• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Механизм правовой оценки онлайн-сервисов – НИС с Еленой Ефремцевой

7 февраля на научно-исследовательcком семинаре студенты обсудили правовые аспекты работы онлайн-сервисов. Подробно об этом рассказала Елена Ефремцева, руководитель направления «Интеллектуальная собственности и онлайн-сервисы» департамента по правовым вопросам компании Rambler&Co.

По мнению приглашенного эксперта, задача юриста в IT-сфере не исключение рисков, а работа с рисками, оценка которых всегда происходит с помощью правового анализа. Онлайн-сервис всегда имеет конкретную бизнес-задачу, поэтому юрист не должен работать автономно, должен учитывать бизнес-часть и принимать целесообразное решение.
Существует несколько видов онлайн-сервисов: контентные сервисы (например, Афиша, Газета.Ru, Индикатор), сервисы, предоставляющие пользователям удобный функционал (размещение объявлений, бронирование услуг, оплата счетов, сравнение цен и т.д.), предоставляющие возможность покупки (сектор электронной коммерции), и сервисы, основное содержание которых составляет пользовательский контент (UGC - User Generated Content). Отвечая на вопрос «какую задачу имеет конкретный сервис?», юрист определяет блок основных правовых вопросов, которые могут возникнуть в процессе работы онлайн-продукта. Основные положения, которые юристы исследуют во время работы над онлайн-проектами, касаются использования объектов интеллектуальной собственности, реализации функции оплаты на сервисе, использование пользовательских данных и обработка персональных данных. При этом в зависимости от специфики сервиса может возникать блок специальных вопросов: так, в случае контентного сервиса необходимо проверить основания применения положений о новостном агрегаторе, об информационном посреднике и т.д.
Решение правовых вопросов в IT сфере приоритетно, поскольку законодательство не всегда даёт однозначные ответы, а специфика сферы обуславливает наличие разнородных рисков. Риски всегда соизмеримы с прибылью, поэтому их оценка важна для успешной реализации продукта на рынке.