• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Анализ и прогноз деятельности Европейского союза"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Анализ и прогноз деятельности Европейского союза», проводимый для студентов 1 курса, нацелен на формирование и развитие навыков исследовательской и аналитической работы на данных, предоставляемых институтами Европейского союза и политиками, осуществляемыми этими институтами. Программа семинара предусматривает написание обзорных работ, посвящённых исследовательскому полю современных европейских исследований, а также эмпирическим данным, необходимым для проведения исследования. Также семинар предполагает проведения презентаций промежуточных результатов исследований студентов и их защиту. Научно-исследовательский семинар «Анализ и прогноз деятельности Европейского союза», проводимый для студентов 2 курса нацелен на развитие и всестороннее применение навыков исследовательской и аналитической работы в рамках современных европейских исследованиях. Семинар ориентирован на методологическую, теоретическую и иную поддержку студентов в написании магистерской диссертации. Для этого семинар предполагает написание двух обзорных работ и презентации промежуточных результатов магистерского исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов навыки, знания и умения исследовательской и информационно-аналитической работы в процессе подготовки магистерской диссертации. Данная цель определяет следующие задачи НИС: 1) Проведение среди студентов профессиональной ориентационной работы, позволяющей им выбрать направление и тему исследования 2) Обучение студентов навыками академической (исследовательской и информацион-но-аналитической) работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных и информационно-аналитических работ; 3) Выработка у студентов специфических навыков, знаний и умений, связанных с необходимостью информационно-аналитического взаимодействия с бизнесом и органами государственной власти в России и за рубежом; 4) Выработка у студентов навыков научной дискуссии (экспертного обсуждения) и презентации исследовательских результатов, в т.ч., и через обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует проблему исследования;
  • Формулирует исследовательский вопрос;
  • Формулирует практическую и теоретическую актуальности исследования, понять различия между актуальностью и новизной исследования;
  • Различает виды гипотез в социальных исследованиях (простая, сложная, рабочая, нулевая, статистическая, альтернативная, логическая);
  • Объясняет смысл и задачи исследовательских процедур;
  • Определяет релевантную стратегию исследования;
  • Отличает теорию от парадигмы;
  • Объясняет формальную структуру исследовательской работы;
  • Определяет релевантные исследовательские методы
  • Демонстрирует навыки отбора и профессиональной оценки эмпирических данных, анализа, обобщения и интерпретации полученных данных;
  • Называет методологические особенности политических, социальных наук и науки о международных отношениях;
  • Описывает возможности и ограничения определенных методов и теорий при проведении исследований;
  • Отличает эмпирические данные от научно-исследовательской литературы;
  • Описывает теории, приемлющие количественные и качественные методы;
  • Описывает потенциал, задачи и виды качественных методов;
  • Оценивает потенциал, задачи и виды количественных методов;
  • Демонстрирует навыки поиска нарративов для интерпретации результатов анализа, поиска причинно-следственных связей для интерпретации;
  • Демонстрирует навыки написания обзора эмпирических данных по теме исследования;
  • Демонстрирует навыки написания обзора литературы по теме исследования;
  • Составляет гипотезу и план исследования;
  • Демонстрирует навыки применения качественных и количественных методов научного исследования;
  • Представляет результаты своего исследования;
  • Определяет задачи исследовательских вопросов;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследовательская проблема
    Обзор поставленных проблем в работах студентов. Способы постановки проблемы: анализ литературы, размышления об актуальной действительности, перцепция наработок «соседних» дисциплин, поиск связей между явлениями, традиционно анализируемыми сепаратно, скептицизм об очевидном («здравом смысле»), сравнение эмпирики и теории.
  • Исследовательский вопрос и его типы
    Обзор поставленных вопросов в работах студентов. Нежелательные вопросы. Что-вопросы, как-вопросы и почему-вопросы и их задачи.
  • Актуальность и новизна исследования
    Обзор предложенных актуальности и новизны в работах студентов. Возможные источники актуальности. Практическая и теоретическая актуальности. «Масштабы» практической актуальности. Различия между актуальностью и новизной. Источники новизны (данные, методы, теории или совмещение).
  • Гипотеза и ее задачи
    Обзор предложенных гипотез. Виды гипотез в социальных исследованиях (простая, сложная, рабочая, нулевая, статистическая, альтернативная, логическая). Необходимость и задачи гипотезы (теоретические, методологические, практические).
  • Исследовательские процедуры
    Смысл и задачи категоризации, операционализации, апробации и интерпретации.
  • Стратегия исследования и ее виды
    Определение стратегии исследования. Индуктивная, дедуктивная, ретродуктивная, абдуктивная стратегии.
  • Инструменты научного исследования
    Концепт (понятие), категория, теория, парадигма. Заимствование и операционализация уже существующих инструментов и разработка собственных.
