• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общее языкознание и история лингвистических учений

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина имеет своей целью объяснение сущности важнейших сторон и свойств языка, изложение новейших лингвистических концепций, привитие глубокого уважения к отечественному языкознанию, ознакомление студентов с фактами общего языкознания, привитие им навыков самостоятельной работы с лингвистической литературой, умения сопоставлять различные точки зрения на языковые явления и выявлять общие и специфические черты языков мира, в том числе изучаемых в рамках специальности языков. Одновременно с основным курсом изучается онлайн курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина имеет своей целью объяснение сущности важнейших сторон и свойств языка, изложение новейших лингвистических концепций, привитие глубокого уважения к отечественному языкознанию, ознакомление студентов с фактами общего языкознания, привитие им навыков самостоятельной работы с лингвистической литературой, умения сопоставлять различные точки зрения на языковые явления и выявлять общие и специфические черты языков мира, в том числе изучаемых в рамках специальности языков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Students should know the principles of phonetic, phonological, lexical, morphological, syntactic typology of languages, as well as their genealogical and social classification.
  • students should know the history of linguistic studies, starting with the earliest linguistic theories.
  • Students should know the main main aspects and properties of language, as language structure, origin of language, language change, functioning in the society, language contacts, etc.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2. Linguistic typology
  • 3. History of linguistic studies
  • 1. Key issues of linguistics
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устная аудиторная работа
  • неблокирующий Письменные работы
    Предполагается подготовка трех письменных работ (1 работа в конце каждого раздела курса): 1) развернутое описание какого-либо языкового изменения (в фонетике, лексике грамматике на материале любого языка) с его экспликацией (до 1 страницы текста А4, шрифт Times New Roman 14, интервал 1, до 400 слов); 2) описание языка по заданным социолингвистическим и типологическим параметрам, (до 3 страниц текста А4, Times New Roman 14, интервал 1, до 1200 слов); 3) эссе-изложение концепции лингвиста (школы, направления) (до 3 страниц текста А4, Times New Roman 14, интервал 1, до 1200 слов).
  • неблокирующий Онлайн-курс
    Онлайн-курс Miracles of Human Language: An Introduction to Linguistics https://www.coursera.org/learn/human-language
  • неблокирующий Экзамен
    Преподаватель и студенты руководствуются правилами проведения экзамена в модуле 2 (прикрепленный файл в "примеры заданий").
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Онлайн-курс + 0.3 * Письменные работы + 0.3 * Устная аудиторная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Даниленко В.П. - Общее языкознание и история языкознания - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 272с. - ISBN: 978-5-9765-0708-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84584
  • Фортунатов Ф. Ф. - СРАВНИТЕЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 176с. - ISBN: 978-5-534-02953-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sravnitelnaya-morfologiya-indoevropeyskih-yazykov-437579

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История лингвистических учений : учеб. пособие для вузов, Кондрашов, Н. А., 2004
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
  • Сравнительная типология основных европейских языков : учеб. пособие для вузов, Зеленецкий, А. Л., 2004