• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн дисциплина по выбору из рекомендованного списка

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Студентам прдлагается на выбор один из трех онлайн-курсов: Курс "Русская и европейская литература и культура" познакомить студентов с важнейшими этапами и явлениями русской и европейской истории и культуры, научить анализировать произведения, входящие в различные разделы школьной программы, а также представить важнейший образовательный ресурс, который может быть использован в собственной педагогической практике. Курс "Введение в корпусную лингвистику" призвана, во-первых, представить аудитории корпусную лингвистику – науку, развивающуюся в нашей стране всего полтора десятилетия, но давно использующуюся в обучении языкам, теории и практике перевода и литературоведении во всем мире. Корпусная лингвистика будет рассмотрена, с одной стороны, как отдельная область знания, с другой – как набор методов, которые могут быть применены в самых разных научных и практических областях. Во-вторых, мы предлагаем целый набор удачных практик, способных повысить эффективность работы с учениками и текстами. В процессе освоения курса, таким образом, студенты получат ряд практических навыков от навыка сбора информации в корпусах до умения составлять упражнения с использованием корпусных данных. Курс "Живые процессы русской разговорной речи" рассчитана на широкий круг студентов-гуманитариев и призван дать им основополагающие представления о языке как объекте разноаспектного изучения, в единстве его содержательной и материальной стороны. Может быть интересен также всем, кому небезразлична устная речь, особенно в соотношении с понятием культуры речи. Курс содержит множество результатов конкретных исследований, выполненных на корпусном материале, что позволяет иначе взглянуть на многие вещи, ср.: «В свете корпусной идеологии совершенно по-новому предстают приоритеты лингвистической теории. Теоретическая лингвистика последних десятилетий затратила огромные усилия на анализ сложных синтаксических явлений. Однако с точки зрения корпусного подхода эта работа не всегда полезна, поскольку многие такие явления в речевой реальности не обнаруживаются или обнаруживаются крайне редко. В то же время исключительно частотные явления устной речи, такие как хезитации, речевые сбои, регуляторные дискурсивные маркеры, парцелляции и т. д., практически не замечены лингвистической теорией» (А. А. Кибрик, В. И. Подлесская). Теоретические положения коллоквиалистики иллюстрируются в курсе живыми материалами уникального корпуса русской повседневной речи «Один речевой день», не имеющего аналогов в отечественной лингвистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить слушателей со спецификой живой – в первую очередь устной – речи на всех ее уровнях, с возможностями ее изучения и использования полученных результатов
  • изменить взгляд слушателей на учебный материал и познакомить их с возможностями использования в учебном процессе материалов Звукового корпуса русского языка и первыми результатами их описания
  • обогатить представление носителя языка о самом языке в его реальном функционировании
  • способствовать формированию знаний и навыков в области полевой лингвистики и эмпирических лингвистических исследований
  • уметь пользоваться существующими корпусами русского и английского языков, освоить базовые методы корпусного преподавания, смогут экономить время и усилия, используя корпуса в повседневной работе.
  • знать современные подходы к истории литературы и истории культуры
  • владеть навыком составления вопросов к текстам, организации материала, умения составлять упражнения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Слушатели курса научатся пользоваться существующими корпусами русского и английского языков, освоят базовые методы корпусного преподавания, смогут экономить время и усилия, используя корпуса в повседневной работе.
  • слушатели научатся слышать себя и окружающих, изменят отношение ко многим речевым особенностям и, может быть, захотят глубже заглянуть в причины появления этих особенностей.
