• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Людмила Зайдельман

Выпускница программы «Компьютерная лингвистика» 2016 года

- Как ты заинтересовалась лингвистикой?
- Я ничего не знала о лингвистике, когда училась в школе, и ничего не знала о лингвистике, когда поступала в институт. Первое образование я получила в РГГУ, когда поступила в Институт Лингвистики. Это была не профильная специальность, а очень узкая и даже боковая - Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере. В основном нас готовили как программистов, но все же нам читали некоторые лингвистические дисциплины: общий синтаксис, общую морфологию, семантику и лексикографию. Тогда я поняла, что это очень классно, и странно, что я об этом не знала раньше.
- То есть ты бакалавриат закончила в РГГУ, а магистратуру уже в Вышке?
- Нет, я закончила в РГГУ специалитет, потом год нигде не училась и наслаждалась жизнью, а потом пошла в магистратуру в Вышку и закончила в 2016 году магистратуру.
- А программированием до первого университета ты как-то увлекалась? У тебя были навыки до этого?
- У меня была достаточно хорошая информатика в школе, и есть смешная история про то, как я поступала. ЕГЭ тогда еще не было поголовным, а на специальность, которую я выбрала, нужно было сдавать ЕГЭ по математике и русскому, а еще один экзамен, третий, был по выбору: либо английский, поскольку это лингвистическая специальность, либо информатика, поскольку это компьютерная специальность. Легенда гласит, что из всего потока, набранного в нашу группу, я единственная выбрала информатику, а все остальные поступили по английскому. Действительно, я этим интересовалась, но ЕГЭ по информатике я не сдавала, потому что его тогда еще просто не было. Зато был внутренний экзамен РГГУ по информатике. Я не была гиком или кем-то еще, да и сейчас не стала, а программировать умела лишь на школьном уровне.
- А какие языки программирования это были?
- В школе моим основным инструментом был Паскаль.
- Чем ты увлекаешься помимо лингвистики и программирования?
- Программированием я почти не увлекаюсь, но иногда использую его как рабочий инструмент. И то, если получится. Если получится что-то сделать быстренько, то я напишу скрипт. Если не получится или не применится, то не применится. Поэтому нельзя сказать, что я этим на самом деле увлекаюсь. Немного жаль, что подзабываю. В школе я играла в Что? Где? Когда? И сейчас я немного и очень второстепенно этим занимаюсь. Но когда меня спрашивают про хобби, я все время теряюсь. В летнее время года я люблю велосипед и самокат, а в зимнее ничего не люблю.
- Ты сказала, что любишь ЧГК. В Высшей Школе Экономики есть свой клуб и постоянно проходят соревнования и тренировки. Ты как-то участвовала в этом?
- Вообще ни разу, и мне ужасно жалко. Просто я училась в магистратуре по вечерам, а днем я работала, и у меня не было вообще времени. Когда наши пары проходили на Шаболовке, то одновременно с нашими парами на этаж ниже шло ЧГК. Проходя мимо аудитории, я пускала слезу и шла на пару, но ни разу, ни разу так и не зашла, потому что абсолютно не было времени. Ну, очень жаль, потому что я знаю, что в Вышке, в отличие от РГГУ, это огромный, гигантский клуб, который живет. В РГГУ он любимый, но очень вялый, а в Вышке он действительно мощный. Жаль, что не случилось, но, может, еще не вечер. Я знаю, что всегда можно записать себя в списки на пропуск. Я слежу за ними: я подписана на их группу Вконтакте. Думаю, они молодцы. 
- Почему для учебы в магистратуре ты выбрала именно Вышку?
- Забегая вперёд, скажу, что я ужасно счастлива, что со мной это было. Но когда я поступала я и не думала вообще учиться. Отучившись 5 лет в РГГУ, я поняла, что научилась, что больше не хочу, мне надоело. Я нуждалась в ощущении, что ты ничего никому не должен, что у тебя нет дичайших дедлайнов, что ты не ненавидишь себя из-за того, что всю субботу смотрел сериалы (это чувство меня преследовало все время, пока я училась).
- Это нормально.
- Да, но у меня… Я так от него устала, я так хотела отдохнуть, и целый год я не училась. От аспирантуры я отказалась, а потом поступила в Вышку, что было случайно абсолютно. Я подала документы в последний день подачи документов. Моя одногруппница по РГГУ, поступившая туда сразу же после института и оказавшаяся на курс старше меня так хорошо о ней отзывалась, что я решила, что тоже надо. Больше никуда я вообще не поступала. Специалитет не совсем то же самое, что бакалавриат. В том смысле, что после специалитета ты думаешь: «поступать в магистратуру необязательно», ты уже получил нормальное законченное высшее образование. Хотя я знаю, что бакалавриат – тоже законченное высшее образование, но у всех живет какое-то ощущение, что «я должен идти в магистратуру, я должен». У меня никакого такого ощущения не было. Я знала, что никому не должна. Не поступлю, ничего страшного. И вот я никуда кроме Вышки не поступала, и в Вышке кроме «Компьютерной лингвистики» не поступала. Да никуда бы я, наверное, и не пошла. Я хотела на компьютерную лингвистику, а она очень мало где есть, и я решила: либо никуда я не поступаю, и жить мне дальше, наслаждаться жизнью, либо в Вышку. Ну, вот я поступила в Вышку, и мучилась два года с удовольствием.
- Сложно ли было адаптироваться к учебе в Вышке после РГГУ? Была ли какая-то разница? 
