• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как спасти языки и культуру малых народов: магистранты представили свои стратегии развития языковой политики в регионах России

Студенты 2 курса программы "Языковая политика" защитили стратегии развития языковой политики в разных регионах России. Магистранты подготовили эти проекты в рамках курса "Педагогика и психология высшей школы: языковые проблемы образовательной политики".

Надежда Княгинина и студенты 2 курса магистратуры "Языковая политика" на защите стратегий в рамках курса "Педагогика и психология высшей школы: языковые проблемы образовательной политики"

Надежда Княгинина и студенты 2 курса магистратуры "Языковая политика" на защите стратегий в рамках курса "Педагогика и психология высшей школы: языковые проблемы образовательной политики"

 

Всего на защите было представлено 5 стратегий, которые студенты готовили в группах в течение 1,5 месяцев. Подготовкой руководила Надежда Княгинина, старший преподаватель в Институте образования НИУ ВШЭ. Разработанные стратегии нацелены на развитие языковой политики как в конкретных регионах, так и в федеральных округах страны. Защиты проходили в смешанном формате: часть студентов выступила очно, часть — онлайн. 

Развитие и поддержка этнокультурного разнообразия северо-западных регионов РФ

Стратегию подготовили: Анастасия Решетникова, Кристина Зубарева, Алёна Миронова и Полина Недайхлеб

Студенты сфокусировались на развитии этнокультурного разнообразия в Северо-западном федеральном округе России, к которому относятся такие регионы, как Республика Коми, Республика Карелия, Мурманская область, Ненецкий автономный округ и т. д. Этнический состав этих регионов очень разнообразен: там проживают карелы, саамы, ижемцы и ненцы, чьи языки и культура постепенно увядают — несмотря на активную национальную политику государства.

Изучив законодательство и историю регионов, магистранты предложили обширную стратегию развития и поддержки культурного и этнического разнообразия регионов. Главное направление стратегии — популяризация миноритарных языков и культур. Достигнуть этого студенты предлагают следующим образом:

  • спонсировать тематические события, посвященные народам и языкам регионов (модные показы, праздничные концерты, фестивали народной музыки и танцев);
  • «создать» рэп-артиста, поющего на саамском или карельском языках;
  • снимать фильмы и мультфильмы на миноритарных языках;
  • провести всероссийскую конференцию для школьников и студентов, на которой они расскажут о языках и культуре народов.

Это лишь несколько шагов, которые студенты предлагают предпринять. Они предполагают, что если удастся найти финансирование для организации этих шагов, регионы Северо-западного федерального округа привлекут больше туристов и инвесторов, а жители региона будут ценить свою разнообразную культуру и поддерживать ее.

Стратегия реализации языковой политики в отношении этнических меньшинств Сахалинской области

Стратегию подготовили: Арина Андриевская, Алина Дереш, Александра Суховеева, Мария Кайгородова и Айгуль Юсупова

На создание этой стратегии студентов вдохновила экспедиция на Сахалин, которая прошла в октябре 2021 года в рамках производственной практики на "Языковой политике". Благодаря этой поездке магистрантам удалось собрать немало эмпирических данных о текущей языковой ситуации на Сахалине. Основные миноритарные языки там: нивхский, уйльтинский (орокский язык), эвенкийский и нанайский, а также корейский. Студентам удалось выяснить, в каких школах преподаются миноритарные языки региона, каково отношение жителей к ним и насколько эффективны меры по защите и сохранению этих языков, которые предпринимает государство.

Проанализировав данные, магистранты предложили стратегию по развитию 2 языков региона. Первый — нивхский, так как он имеет статус вымирающего. Второй — корейский, так как немалая часть жителей региона — корейцы, и они должны иметь право изучать и использовать свой язык. Сохранить и развивать нивхский и корейский языки студенты предлагают следующим образом:

  • организовать этно-языковой лагерь для школьников, интересующихся нивхским языком и культурой;
  • поддерживать и развивать "языковые гнезда" для изучения нивхского и привлекать к обучению молодежи старшее поколение;
  • запустить СМИ на корейском языке — как печатные, так и телевизионные;
  • финансировать языковые стажировки "сахалинских корейцев" в Южную Корею.

