• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О привычке читать размышляя

Евгения Абелюк, руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., доцент Института образования НИУ ВШЭ, ответила на вопросы корреспондента издания "Вести образования" о том, что мешает сегодняшнему учителю-словеснику заинтересовать ребят чтением, получать от чтения эстетическое и интеллектуальное удовольствие, вообще адекватно воспринимать чужой текст:

"Есть такое понятие, как медленное, или комментированное, чтение. Оно необходимо. Такой прозрачной кажется литература XIX века, но с течением времени читать классические произведения XIX века становится сложнее: там много непонятных реалий и слов, которые следует разъяснить. На это требуется больше времени, а у нас оно сокращается.

Причина – в большом обязательном списке литературы, который должны прочитать все школьники страны и на основе которого составляются задания ОГЭ и ЕГЭ.

Этот список предполагает большую скорость изучения материала без вдумчивого чтения. Такой сумасшедший темп нужен только для контролирующих органов. Учителю, а главное ученику, он на пользу не идет. <...>

И есть еще одна проблема, о которой я не могу промолчать: это большая нагрузка, которую сегодня вынуждены брать педагоги. Они это делают не только ради денег, но и по требованию директоров школ, которые должны отчитаться о высокой средней зарплате по своей образовательной организации.

Это катастрофа, которая неизбежно приводит к халтуре и профессиональной деградации. Надеяться на то, что учитель, загруженный на 1,5–2 ставки, научит читать, не приходится. У него просто не останется ни времени, ни сил для качественной подготовки к урокам и для постоянного профессионального роста: посещения театров, музеев, чтения книг". Всё интервью можно прочитать здесь: https://vogazeta.ru/articles/2018/12/13/quality/5523-_dlya_togo_chtoby_zainteresovat_chteniem_nado_nauchit_udivlyatsya