпоративного этического регулирования, получению практических навыков предотвращения и разрешения этических конфликтов, правовых коллизий, изучению основ управления этикой в организации, механизма правового регулирования, применения различных видов юридической ответственности, развитию компетенций в области практического применения полученных знаний по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего вопросы корпоративного комплаенса, бизнес – этики, корпоративной социальной ответственности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение студентами теоретическими основами и концепциями правопонимания, этического регулирования, принципам и формам современного корпоративного комплаенса. В результате освоения дисциплины студент должен:
  • ● систему права; ● механизм и средства правового регулирования, реализации права; ● роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; ● основные особенности государства и права России; ● сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов; ● основы правового регулирования бизнеса:международное и российское законодательство;
  • ● различные подходы к вопросу корпоративной социальной ответственности бизнеса; ● уровни корпоративной социальной ответственности; ● положения действующего российского законодательства, регулирующие вопросы ответственности организации и должностных лиц; ● основные этические теории и их применение; ● особенности и процесс принятия этического решения; ● понятие и основные области функций комплаенс;
  • ● процесс разработки этических правил в компании: кодексов и иных внутренних документов. уметь: ● оперировать юридическими понятиями и категориями; ● анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; ● принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; ● осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
  • ● давать квалифицированные юридические заключения и консультации; ● правильно составлять и оформлять юридические документы ● анализировать законодательство и судебную практику по экономическим спорам для уяснения их содержания с целью соблюдения законодательства и минимизации бизнес-рисков; ● разрабатывать политики организации и локальные нормативные акты, направленные на предотвращение возникновения этических конфликтов; владеть: ● юридической терминологией;
  • ● навыками работы с правовыми актами; ● навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; ● анализа правоприменительной и правоохранительной практики; ● разрешения правовых проблем и коллизий; ● реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: ● систему права; ● механизм и средства правового регулирования, реализации права; ● роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; ● основные особенности государства и права России; ● сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов;
  • ● основы правового регулирования бизнеса:международное и российское законодательство; ● различные подходы к вопросу корпоративной социальной ответственности бизнеса; ● уровни корпоративной социальной ответственности; ● положения действующего российского законодательства, регулирующие вопросы ответственности организации и должностных лиц;
  • ● основные этические теории и их применение; ● особенности и процесс принятия этического решения; ● понятие и основные области функций комплаенс; ● процесс разработки этических правил в компании: кодексов и иных внутренних документов.
  • уметь: ● оперировать юридическими понятиями и категориями; ● анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; ● принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; ● давать квалифицированные юридические заключения и консультации; ● правильно составлять и оформлять юридические документы ● анализировать законодательство и судебную практику по экономическим спорам для уяснения их содержания с целью соблюдения законодательства и минимизации бизнес-рисков; ● разрабатывать политики организации и локальные нормативные акты, направленные на предотвращение возникновения этических конфликтов;
  • владеть: ● юридической терминологией; ● навыками работы с правовыми актами; ● навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; ● анализа правоприменительной и правоохранительной практики; ● разрешения правовых проблем и коллизий; ● реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Научные подходы к правопониманию
    1. Право как социальных регулятор. 2. Право как система общеобязательных правовых норм. 3. Право как правовое средство регулирования отношений. 4. Типы правопонимания (теория естественного права, легизм, социологическая юриспруденция, либертарно-юридическая теория права, системно-деятельностной подход). Соотношение понятий «мягкого» права (soft law) и «твердого» права (hard law). 5. Правовые институты, правовые отношения, правовое сознание. 6. Особенности источников права в различных правовых системах. Нормативно-правовой акт – ведущий элемент в системе источников права в правовых системах континентального типа. Прецедент как источник права. Судебный и административный прецеденты. Роль судебного прецедента в правовых системах общего права. Нормативный договор. Особенности нормативных договоров. Международные и внутригосударственные нормативные договоры. Понятие правового обычая. Обычное право. Значение обычая в современном праве. Научная доктрина как источник права. 7. Система права, отрасли права, систематизация законодательства. Правовые системы современности. 8. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность. Юридическая ответственность: понятие, виды. Международно-правовая ответственность. 9. Нормы права и их структура. Действие нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве, по кругу лиц. 10. Правосознание и правовая культура.
