• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы artlawчасть 3: правовое регулирование сделок

30 ноября в рамках научно-исследовательского семинара состоялась третья встреча 1 курса магистратуры «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности» с вице-президентом, руководителем юридического департамента «Уолт Дисней Компани СНГ»* Ольгой Корнеевой на которой обсуждались основные особенности договоров в сфере art law, а также проблема т.н. «looted art».

Основы artlawчасть 3: правовое регулирование сделок

О. Корнеева, при анализе особенностей договорных правоотношений в сфере art-law отметила важность фигуры арт-дилера (арт-брокера, арт-агента и собственно дилера). Зачастую, дилера и автора связывают федуциарные отношения. Дилер обычно продает картины художника, формирует его карьеру, оказывает маркетинговые услуги, стимулирует международное признание творца, содействует третьим лицам в формировании частных музейных коллекций.

Необходимо отметить, что отношения художника и дилера могут строится по двум основным договорным моделям: «купля-продажа» (outright purchase) или «consignment» (пооручение/комиссия/агентирование). Важно помнить, что при использовании второй модели дилер должен избегать конфликта интересов.

Вице-президент «Уолт Дисней Компани СНГ» также отметила особенности составления договора авторского заказа: четкое описание работы, точного перечня критериев приемки, описание материалов, размера работы, определение принадлежности исключительных прав на конечный и промежуточные результаты работ, установление сроков создания и передачи результата, оплата дополнительных расходов…

Учитывая особенности арт-рынка, О. Корнеева отметила существование двух основных форм продажи предметов искусства: частные продажи и аукционные продажи, при этом каждый из способов имеет как преимущества, так и правовые риски. Так, при частных продажах обеспечивается конфиденциальность и быстрота, однако, не легко проследить юридическую «жизнь» результата интеллектуальной деятельности, гарантировать «чистоту» сделки. При аукционной продаже due diligence берет на себя аукционный дом, а покупатель выплачивает комиссию (примерно 2% от стоимости лота), а аукционный дом получает комиссионное вознаграждение. Аукционная продажа может быть затяжной, но юридически безопасной.

Особенно оживленная дискуссия продолжилась при обсуждении  «looted art». В ходе обсуждения звучали следующие аргументы: вопрос о «looted art», исходя из принципа исторической справедливости не относится к предметам искусства, вывезенным странами-союзницами во Второй Мировой Войне; при решении указанного вопроса должны приниматься во внимание не только исторические корни результата интеллектуальной деятельности, но и надлежащие условия хранения, а также востребованность ознакомления с указанным предметом искусства. Магистранты, вспоминая доводы Б. Савуа о том, что таковые предметы являются «плодом всего человечества» (всемирным наследием), предложили следующий вариант решения проблемы:

Во-первых, государства должны признать невозможность продажи предметов искусства, составляющих такое наследие, следовательно, их бесценность. Во-вторых, государства, в которых находятся такие предметы, не должны в любом случае передавать их в третьи страны, если они могут обеспечить надлежащие условия хранения или в качестве временных экспозиций. В-третьих, государства должны обеспечить реальный и виртуальный доступ каждого лица за разумную плату в течение разумного времени. Данные тезисы могли бы найти отражение в международном договоре.

Особое внимание было уделено т.н. «case study». Так, магистранты обсудили ряд релевантных дел, в частности: Franck Davidovici v Jeff Koons (2018), Rybolovlev v. Bouvier, «Gurlitt» case, «Kneeling Attendants» case и др, привели аргументы в рассматриваемых спорах.

*Уолт Дисней Компани СНГ занимается развитием бизнеса на территории России, стран СНГ, Грузии и Монголии. В России, странах СНГ, Грузии и Монголии компания развивает производство и прокат кинофильмов, сценические постановки, производство и дистрибуцию телевизионного контента, Канал Disney, лицензирование потребительских товаров (одежды, игрушек, товаров для детей, канцелярских принадлежностей, продуктов питания, косметических товаров и другой продукции), лицензирование издательской деятельности (книг и журналов для детей), производство и дистрибуцию цифрового видео, игр для консолей, мобильных и онлайн-игр, а также развивает направление тематических парков и круизных путешествий Disney. (Источник информации: https://about.disney.ru/ )