• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Языковая политика

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
12
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Данный курс позволит студентам, обучающихся на магистерской программе «Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия», приобрести базовые знания в области социолингвистики и социолингвистической теории. Курс «Языковая политика» состоит из четырех частей. Первая вводная, в которой мы постараемся понять сущность связи между обществом и языком. Также, мы изучим различные аспекты социолингвистических исследований, включая вариативную социолингвистику, культурно-языковые сдвиги, и языковые практики в мультилингвальных общинах. Мы также изучим каким образом гендерный пол, социальный класс/статус, и возраст влияют на языковое поведение людей и на их отношения к языку на ровне с такими факторами как социокультурные, экономические, политические аспекты социума. У студентов будет возможность изучить социолингвистические феномены в определенных кейсах, включая сферу образования и языковой судебной экспертизы. Задача второй части курса – расширить представления студентов о функционировании языка в современной городской среде и обсуждение языковой политики в этих условиях. Курс способствует выработке у студентов профессиональных навыков исследовательской работы в области социолингвистического изучения многоязычия в городе (мегаполисе). В фокусе третей части курса являются изучение особенностей языковой политики на территории современной России и бывшего СССР по отношению к государственному языку России, официальным языкам регионов России и языкам миноритарных языковых групп, а также государственным языкам других постсоветских государств; анализ типологии многоязычных ситуаций; изложение истории советской и российской языковой политики; оценка отдельных языковых ситуаций в зависимости от конкретных факторов; анализ эффективности языковой политики современной России для целей сохранения языкового разнообразия. Четвертая часть курса является продолжением третей части, и целью которой является ознакомление студентов с междисциплинарной областью языковой политики и планирования в международном контексте. Более конкретно мы рассмотрим, как языковая политика и стратегии планирования, используемые в разных странах, реагируют на быстро меняющиеся статусы и функции языков в постмодернистском обществе 21 века. Кроме того, будет подчеркнута фрагментация пересекающихся и конкурирующих идентичностей, связанных с новыми формами многоязычной среды, а также влияние доминирующих/недоминирующих языковых идеологий на использование языка. В данной части курса мы проведем анализ современных методов исследования, используемых при изучении языковой политики и планирования. Кроме того, мы критически рассмотрим роль английского языка в эпоху глобализации. Мы также сфокусируем внимание на все более влиятельную роль средств массовой информации в современном обществе. Кроме того, мы рассмотрим различные стратегии языковой политики, которые используются в различных частях мира: Африке, Европейском Союзе, Америке и Азии. Наконец, мы обратимся к понятию безопасности и посмотрим, какую роль в ней должна играть языковая политика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - каким образом социальные факторы могут влиять на языковые практики, изменение языка, и его смерть; - важнейшие вехи истории развития языковой политики СССР и России; - языковые практики в городском пространстве - основные научные и политические тенденции, влиявшие и влияющие на формирование языковой политики СССР, России, и зарубежом. Уметь: - критически анализировать исследования, нормативные документы и дискурсивные стра-тегии, связанные с языковой политикой; - составлять план собственного социолингвистического исследования в области языковой политики/городской лингвистики/социолингвистики. - проводить научные исследования в конкретной области социолингвистики Владеть: - навыками теоретического анализа основных проблем языковой политики; - навыками аналитического чтения и критического анализа дискурса; - основными теоретическими и прикладными методами изучения языковой политики. - навыками научной дискуссии и презентации исследовательских результатов;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявить и описать закономерности развития языковой политики Российской империи и их трансформацию после русских революций.
  • Назвать главные вызовы глобализации в сфере образования
  • Назвать основные вызовы, с которыми сталкивается языковая политика в сфере средств массовой коммуникации
  • назвать основные задачи социолингвистики
  • Описать и критически осмыслить процессы трансформации языковой политики на постсоветском пространстве.
  • Описать и критически сравнить особенности советской языковой политики в течение различных периодов 20 века.
  • Описать особенности языковых контактов в городской среде, оценить формирование новых идентичностей
  • описать противоречивость влияния факторов гендерного пола и возраста на языковое поведение
  • Описать противоречия языковой политики Евросоюза
  • Описать стратегии прикладного языкового планирования, проанализировать успешные и неуспешные примеры ревитализации языка.
  • проанализировать конкретные многоязычные образовательные программы с точки зрения их задач и возможностей
  • проанализировать практическое применение конкретных языковых политик
  • Проанализировать современное языковое законодательство России и сопредельных государств, выявив их сходства и различия.
  • Проанализировать языковую политику в отдельных странах Азии
  • Проанализировать языковую политику в отдельных странах Африки
  • Сформулировать главные теоретические принципы анализа языковой политики
  • Сформулировать задачи языковой политики, описать правовую рамку языковой политики в регионах мира.