  • формулировать характеристики главных направлений русской и европейской культуры и литературы
  • иметь представление о важнейших явлениях русской культуры и литературы
  • использовать курсы в собственной педагогической практике
  • уметь использовать приобретенные знания в онлайн-курсах в преподавательской деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в корпусную лингвистику
    https://openedu.ru/course/hse/CORPUS/ Программа курса Неделя 1. Интернет и развитие гуманитарного знания Неделя 2. Что такое «корпус»? Неделя 3. Возникновение и развитие корпусной лингвистики Неделя 4. Виды корпусов Неделя 5. Поиск информации в корпусе Неделя 6. Разметка корпусов Неделя 7. Исследование языка с помощью лингвистического корпуса: общие принципы Неделя 8. Исследование языка с помощью лингвистического корпуса: направления исследования и практическое применение результатов Неделя 9. Корпусное преподавание Неделя 10. Корпус и междисциплинарные исследования
  • Живые процессы в русской разговорной речи https://openedu.ru/course/spbu/LANGPR/
    https://openedu.ru/course/spbu/LANGPR/ Программа курса Модуль 1: Введение; аспекты изучения живой речи и образцы материала; Система, норма, узус, ненорма; Внутриязыковая интерференция (теория и конкретные результаты исследования). Модуль 2: Специфика разговорной речи (введение); Метапонятия грамматики речи; Метакоммуникация (монолог vs. диалог). Модуль 3: Русское слово в языке и речи; Русское слово в языке и ментальном лексиконе; БЛИН в зеркале языковой эволюции. Модуль 4: БАБЕЦ/БАБЦА; ЧУВАК; ПО ХОДУ; ПО ЧЕСНОКУ. Модуль 5: Русское слово и его потенциальные возможности; ВСЕ ДЕЛА; СКАЖЕМ ТАК… (постановка проблемы); СКАЖЕМ ТАК… (анализ материала). Модуль 6: КАК ЕГО (ЕЕ, ИХ); ЭТО САМОЕ (маркер поиска); ЭТО САМОЕ (другие маркеры); НЕ ЭТО САМОЕ. Модуль 7: ТИПА (ТОГО ЧТО); ЗНАЕШЬ/ЗНАЕТЕ; КОРОЧЕ (ГОВОРЯ); ГОВОРЯ. Модуль 8: Маркеры-аппроксиматоры – заменители перечисления; Словарь прагматем; КАК ГОВОРИТСЯ/ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ. Модуль 9: ТЕТЯ МОТЯ (1); ТЕТЯ МОТЯ (2); (Я) (НЕ) ДУМАЮ (ЧТО); Грамматические новации. Модуль 10: Редуцированные формы русской речи – источник пополнения лексикона; Редуцированные формы русской речи – этапы лексикализации; Редуцированные формы русской речи – фонетические причины.
  • Русская и европейская литература и культура в курсах Arzamas academy
    Лекции о Г. Державине, Н. Карамзине, В. Жуковском, А. Грибоедове. Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/special/ruslit Лекции об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе . Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/special/ruslit http://arzamas.academy/courses/10 Лекции об И.С. Тургеневе, И.А. Гончарове, А.Н. Островском. . Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/special/ruslit Лекции о Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете, Н. Лескове, М.Е. Салтыкове-Щедрине Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/special/ruslit Лекции о Л.Н. Толстом, Ф.М. Достоевском, А.П. Чехове Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/special/ruslit Лекции о М.Горьком, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Ходасевиче, А. Солженицыне. Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/courses/13 Лекции о А. Чехове, В. Брюсове, В.Маяковском, М. Зощенко, Н. Заболоцком, Стругацких. Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/courses/22 Лекции о Н. Гумилеве, И. Бунине, И. Бродском, Ф. Искандере, Ю. Трифонове. Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/courses/24 Лекции об М. Горьком, И. Анненском, А. Блоке, О. Мандельштаме, Е. Замятине, М. Булгакове, А. Солженицыне, В. Аксенове, Ю. Трифонове, Д. Самойлове, Б. Окуджаве. Выполнение сопутствующих заданий. http://arzamas.academy/courses/31 http://arzamas.academy/courses/41/7
  • Семенар-беседа по итогам прослушанных курсов
    Предлагаются формулировки важнейших понятий, литературных направлений, ключевых произведений и авторов, входящих в школьную программу
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий вопросы к on-line курсам
  • неблокирующий Семинар по прослушанным курсам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * вопросы к on-line курсам + 0.3 * Семинар по прослушанным курсам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Буторина Е. П., Евграфова С. М. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 261с. - ISBN: 978-5-534-07126-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-437911
  • Грудева Е.В. - Корпусная лингвистика: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 165с. - ISBN: 978-5-9765-1497-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106859
  • Кременцов Л.П. - Русская литература XIX века. 1801-1850 - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 248с. - ISBN: 978-5-89349-757-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/71948
  • Под общ. ред. Сицыной-Кудрявцевой А.Н. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: ИЗМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ 2-е изд. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 135с. - ISBN: 978-5-534-10993-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-izmeneniya-yazykovoy-normy-439069
  • Тынянов Ю. Н. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-08758-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-poetika-izbrannye-trudy-437742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арбатская О. А. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАКТИКУМ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 123с. - ISBN: 978-5-534-08869-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-praktikum-442324
  • Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г., & Кашаева, Е. Ю. (2017). «Русский язык и культура речи» в вузах нефилологического профиля: цели, задачи, содержательные модули. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.59FB4C78
  • Вишняков С.А. - Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство - Издательство "ФЛИНТА" - 2012 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-1117-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3342
  • Вишняков, С. Л. Культуроведение России. Современная российская художественная проза и публицистика [ Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Вишняков. — 8-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2015.-43 с. – ISBN 978-5-9765-1816-2. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047492 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047492
  • Голуб И. Б. - РУССКИЙ ЯЗЫК И ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА 3-е изд. Учебно-справочное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-01034-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-prakticheskaya-stilistika-431996