• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательская работа и практика

При подготовке магистров важное  значение имеет научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа, проводимая в рамках научно-исследовательского семинара. Каждый модуль посвящен отдельной тематике и связан с научно-исследовательской практикой.

Концепция научно-исследовательского семинара

Одним из основных принципов, лежащих в основе магистерских программ в НИУ ВШЭ, является развитие компетенций, направленных на подготовку магистров к научно-исследовательской деятельности. В соответствии с этим, научная работа представляет важнейшую часть учебного процесса, на которую отводится 52 з.е. образовательной программы. Основными формами организации этой работы являются научно-исследовательский семинар (НИС), мастер-классы с привлечением ведущих специалистов в области языкового образования, перевода и межкультурной коммуникации, ежегодные научно-практические конференции. Полученные знания и навыки должны стать инструментом самостоятельной исследовательской деятельности магистра. Участие в семинаре позволяет студентам освоить методологию научно-исследовательской деятельности, технологии и инструментарии  поддержки научных исследований в выбранной профессиональной области. Студенты должны активно включиться в жизнь научного сообщества через участие в научных мероприятиях различного уровня.

 В рамках семинара планируется организовать интенсивное обсуждение актуальных проблем, идей, проектов в области лингвистики, теории и методики преподавания, межкультурной коммуникации, перевода и переводоведения.

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы, закрепляемые в ходе выполнения курсовой работы и написания выпускной квалификационной работы. Важнейшие задачи семинара – развитие у студентов навыков совместной исследовательской работы, стимулирование их исследовательской и публикационной активности.

Задачи научно-исследовательского семинара :

1.     Интенсивное введение в проблематику и методы современных научных исследований в области лингвистики, позволяющее студентам выбрать направление и тему исследования для выполнения  работы и ВКР.

2.     Оказание поддержки студентам в определении тем исследований, конкретизации методов исследования, подходов к решению поставленных задач.

3.     Формирование навыков и умений академической работы, планирования и проведения исследований, выполнения коллективных и индивидуальных проектов, подготовки и оформления результатов научной работы.

4.     Развитие навыков и умений научной аргументации и публичного выступления  в ходе обсуждения проектов и результатов  научно-исследовательских работ.

5.     Экспертное сопровождение работы студентов в работе над ВКР.

Тематические направления семинара:

1 модуль – «Фонетический аспект речевой коммуникации»

2 модуль – «Язык для специальных целей»

3 модуль – «Проблемы, тенденции и перспективы развития международного туризма»

4 модуль – «Лингвокультурологические основы межкультурной коммуникации»

Проведение семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Научно-исследовательский семинар выполняет функцию насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной тематической ориентации студентов и их динамичной ориентации в современные исследовательские практики в соответствие с выбранным направлением работы.

Мастер-классы проводятся с привлечением ведущих специалистов по направлениям подготовки. Целью мастер-классов является ознакомление студентов с актуальными проблемами теоретических исследований и возможностями их прикладного применения в сфере профессиональной деятельности на современном этапе.

Участие в научно-практической конференции позволит студентам освоить методологию научно-исследовательской деятельности, технологии и инструментарии поддержки научных исследований в выбранной профессиональной области. Студенты должны активно включиться в жизнь научного сообщества через участие в научных мероприятиях различного уровня.

Формы участия в студенческой научно-практической конференции:

1.         Участие в работе оргкомитете конференции.

2.         Пленарный доклад.

3.         Выступления на секционных заседаниях.

4.         Стендовый доклад.

5.         Участие в работе круглых столов и дискуссионных групп.

6.         Подготовка публикаций в сборник научно-практической конференции.

 

Отчётность студентов по семинару

            На заседании Академического совета утверждается концепция НИС и рабочие программы, состав приглашаемых преподавателей и специалистов, контролируется содержательное наполнение данного семинара и утверждаются итоговые оценки студентов за работу на семинаре по представлению руководителю семинара.

В качестве итогового контроля предусматриваются экзамены по окончании каждого модуля. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

            Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из следующих оценок:

1)     подбор библиографии, оценки текстов отчетов, в которых отражены этапы работы над курсовой/квалификационной работой;

2)     оценки участия студента в дискуссиях, коллективных и/или индивидуальных проектах. 

Руководство практикой

Кроме научно-исследовательского семинара в магистратуре предполагаются практики:

1) научно-исследовательская практика,  Программа научно-исследовательской практики

 2) производственная практика (педагогическая, переводческая).  Программа педагогической практики

 

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

 Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются по каждому виду практики.

Практики могут проводиться на базе НИУ ВШЭ, а также  в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах  образовательной организации высшего образования, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Департаментом назначается руководитель научно-исследовательской/производственной практикой, который осуществляет общую координацию деятельности департамента по организации и проведению практики.

Проектная деятельность также, согласно образовательному стандарту, является обязательной на 1 курсе. Студенты могут выбрать любой интересующий их проект с «Ярмарки проектов» НИУ ВШЭ весом не менее 3 з.е.