• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогика и психология высшей школы

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Педагогика и психология высшей школы» направлена на освоение теоретико-методологических и практических основ педагогики и психологии высшей школы, ознакомление с отечественными и зарубежными педагогическими концепциями, теориями и современными образовательными технологиями. Программа учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» знакомит обучающихся с целями, задачами, принципами, методами, формами и средствами обучения и воспитания в высшей школе; раскрывает основные методы научных психолого-педагогических исследований, факторы развития личности, психологические особенности деятельности преподавателя, основы образовательных технологий и педагогических коммуникаций. Курс проводится в режиме онлайн, с несколькими аудиторными консультациями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у обучающихся педагогических и психологических компетенций, системы знаний, практических умений и личностных качеств, обеспечивающих возможность решать профессиональные задачи в процессе педагогической деятельности.
  • Освоение теоретико-методологических и практических основ педагогики и психологии высшей школы
  • Ознакомление с отечественными и зарубежными педагогическими концепциями, теориями и современными образовательными технологиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определить основные тенденции развития высшего образования в различные исторические периоды в России.
  • развить многомерного педагогического мышления, адекватного постнеклассическому уровню современного научного знания;
  • сформировать представления об идентичности и кризисе идентичности
  • знать особенности познавательных процессов, эмоциональной и мотивационной сфер участников образовательного процесса и уметь их применять для решения реальных задач
  • простраивать для себя ценностно-смысловых ориентиров профессионально-педагогической деятельности
  • овладеть навыками рефлексивного использования в организации образовательного взаимодействия специфических видов коммуникаций, адекватных постановке и решению образовательных задач в области психологии в условиях современного университета;
  • освоить основные понятия, принципы и методы психолого-педагогической диагностики и мониторинга, позволяющих проектировать и реализовывать развивающий эффект диагностических процедур
  • расширить представления о современных подходах к проблеме психологической безопасности в учреждениях высшего профессионального образования;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образовательная транспектива современного российского образования
    Тема 1. Модели реформирования отечественного образования в ХХ Тема 2. Болонский процесс и реформирование отечественного образования в нач. ХХI вв.
  • Психология мотивации,вовлеченности и достоверности в образовательный процесс
    Тема 1 Аутентификация и идентичность Тема 2. Мотивация и психологическая активность
  • Убеждающая коммуникация в образовательных практиках
    Тема 1. Виды и критерии конструктивности психолого-педагогического влияния. Тема 2 Приемы организации конструктивного педагогического общения. Тема 3. «Убеждение» как конструктивный вид психолого-педагогического влияния
  • Аутентичное оценивание образовательных результатов
    Тема 1. Мониторинг инновационных образовательных результатов Тема 2 Аутентичное оценивание образовательных результатов Тема 3. Рейтинговая система как предмет профессионального мышления преподавателя высшей школы. Подтема 1. Результаты освоения учебной дисциплины: психолого-образовательный контекст. Подтема 2. Психолого-дидактические возможности учебных заданий и рекомендации по проектированию их операционного состава
  • Психологическая безопасность участников образовательного процесса
    Тема 1. Специфика и профилактика угроз психологической безопасности участников образовательного процесса в вузе Подтема 1. Психологическая безопасность: угрозы психологической безопасности, формы и последствия психологического насилия во взаимодействии для студентов и педагогов. Подтема 2. Эмоциональное выгорание педагога. Индивидуальная уязвимость участников образовательного процесса с различными акцентуациями характера.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Портфолио с заданиями для самостоятельной работы
  • неблокирующий Экзамен
    1. Экзамен проходит в онлайн-формате на платформе Zoom 2. Перед началом экзамена студент обязан показать свой студенческий билет. Если экзамен проходит на платформе Zoom студент обязан зайти в конференцию под своими фамилией и именем. Студент обязан подключиться к видеоконференции, загрузить файл в информационную образовательную систему, завершить тест или иным уточненным с преподавателем способом явиться на экзамен в указанное в расписании время. В случае опоздания студента время, отведенное на экзамен, продлевается по усмотрению преподавателя (п.34 Положения об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»). Экзамен проводится в письменной форме дистанционно без прокторинга. Экзамен состоит из письменного ответа на 2 вопроса. Общее время Экзамена – 60 минут. Перерыв в процессе Экзамена не предусмотрен. 3. Язык проведения экзамена – русский. 4. Для участия в экзамене студенту необходимо: Подготовить документ, удостоверяющий личность (оригинал паспорта, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры, микрофона, наушников или динамиков, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты (ручки, белые листы формата А4 для черновика); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу LMS. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, следует проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзамене. 5. Студент-участник экзамена обеспечивает технические требования к ПК студента, проводит итоговую проверку ПК студента не позднее чем за 24 часа до экзамена: экзамен может быть выполнен на стационарном компьютере или ноутбуке (мобильные устройства поддерживаются). • достаточный уровень освещенности; • низкий уровень шума; • отсутствие помех передачи видео - и аудиосигнала; • наличие исправной и включенной веб-камеры (включая встроенные в ноутбуки); • наличие исправного и включенного микрофона (включая встроенные в ноутбуки); • наличие постоянного интернет-соединения со скоростью передачи данных от пользователя не ниже 5 Мбит/сек. Если возникли проблемы с видео или аудио связью до начала экзамена, необходимо предупредить об этом преподавателя и менеджера ОП по корпоративной почте (одним письмом). В письме необходимо детально описать ситуацию и приложить подтверждающие материалы (скриншот экрана, включающий системное время создания скриншота/ фото, видео и т.д.). (п.3 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) 6. Во время письменной части экзамена студенту запрещено: • выключать видеокамеру, микрофон; • пользоваться автокорректорами, конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; • покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); • пользоваться наушниками, гарнитурами; • пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); • привлекать посторонних лиц для помощи в написании экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; • вслух громко зачитывать задания; 7. Нарушения связи в процессе Экзамена: Кратковременным нарушением связи в период Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Zoom не более 5 минут. Если во время экзамена возникли кратковременные нарушения связи (до 5 минут) со стороны студента: • во время письменной части - студент будет иметь возможность выполнить другой вариант письменной работы. (п.2.4 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) Долговременным нарушением связи во время Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Zoom 5 минут и более.
  • неблокирующий Ответы на консультациях
  • неблокирующий результат освоения онлайн-курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Ответы на консультациях + 0.2 * Портфолио с заданиями для самостоятельной работы + 0.2 * результат освоения онлайн-курса + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Афонин И.Д. и др. - Психология и педагогика высшей школы - Русайнс - 2016 - 244с. - ISBN: 978-5-4365-0891-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920123

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шарипов, Ф. (2015). Педагогика И Психология Высшей Школы (Учебное Пособие). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDD449FC