  • Структура исследования и ее необходимые элементы
    Обзор и проверка существующих структур работ студентов. Обязательные элементы текста исследовательской работы и их порядок, оформление.
  • Теоретико-методологический плюрализм и место исследования в нем
    Теории международных отношений и теории европейской интеграции. Связь метода и теории в европейских исследованиях. Размещение исследования в комплексе теорий и подходов.
  • Самооценка полученных результатов и планирование дальнейших исследований
    Что, зачем и как удалось изучить. Получено ли новое спекулятивное знание. Возникшие вопросы по результатам исследования. Возможные тематики исследований при написании ВКР.
  • Научный метод
    Научное исследование. Принципы применения научного метода. Дуализм методологии в европейских исследованиях (трансатлантический или качественно-количественный методологический разрыв). Методологические особенности политических, социальных наук и науки о международных отношениях.
  • Исследуемость темы и ограничения.
    Условия исследуемости темы. Условия возможности ответить на исследовательский вопрос. Возможные практические, методологические и теоретические ограничения. Временные и пространственные ограничения. Противоречия между стереоскопичностью и исследовательским фокусом.
  • Поиск, отбор, анализ эмпирических данных
    Определение эмпирических данных. Отличие эмпирических данных от научно-исследовательской литературы. Источники эмпирических данных. Условия релевантности эмпирических данных. Принцип организованного скептицизма по отношению к эмпирике.
  • Связь теорий европейской интеграции, исследовательских методов и эмпирических данных
    Теории, приемлющие качественные методы. Качественные методы и релевантные эмпирические данные. Теории, приемлющие количественные методы. Количественные методы и релевантные эмпирические данные. Возможность смешанной методологии.
  • Качественные методы
    Виды качественных методов. Ограничения качественных методов. Потенциал и задачи качественных методов. Совместимость тематики, вопроса, проблемы исследования и качественных методов.
  • Количественные методы
    Виды количественных методов. Ограничения количественных методов. Потенциал и задачи количественных методов. Совместимость тематики, вопроса, проблемы исследования и качественных методов.
  • Интерпретация результатов анализа
    Теория и итоги исследовательской работы. Поиск нарративов для интерпретации. Поиск причинно-следственных связей для интерпретации. Интерпретация и новое знание. Интерпретация и возможность дальнейших исследований. Интерпретация и генерализация. Ограничения генерализации.
  • Презентация гипотезы и плана исследования
    Результаты исследовательской работы студента в 1, 2 модулях текущего учебного курса. Тема, научный руководитель, вопрос, проблема, теория, гипотеза и т.д. исследования.
  • Написание обзора эмпирических данных по теме исследования
    Возможные источники эмпирических данных. Почему именно эти данные позволят ответить на исследовательский вопрос, разрешить цель и задачи исследования.
  • Написание обзора литературы по теме исследования
    Базы исследовательской литературы. Существующие научные дискуссии, близкие к тематике исследования. Стороны, их аргументы, методы, данные в зафиксированных дискуссиях. Место исследования в этих дискуссиях.
  • Презентация итоговых результатов исследования
    Поставленные вопрос, проблема, цель, задачи и пр. Выполнение поставленных цели и задач, общие итоги. Новое спекулятивное знание. Рекомендации и прогнозы. Перспективы дальнейших исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования
  • неблокирующий Написание краткого обзора литературы по теме исследования
  • неблокирующий Презентацию итоговых результатов исследования
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Написание краткого обзора литературы по теме исследования + 0.2 * Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования + 0.4 * Презентацию итоговых результатов исследования + 0.2 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лебедева М.М - Мировая политика. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 254с. - ISBN: 978-5-406-07470-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932579
  • Лебедева М.М. - Мировая политика (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 253с. - ISBN: 978-5-406-05018-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917926
  • Лебедева М.М. - Мировая политика (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 253с. - ISBN: 978-5-406-06044-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926535
  • Методы политических исследований : учеб. пособие для вузов, Боришполец, К. П., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beckers, S., Steliaros, M., & Thomson, A. (2004). Bias in European Analysts’ Earnings Forecasts. Financial Analysts Journal, 60(2), 74–85. https://doi.org/10.2469/faj.v60.n2.2611
  • Ачкасов В. А., Ланцов С. А. - МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 483с. - ISBN: 978-5-534-10418-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mirovaya-politika-i-mezhdunarodnye-otnosheniya-430000
  • Батюк В. И. - ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 483с. - ISBN: 978-5-534-00346-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-mezhdunarodnyh-otnosheniy-432991
  • Батюк В. И. - ИСТОРИЯ: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-10207-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-mirovaya-politika-442452
  • Батюк В. И. - МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-00372-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mirovaya-politika-433675