Полная стратегия включает в себя большее количество предполагаемых шагов. Если этот проект реализовать, уверены студенты, то удастся предотвратить исчезновение нивхского и помочь развитию корейского языка на Сахалине.

Стратегия по налаживанию межэтнических отношений в Южном Федеральном Округе

Стратегию подготовили: Анастасия Арбузова-Матвеева, Арина Афанасьева, Мадина Каде и Юлия Ильина

В состав Южного федерального округа России входят 6 регионов: Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Волгоградская, Астраханская и Ростовская области. В каждом из этих регионов проживают представители не менее 100 разных национальностей, народностей и конфессий. Соответственно, высок риск разнообразных конфликтов между жителями. Чтобы предотвратить их, студенты предлагают действовать следующим образом:

  • назначать главами регионов только тех, кто знаком с их спецификой;
  • развивать культурные центры в регионах;
  • создать мультиэтничные школы и адаптировать детей к учебе в них;
  • контролировать этнический состав органов местной власти, чтобы не допустить дискриминации и выделения одного «титульного этноса» в регионах.

Таким образом, студенты акцентируют внимание на административной и образовательной сферах, а также предлагают развивать культуру разных народностей и национальностей. Магистранты надеются, что такой подход поможет снизить уровень напряжения в Южном федеральном округе.

Стратегия развития языкового образования в субъектах-республиках Российской Федерации

Стратегию подготовили: Виталий Андрианов, Зарина Калыкова, Елизавета Крюкова и Павел Михайлов

В рамках этой стратегии студенты предлагают реформировать систему языкового образования в субъектах России, имеющих статус республик. Их в России 22 и к ним относятся, например, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Мордовия, Тыва и т. д. Этнический состав этих регионов очень разнообразен, поэтому регулирование языкового образования необходимо — тем более, в этой сфере немало проблем (например, недостаток методических пособий и учителей).

Магистранты предлагают следующие шаги, чтобы исправить ситуацию:

  • проводить учебные экспедиции в сообщества носителей миноритарных языков;
  • создать Институт уполномоченного по языковым правам при главе республики, в рамках которого будут решаться вопросы сохранения национальных языков и культур в различных сферах, включая образование;
  • увеличить количество часов на преподавание миноритарных языков в школе;
  • знакомить население с грантовыми программами, чтобы жители могли получить финансирование своих языковых проектов.

Магистранты полагают, что если воплотить в реальность их стратегию, то удастся создать такую систему образования, которая будет способствовать сохранению языковой идентичности народов России.

Стратегия развития языковой политики в сфере образования в Чукотском автономном округе

Стратегию подготовили: Александр Артамонов, Нора Арутюнян, Анастасия Григорьева и Арина Косарева

В основе этой стратегии лежит многомесячное исследование языковой политики Чукотского автономного округа. Студенты занялись этой темой еще на 1 курсе магистратуры и продолжают дополнять и расширять свой проект.

Магистранты сосредоточились на реформах системы образования в регионе, чтобы помочь в развитии и сохранении чукотского, эвенского и эскимосского языков. Число носителей этих языков в регионе постепенно сокращается, и если не предпринять никаких шагов, то исчезнут и сами языки, и вся культура народов. Чтобы этого не произошло, студенты предлагают:

  • создать детские сады, в которых 80% воспитания и обучения ведется на миноритарных языках;
  • внедрить в систему школьного образования изучение предметов на миноритарных языках и сокращать их количество постепенно, от 1 класса к 11, чтобы к окончанию учебы дети свободно владели и родным языком, и русским;
  • запустить 2-летнюю программу подготовки преподавателей миноритарных языков в колледже.

Если эта стратегия будет внедрена, то качество языкового образования на Чукотке повысится, а актуальность миноритарных языков возрастет. Студенты также планируют доработать стратегию, включив в нее реформы в сфере культуры и СМИ. Впоследствии они предложат доработанный проект в соответствующие органы исполнительной власти, чтобы реализовать ее в регионе.