• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как «цифра» изменила школы пяти стран

«В потоке новостей о цифровой трансформации школы много хайпа и откровенно некомпетентных оценок. Антихайп цифровизации и рецепт лечения прост: больше рациональных источников, больше науки и наблюдений, больше вовлечения ключевых игроков в разумные проекты». Этими словами ВРИО директора Психологического института РАО, доцент НИУ ВШЭ, до недавнего времени директор Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования ВШЭ, Павел Сергоманов открывает книгу, вышедшую в издательстве Высшей школы экономики в серии «Современная аналитика образования».

Как «цифра» изменила школы пяти стран

Инобр начинает выпуск серии исследований, в которых представит международный и российский опыт цифровизации школы: «Мы будем анализировать проблемы и решения, которые встречаются на этом пути».

Исследование «Цифровая трансформация школьного образование. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации» подготовил профессор Эдмонд Гейбл (Калифорния), один из ведущих мировых специалистов по применению информационно-коммуникационных технологий в образовании. Эта работа создана по инициативе и Института образования ВШЭ при поддержке холдинга «Просвещение» и Всемирного банка. «Эдмонд Гейбл по нашему заданию обратился к опыту нескольких стран, воплотивших в жизнь амбициозные национальные проекты по цифровой трансформации школы – это Финляндия, Корея, Сингапур, Вьетнам и Кения», - говорит Павел Сергоманов.

Также мы просили выполнить анализ нескольких крупных транснациональных проектов, инициированных, в том числе, Марком Цукербергом, Биллом и Мелиндой Гейтс. Книга адресована всем, кто интересуется, как новейшие технологические решения воплощаются в педагогических подходах, а также «лицам, готовящим и принимающим решения в сфере образовательной политики». 

Сергоманов Павел Аркадьевич
доцент Департамента образовательных программ

Давайте разберемся

То, что приносят технологии в образование, и что они потенциально могут принести, еще не до конца изучено и осмыслено. Во вступительном слове к книге Павел Сергоманов пишет о том, что «наша вера всегда выше разума и его доводов», но, прежде чем дискутировать о потенциале «цифры», нужно обратиться к опыту стран, уже проходивших этот путь. Во всех пяти странах проекты в этой области, воплощавшиеся в жизнь в последние двадцать лет, создали более комфортные условия, прежде всего, для учителей, но это возможно только в том случае, если все участники процесса – и учителя, и учащиеся, и родители – будут четко понимать, для чего использовать «цифру».

Делая вывод о «неэффективности простых решений, предлагающих яркие цели вроде "один ученик – один компьютер" и оставляющих на самотек другие процессы», Павел Сергоманов предлагает правильно расставить приоритеты. Прежде всего – понять, какие образовательные результаты важны, затем определиться с необходимыми навыками и мотивацией учителей, а уже после этого ответить на вопрос, какая инфраструктура и среда может все это обеспечить. «На смену ЕГЭ может прийти портфолио, на смену тьютору – маршрутизатор на основе искусственного интеллекта, на смену тренингу – чат-бот, на смену тесту – компьютерная игра», – описывает автор предисловия возможное будущее школы, но пришли ли пионеры цифровых решений к чему-либо подобному?  

Финляндия: хакерские марафоны и выставки роботов

Финская школа славится не только высокими образовательными результатами для всех, но и некоторой «экзотикой»: так, например, в Финляндии нет высокозначимой аттестации вроде ЕГЭ – ученики оцениваются разными способами в течение года. Еще одна особенность – междисциплинарный подход, делающий акцент на явления реального мира: мы учим предметы «биология», «химия», «история» и т.д., а финские школьники – «Тело человека», «Окружающая среда», «Евросоюз»... Программирование как предмет, синтезирующий элементы технологии и математики, начинается здесь с первого класса. Упор – на практическую природу: в финской школе проводятся хакерские марафоны и выставки устройств, сделанных руками учеников. Соответственно, технологическая грамотность играет не меньшую роль, чем, например, математика для традиционных учебных планов других стран.

