• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История и методология науки

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для магистров, обучающихся по программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». Магистры знакомятся с фундаментальными составляющими истории и методологии науки: историей возникновения и развития научных программ в контексте развития культуры и философии, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации познания, этикой научного исследования и межкультурной коммуникации, спецификой дисциплинарных и междисциплинарных исследований, способами стимулирования креативного мышления и креативности в языке, стратегиями научного поиска и научного исследования на современном этапе развития постнеклассической науки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель учебного курса – сформировать у студентов систему знаний, отвечающую принятым стандартам. Вызовы современной техногенной цивилизации требуют от будущих специалистов быть а) творческими, креативно мыслящими, б) способными продуцировать новое знание и интегрировать его в соответствии с современными трендами междисциплинарного синтеза знания, в) прогнозировать и строить образы желаемого и благоприятного будущего, конструировать лингвистические, технические, экономические, социальные среды в соответствии с этими образами.
  • Студент понимает смысл основных проблем и дискуссий о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки, о разграничении и наведении мостов между фундаментальным и прикладным, дисциплинарным и междисциплинарным в науке; критически оценивать явления и факты псевдонаучных и паранаучных исследований.
  • Студент свободно использует концептуально-понятийный аппарат и терминологию философии науки в исследовательской работе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает историю становления и развития научных программ, основные методы научного исследования и стратегии научного поиска, содержание наиболее значимых философских концепций как мировоззренческих регулятивов, оказавших влияние на динамику развития научного знания в его истории и на формирование современного облика науки
  • Студент должен знать: 1) предмет и проблемное поле истории и философии науки, 2) уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии; 3) знать основные школы философии науки; 4) ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук (онлайн курс)
    Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания. Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.
  • Предмет и основные понятия методологии науки. Возникновение и развитие идеи научного метода
    Предмет методологии науки и ее связь с историей науки. Основные понятия методологии науки. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий. Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. Наука и техника: сциентистские и антисциентистские трактовки науки. Наука и гуманизм. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе или контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий результат освоения онлайн курса
    определяется онлайн курсом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * результат освоения онлайн курса + 0.5 * Устный экзамен + 0.3 * Эссе или контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Князева Е. Н. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05131-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-mezhdisciplinarnye-strategii-issledovaniy-409000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия науки. Общие проблемы : учебник для системы послевуз. проф. образования, Степин, В. С., 2008