  • сформулировать изменения объекта и методов в современных подходах к городскому многоязычию
  • сформулировать основные параметры многослойности идентичности
  • сформулировать основные параметры появления языковых идеологий
  • сформулировать основные факторы сохранение языка в многоязычной среде
  • сформулировать практики использования многоязычия в разных официальных контекстах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение - что такое социолингвистика. Выбор языка в многоязычных сообществах
  • Языковая политика и планирование
  • Сохранение языка и языковой сдвиг Пиджины и креолы
  • Пол и возраст Этническая принадлежность и социальные сети
  • Изменение языка Идентичность и социолингвистика
  • Языковые идеологии
  • Классическая социолингвистика города и социолингвистика большого города.
  • Языковая социализация.
  • Языковая политика и планирование в современном многоязычном городе.
  • Языковые контакты в городе. Многоязычие онлайн
  • Задачи языковой политики и языкового планирования.
  • Прикладное языковое планирование.
  • Языковая политика в России до 1917 года и общие аспекты языковой политики СССР
  • Языковая политика в СССР в межвоенный период и в послевоенный период.
  • Трансформация языковой политики в период перестройки и в ранний постсоветский период.
  • Современная российская языковая политика и языковая политика в государствах бывшего СССР.
  • Введение - что такое языковая политика
  • Глобализация и роль английского языка
  • Языковая политика в Африканских странах
  • Языковая политика в Евросоюзе
  • Языковая политика в Азиатских странах
  • Языковая политика и средства массовой коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная 1
    Контрольная по вводной части курса (1–2 модуль)
  • неблокирующий Контрольная 2
    Контрольная работа по языковой политике России
  • неблокирующий Контрольная 3
    Контрольная работа по городской и образовательной социолингвистике
  • неблокирующий Экзаменационная контрольная
    Письменный экзамен по всем темам курса
  • неблокирующий Исследовательская работа для получения оценок 9 и 10
    Итоговый исследовательский проект по предложенным темам, сдаётся в виде черновика статьи с опорой на научную литературу, может принести высшие оценки
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    1 * Контрольная 1
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.1 * Контрольная 3 + 0.2 * Исследовательская работа для получения оценок 9 и 10 + 0.6 * Экзаменационная контрольная + 0.1 * Контрольная 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 100 лучших радиоэлектронных схем . — Москва : ДМК Пресс, 2009. — 352 с. — ISBN 5-94074-114-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/861 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • An Introduction to Language Policy: Theory and Method [Электронный ресурс] / ed. by Thomas Ricento; БД ebrary. – Malden: Blackwell Publishing, 2006. – 372 p. - Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=238355&query=language+policy
  • Baker, P. (2010). Sociolinguistics and Corpus Linguistics. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=324962
  • Baldauf, R. B., & Liddicoat, A. (2008). Language Planning and Policy: Language Planning in Local Contexts. Buffalo, NY: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=222244
  • Bilingualism, Multilingualism, Globalization and Superdiversity: Toward Sociolinguistic Repertoires. (2017). Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.a953a209.d7e4.4b1f.8791.3cf581c09aa1
  • Holmes, J., & Wilson, N. (2017). An Introduction to Sociolinguistics (Vol. Fifth Edition). Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467482
  • Johnson, D.C. Language Policy [Электронный ресурс] / David Cassels Johnson; БД ebrary. – New York: Palgrave Macmillan, 2013. – 291 p. - Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1431382&query=language+policy. – Загл. с экрана.
  • Johnson, S. A., & Milani, T. M. (2010). Language Ideologies and Media Discourse : Texts, Practices, Politics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344278
  • Mesthrie, R. (2011). The Cambridge Handbook of Sociolinguistics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400558
  • Mowbray, J. Linguistic Justice: International Law and Language Policy / Jacqueline Mowbray; БД Oxford Scholarship Online. – Oxford: Oxford University Press, 2012. – Режим доступа: http://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780199646616.001.0001/acprof-9780199646616?rskey=QMKq0H&result=2.
  • Shohamy, E. G. (2006). Language Policy : Hidden Agendas and New Approaches. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=159482
  • Uniformity and Diversity in Language Policy: Global Perspectives [Электронный ресурс] / ed. by Catrin Norby, John Hajek; БД ebrary. – Bristoll: Buffalo: Toronto: Multilingual Matters, 2011. – 272 p. – Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=837811&query=multilingual+matters
  • Языковая политика во франкоязычных странах Африки: Центральноафриканская Республика, Камерун и Сенегал: Монография / Ж. Багана, Ю.И. Стрябкова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 116 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (о) ISBN 978-5-16-005531-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/304558

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bamman, D., Eisenstein, J., & Schnoebelen, T. (2014). Gender identity and lexical variation in social media[The resear]. Journal of Sociolinguistics, 18(2), 135–160. https://doi.org/10.1111/josl.12080