Корея: двадцать лет под оком суперкорпорации

В 1999 году в Южной Корее была создана организация под названием КЕРИС – Корейская научно-исследовательская и информационная служба в области образования. Именно это, по мысли автора исследования, преобразило корейскую школу. Главной миссией корпорации стала поддержка конкурентоспособности корейского образования путем продвижения цифровых решений в школах и университетах. Объединение всего, что связано с новыми технологиями в образовании, в одно «министерство цифровизации», быстро принесло плоды.

КЕРИС занимается всем сразу: проводит исследования и измерения, создает электронные учебные курсы для образования всех уровней, хранит данные – занимается хостингом национальных образовательных платформ, и т.д. и т.п. «Организация распространяет информацию как «наверх» – тем, кто принимает решения в органах власти, так и «вниз», информируя учеников, учителей, семьи и частные компании», – пишет Эдмонд Гейбл.

Сингапур: да здравствуют итоги четвертой «пятилетки»

Подзабытую систему советского планирования и пронумерованные пятилетки можно вспомнить, когда знакомишься с «цифрой» в образовании Сингапура. Национальная политика в этой области была сформулирована в 1997 году в «Генеральном плане № 1». Сегодня в стране действует «Генеральный план № 4». Раз в несколько лет власти прописывают обновленные задачи по цифровизации образования.

Первый план назывался «Создание фундамента» и предписывал, например, делать акцент на «творческом использовании информации, а не ее накоплении», и требовал использовать цифровые решения, как минимум, в 30% времени обучения. Генплан № 2 поэтично назывался «Семена инноваций» и предполагал практическую поддержку инновационных занятий в классе, генплан № 3 ввел взаимный коучинг для школьных директоров и систему наставников по цифровизации в каждой школе. Четвертый генплан требует от учителей создание условий для опыта цифрового взаимодействия учеников и говорит о формировании «цифрового гражданства».

Вьетнам: соцсети под наблюдением

Вьетнамская кампания по цифровизации школ начиналась с нескольких центров обработки данных, введения широкополосного доступа в интернет в школах и обеспечения школьников планшетами со специальным программным обеспечением. Учителя участвуют в моделировании учебных программ и тестируют их друг с другом. Каждый ученик в процессе электронного обучения общается с учителем-помощником, который помогает ему в использовании системы.

Начавшись с формата видеоуроков, вьетнамские обучающие системы пришли к формату соцсетей, блогов и мессенджеров. Ученики активно сотрудничают и общаются, учатся друг с другом и друг у друга. Происходит это под наблюдением специальных тренеров-учителей.

Кения: что делать, если перебои с электричеством

Опыт Кении интересен тем, что ее государственная «Программа цифровой грамотности» – одна из самых масштабных образовательных программ в Африке.  Только за первый год ее реализации в школы поставили 1,2 миллиона планшетных компьютеров. Главной целью кенийское правительство провозглашает «значительное повышение грамотности и вычислительных способностей» школьников.

Еще одна интересная особенность – в том, как эта программа выживает в условиях серьезных инфраструктурных проблем. Кения пока не может обеспечить своим школам ни мощного интернет-соединения, ни даже стабильной подачи электроэнергии. Поэтому вместо единых баз здесь используют местные серверы и автономные хранилища данных.

«Следует быть терпеливыми»

Обращаясь к истории, Эдмонд Гейбл делает вывод, что в последние пятьдесят лет «многие системы образования перестали отвечать требованиям, предъявляемым к промышленности и обществу». Школа становится все менее связанной с внешним миром и его потребностями, и с этим нужно что-то делать, иначе она утратит свое значение в качестве общественного института.

«Чтобы добиться успеха, следует полагаться не только на инструменты, но и на людей», – пишет автор исследования, предостерегая от излишнего увлечения технологиями без четко выстроенной работы с мотивацией всех участников образовательного процесса. Не случайно книга заканчивается словами, которые можно прочитать как совет или как предостережение: «Следует быть терпеливыми».

Читать книгу в электронном виде