• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антимонопольное регулирование в новой экономике

В рамках проводимого на магистерской программе «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности» цикла лекций по дисциплине «Антимонопольное регулирование в новой экономике», Иванов Алексей Юрьевич, директор института права и развития ВШЭ — Сколково, рассказал студентам об особенностях антимонопольного регулирования рынков в Интернете.

В своем выступлении, особое внимание лектор уделил проблеме антимонопольного регулирования мобильных платформ, в частности процессу Яндекс против Google. Здесь возникает несколько вопросов, с которыми стандартная концепция антимонопольного права не может справиться в полной мере. Во-первых, основная направленность антимонопольного регулирования – поддержание рыночной конкуренции, и как следствие, уменьшение стоимости товара для конечного потребителя. Однако, в большинстве сервисов, которые предлагаются поисковыми системами, отсутствуют финансовые отношения между потребителями услуг и продавцами, но ценность представляет информация о пользователях. Во-вторых, конкуренцию на каких рынках необходимо рассматривать? Если брать весь рынок рекламы, то поисковые системы занимают небольшую долю среди баннеров, телевизионной рекламы и т.п., но в то же время, в рамках отдельных платформ, например, Android, Google занимает доминирующее положение в сфере рекламы, где его доля рынка достигает около 90%. В результате, Google может использовать весь пул человеческих ресурсов, который недоступен другим участникам на рынке.
Здесь возникает другой вопрос, насколько необходимо производить регулирование отдельной платформы и рассматривать её не в качестве составного элемента рынка, а как сам рынок, где будет применяться соответствующее антимонопольное регулирование. Против такого регулирования выступают создатели платформ, вложившие соответствующие средства в развитие и продвижение своего продукта, в то время, как конкуренты пытаются без достаточных вложений использовать чужие решения в собственных коммерческих интересах. В то же время, если открыть платформу для третьих лиц, то производители не смогут обеспечить единство и высокое качество предложений, как если бы это было от одного производителя. Примером может выступать продукция фирмы Apple, которая, навряд ли, была бы столь успешной, если бы платформа IOS была открытой. Решением данной проблемы может выступать не регулирование самой платформы, а возможность свободного перемещения информации из одной платформы в другую, что в свою очередь является более предпочтительным вариантом.