• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общее языкознание и история лингвистических учений

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Яковенко Екатерина Борисовна

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины «Общее языкознание и история лингвистических учений» базируется на следующих дисциплинах: – введение в языкознание; – история изучаемого языка; – теория первого иностранного языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Объяснение сущности важнейших сторон и свойств языка.
  • Изложение новейших лингвистических концепций.
  • Ознакомление студентов с фактами общего языкознания.
  • Привитие навыков самостоятельной работы с лингвистической литературой.
  • Привитие умения сопоставлять различные точки зрения на языковые явления и выявлять общие и специфические черты языков мира, в том числе изучаемых в рамках специальности языков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент обсуждает ключевые вопросы современной лингвистики.
  • Студент определяет генеалогическую и типологическую классификацию языков.
  • Студент ориентируется в школах и направлениях зарубежного и отечественного языкознания до середины ХХ в.
  • Студент ориентируется в школах и направлениях современного языкознания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Ключевые проблемы языкознания.
    Тема 1. Язык как знаковая система. Свойства языкового знака. Знаковая природа языка. Тема 2. Структура языка. Языковые единицы и отношения между ними. Происхождение языка. Тема 3. Происхождение языка. Тема 4. Развитие языка. Языковые изменения.
  • Раздел 2. Типология языков.
    Тема 5. Генеалогическая классификация языков. Тема 6. Фонетико-фонологическая типология языков. Тема 7. Морфологическая типология языков. Тема 8. Синтаксическая типология языков. Тема 9. Лексическая типология языков. Тема 10. Социальная типология языков.
  • Раздел 3. История лингвистических учений.
    Тема 11. Лингвистические знания в древнем мире. Тема 12. Языкознание в Средние века и Новое время. Языкознание в эпоху Просвещения. Тема 13. Сравнительно-историческое языкознание в Германии в 1-й пол. XIX в. Тема 14. Философия языка В. фон Гумбольдта. Языкознание в Германии во 2-й пол. XIX в. Тема 15. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Женевская и французская социологические школы (Ш. Балли, А. Мейе). Тема 16. Американская лингвистика (Ф. Боас, Э. Сепир, Л. Блумфилд). Возникновение и развитие структурализма. Генеративная лингвистика. Тема 17. История русского языкознания от истоков до XVIII в. Русское языкознание в XVIII в. Тема 18. Русское языкознание в XIX – начале ХХ в. Харьковская, Казанская, Московская лингвистические школы. Тема 19. Советское языкознание 1-й пол. ХХ в.
  • Раздел 4. Направления современных лингвистических исследований.
    Тема 20. Современное состояние сравнительно-исторических исследований. Тема 21. Когнитивная лингвистика. Лингвокультурология. Тема 22. Коммуникативная лингвистика. Психолингвистика. Социолингвистика. Тема 23. Лингвистика текста. Дискурсивная лингвистика. Тема 24. Корпусная лингвистика. Компьютерная лингвистика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    На семинарских занятиях оценивается: 1) теоретическая подготовка (умение отвечать на теоретические вопросы семинара); 2) практическое умение проанализировать ту или иную языковую единицу по соответствующим параметрам; 3) практическое умение решить лингвистическую задачу. Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях: участие в деловых играх, дискуссиях, правильность ответов и решений задач и т.д. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзаменационная оценка составляет максимально 10 баллов, учитываются такие параметры ответа, как его правильность, полнота, логичность, последовательность, наличие примеров, понимание студентом места данного явления в языке (языках), связь данного явления с другими, знание персоналий соответствие презентации устному докладу.
  • неблокирующий Письменные работы
    2 эссе, 1 доклад, 3 письменные работы.
  • неблокирующий Доклады
    10-балльная шкала
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Доклады + 0.2 * Письменные работы + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Мечковская Н.Б. — Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков: учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-275-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/74738

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голикова Т. А. (2015). Введение в языкознание : учебное пособие. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467205