  • Тема № 2. Механизм правового регулирования в предпринимательской деятельности. Соотношение государственных и негосударственных способов регулирования деятельности компании.
    1. Виды социального регулирования. 2. Соотношение государственного и негосударственного регулирования деятельности компании. 3. Нормативно-правовая основа деятельности компании. 4. Антимонопольное законодательство и предпринимательская деятельность. 5. Техническое регулирование и предпринимательство. 6. Саморегулирование. 7. Негосударственное регулирование деятельности компаний: основные формы и механизм действия правил негосударственного регулирования.
  • Тема № 3. Этика бизнеса: понятие и становление развития этики бизнеса.
    1. Понятие этики бизнеса (нормативная, позитивная, инструментальная бизнес-этика). 2. Становление этики бизнеса как научной дисциплины. Основные этические теории и их применение (этика Канта, теория справедливости, этического релятивизма и др.). Этические особенности свободного рынка. 3. Принципы этики бизнеса. 4. Этика и право. Право, мораль, этика, биоэтика, деонтология. 5.Правовое регулирование бизнеса: международное и российское законодательство. Внутренние стандарты компаний: национальный и международный уровень. 6. Этика бизнеса в России.
  • Тема № 4. Принятие этических решений в бизнесе. Этическое регулирование деятельности компаний.
    1. Основные ценности корпоративной морали. 2. Роль этических стандартов и кодексов (Code of Ethics) в регулировании внутрикорпоративных отношений сторон. Политика сообщения о нарушениях (Whistleblowing Policy). 3. Кодекс корпоративной этики: правовая природа и основные виды. 4. Процесс принятия этических решений: основные этапы, точки опоры (последствия, обязанности, открытость и честность), барьеры для принятия этических решений, соответствующих личным ценностям. Выработка критериев оценки управленческих решений в этике бизнеса. 5. Этические дилеммы: процесс их разрешения. 6. Мотивация менеджеров к процессу принятия этичных управленческих решений.
  • Тема № 5. Корпоративная социальная ответственность: сущность, значение в современных условиях.
    1. Понятие корпоративной социальной ответственности. 2. Роль социально ответственного поведения в развитии современной компании. 3. Классификация форм корпоративной социальной ответственности по различным критериям. 4. Модели корпоративной социальной ответственности: зарубежное регулирование. 5. Особенности реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России. 6. Спонсорство и благотворительность как инструменты социально-культурных управленческих технологий. 7. Специфика оценки деловой репутации компании на основе корпоративной социальной ответственности. 8. Международный стандарты корпоративной социальной ответственности. 9. Взаимодействие государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения корпораций.
  • Тема № 6. Комплаенс и его место в праве
    1. Комплаенс как часть культуры и политики компании. 2. Основные области функций комплаенс: российская и зарубежная практика. 3. Методологическая основа и место актов корпоративного комплаенса в системе правовых регуляторов. 4. Подходы к пониманию место комплаенс и службы комплаенс в организационной структуре компании. 5. Преодоление правовых коллизий с помощью комплаенс-программы (способы разрешения).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Деловая игра
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Деловая игра + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вяткин В. Н., Гамза В. А., Маевский Ф. В. - РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 365с. - ISBN: 978-5-9916-3502-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/risk-menedzhment-432176
  • Марченко М. Н., Дерябина Е. М. - Теория государства и права. Учебник для бакалавров - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-28636-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/28044
  • Мутагиров Д. З. - ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 439с. - ISBN: 978-5-534-07059-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-teoriya-mezhdunarodnyh-otnosheniy-mezhdunarodnye-politicheskie-instituty-442130
  • Мутагиров Д. З. - ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 516с. - ISBN: 978-5-534-07141-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prava-i-svobody-cheloveka-442131
  • Панарина М.М. - Основы корпоративной безопасности организации - Русайнс - 2019 - 107с. - ISBN: 978-5-4365-3810-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933896
  • Под ред. Радько Т.Н. - Система права: история, современность, перспективы. Монография - Проспект - 2018 - ISBN: 978-5-392-21923-0 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/38514
  • Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ-ДДНА, 2017. - 287 с. - ISBN 978-5-238-00920-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028791
  • Этика деловых отношений : учебник / В.К. Борисов, Е.М. Панина, М.И. Панов, Ю.Ю. Петрунин, Л.Е. Тумина. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 176 с. — (Среднее профессиональное образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/987726