• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогика и психология высшей школы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Бганко Ольга Дмитриевна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу М.1 (Дисциплины направления) Основной образовательной программы (ООП) магистратуры и для специализации «Лингвистика» является его базовой частью (М.1.М.3) и предназначена для студентов 1 курса. Для успешного усвоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» необходимо предшествующее изучение таких учебных курсов как: «Общие основы педагогики», «Дидактика», «Теория и методика воспитания», «Общая психология», «История психологии», «Психология личности». Программа учебного предмета «Педагогика и психология высшей школы» знакомит обучающихся с целями, задачами, принципами, методами, формами и средствами обучения и воспитания в высшей школе; раскрывает основные методы научных психолого-педагогических исследований, факторы развития личности, психологические особенности деятельности преподавателя, основы образовательных технологий и педагогических коммуникаций. Основные положения курса «Педагогика и психология высшей школы» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Основы преподавания иностранных языков», «Теория и методика преподавания иностранных языков», «Практикум по методике преподавания иностранных языков».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у обучающихся педагогических и психологических компетенций, системы знаний, практических умений и личностных качеств, обеспечивающих возможность решать профессиональные задачи в процессе педагогической деятельности.
  • Освоение теоретико-методологических и практических основ педагогики и психологии высшей школы.
  • Ознакомление с отечественными и зарубежными педагогическими концепциями, теориями и современными образовательными технологиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определить сущность основных понятий: педагогика ВШ, объект, предмет, задачи педагогики ВШ, образование, воспитание, развитие, обучение, социализация.
  • Определить основные тенденции развития высшего образования в различные исторические периоды в России.
  • Сравнить концепции образовательных систем в разных странах.
  • Выявить цели, задачи функции высшего образования.
  • Определить сущность образовательного процесса и его структуры.
  • Усвоить понятия методология педагогической науки, структура методологического знания, методы педагогических исследований. Раскрыть методологические подходы и метапринципы в образовании.
  • Усвоить принципы и правила их реализации в учебном процессе.
  • Развести понятия о методологических основаниях обучения, метапринципах педагогики высшей школы и методах обучения.
  • Определить алгоритм ведения лекции, семинара, практического занятия.
  • Раскрыть сущность проведения диагностики и контроля в обучении.
  • Выявить преимущества и слагаемые образовательных технологий.
  • Определить задачи и особенности, структуру, функции и принципы психологии высшей школы.
  • Раскрыть суть основных подходов к пониманию и осмыслению психики в российской и зарубежной науке.
  • Сформировать общее понятие о деятельности: понятие и виды, компоненты, структура.. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.
  • Составить психологическую характеристику студенческого периода.
  • Сформировать представление о кризисе идентичности.
  • Определить психолого-педагогическую компетентность преподавателя вуза: коммуникативная, организаторская, гностическая, проектная, конструктивная.
  • Раскрыть компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический, эвристический, личностный.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Становление высшего образования в России и за рубежом.
    Тема 1.1. Педагогика и психология высшей школы как учебная дисциплина, структура учебного курса. История развития и современное состояние высшего образования в России и за рубежом. Тема 1.2. Тенденции развития высшей школы на современном этапе.
  • Раздел 2. Теоретические основы педагогики высшей школы.
    Тема 2.1 Педагогика высшей школы в системе психолого-педагогических знаний. Структура и содержание образовательного процесса в вузе. Тема 2.2. Методология педагогики высшей школы.
  • Раздел 3. Дидактика и воспитание в образовательном процессе высшей школы.
    Тема 3.1. Дидактика как теория обучения. Методологические основания, закономерности и принципы обучения в высшей школе. Тема 3.2. Методы и средства обучения в высшей школе. Тема 3.3. Формы организации обучения в высшей школе. Тема 3.4. Диагностика и контроль в высшей школе. Тема 3.5. Современные образовательные технологии.
  • Раздел 4. Психология высшей школы.
    Тема 4.1. Психология высшей школы, предмет, задачи и методы. Тема 4.2. Психологические особенности деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Тема 4.3. Психологический анализ деятельности обучающихся в вузе и личности студента. Тема 4.4. Психолого-педагогические основы деятельности и педагогического мастерства преподавателя высшей школы. Тема 4.5. Общая и профессиональная культура преподавателя вуза.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные ответы студентов в ходе практических занятий.
    Устная форма ответа
  • неблокирующий Тестирование на этапе рубежного контроля
    Тестирование по пройденному материалу
  • неблокирующий Портфолио с заданиями для самостоятельной работы
    Представление эссе по теме, отчеты по практическим заданиям, отчет по работе с лекцией и проверка письменных работ по материалам лекций.
  • неблокирующий Тестирование для оценки работы по онлайн курсу
    Тестирование по пройденному материалу
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится по билетам, которые включают 40 вопросов по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы».
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Портфолио с заданиями для самостоятельной работы + 0.1 * Тестирование для оценки работы по онлайн курсу + 0.2 * Тестирование на этапе рубежного контроля + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Афонин И.Д. и др. - Психология и педагогика высшей школы - Русайнс - 2016 - 244с. - ISBN: 978-5-4365-0891-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920123

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шарипов, Ф. (2015). Педагогика И Психология Высшей Школы (Учебное Пособие). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDD449FC