- Разница была огромная. В моем случае это была адаптация не только после РГГУ, но и после года «ничегонеделания». Я, конечно, в это время уже работала, но была совершенно другая жизнь. Нужно было адаптироваться к тому, чтобы снова начать учиться, и не просто учиться, а ходить на работу и учиться. Когда я пришла в Вышку, разница с РГГУ меня просто удивила, покорила. Казалось, что Вышка ушла на 50 лет. При том, что такой университет как РГГУ, по душевности, сложно найти, а, может быть, именно наш факультет был таким, но во время учебы было немало разгильдяйства в организационном плане. В Вышке же все точно знали - что, когда и куда. Прежде я ничего не знала об индивидуальном плане, за все 5 лет обучения в РГГУ мне ни разу не приходилось писать заявление на курсовую работу. Вышка поразила своей четкостью, что все знают, как всё работает. Очень молодой коллектив, хотя было много и взрослых преподавателей, профессоров. В РГГУ преподаватели были намного старше и были больше теоретиками, чем практикующими специалистами. Мне кажется, невозможно быть теоретиком, когда ты преподаешь программирование. Это даже странно. В Вышке же у нас были преподаватели, погруженные в практику. А, может быть, разница еще и в том, что тебе уже не 18, когда ты студент первого курса, а взрослый человек. У нас в магистратуре были люди совершенно разных возрастов. Кто-то был сразу после 4 курса, были такие, как я: поступившие после небольшой паузы. Но были люди, и действительно взрослые, уже построившие карьеру, которые не учились не год, как я, а лет шесть. Преподаватели относились с уважением ко всем студентам, никто не считал тебя каким-то «дураком-первокурсником, которого можно носом тыкать». Все относятся к тебе, как к коллеге, и этого чувства мне раньше никогда не приходилось испытывать во время учебы.
- Какое самое ценное умение ты приобрела за годы учебы?
- За годы учебы? Самое ценное умение – это ненавидеть себя, когда ты ничего не делаешь. Оно подстегивает делать. Это скребущее чувство неприятно, но довольно важно и полезно. Тем не менее, я никогда не училась столько, сколько мне пришлось учиться за эти полтора года. Я даже представить не могла, что в магистратуре может быть шесть учебных дней и столько домашних заданий. Я научилась тайм-менеджменту. Я думала, что во время учебы в РГГУ я действительно училась-училась, но оказалось, что нет.
- А вот если говорить о предметах в Высшей школе Экономики, какие больше всего запомнились, какие помогали тебе дальше, когда ты работала? Какие преподаватели внесли в твое образование особенный вклад?
- Преподаватели? Преподаватели чудесные все. Я большой фанат разных традиций и мечтаю о том, чтобы через какое-то время в России наконец отменили отчество. Потому, что традиция всяких «Марий Ивановн» мне кажется такой старомодной. Это какая-то глупая история, но Вышка меня этим покорила. Наверно, мало кто так же впечатлителен, как я в этом вопросе, но меня удивило, что почти все преподаватели обращались к нам по имени и на «Вы», не требовали, но просили к себе такого же отношения. Понятно, что они не запрещали обращаться к ним по имени отчеству, но вот это «Оля», «Ася» мне гораздо ближе, за что я очень благодарна. Это снова к вопросу о том, что Вышка на 50 лет впереди. 
Предметом, наверное, одним из самых важных был курс Python. Этот язык я не знала, хотя он и не такой сложный. Его можно выучить и самому, но мне это не приходило в голову. Теперь я этим иногда действительно пользуюсь, когда нужно что-то быстренько автоматизировать. Запомнились разные курсы, больше всего НИС.
- Что это был за НИС?
- Не знаю, как это устроено в бакалавриате. В магистратуре, по крайней мере, в нашей, НИС мы не выбирали каждый год новый, а в течение практически двух лет занималась каким-то одним проектом в маленьких группах (до четырех человек). Преподаватели рассказывали, с чем они готовы работать, и мы формировались в небольшие группы по интересам. Внутри этой группы и с этим преподавателем мы проживали жизнь. Мы с самого начала знали, что нам исследовать, дальше рождался продукт. Знаете такой сайт http://web-corpora.net?
- Конечно.
- На нем представлено очень много проектов, и большинство из них – результат работы магистерских НИС-ов. Еще одна особенность Вышки – ее научная направленность. Учась в РГГУ, я ничего не знала о том, как ездить на конференции и что-то публиковать. Мы просто учились, читали учебники, а в Вышке тебе сразу говорят: «Ты что-то сделал хорошее? Публикуйся!» Какой учебник?! Читай статьи на эту тему. Потому что Вышка сразу тебе говорит: «Ну, вот ты что сюда пришел? Давай, пошел в науку!». И при всей моей нелюбви к академическим текстам, это прекрасно. В Вышке, когда ты поступаешь в магистратуру, ты заполняешь большое портфолио, там есть пункт «Публикации по теме». Публикации… что за публикации? Меня жизнь к такому не готовила. А, на самом деле, почему не готовила? Это же вообще неправильно. Важно об этом рассказывать студентам, нужно водить их на конференции. И, если не публиковаться, то послушать тех, кто публикуется. В общем, не понимаю до сих пор, как так вышло, что этого не было в первой моей учебной жизни.
- Ты ездила на какие-то конференции или в экспедиции?
- В экспедиции не ездила. Хотя, как раз в экспедиции РГГУ-шники ездили, но нас, как не-лингвистов, не звали особо. Как я говорила, мы были боковой веткой и нас не считали лингвистами, поэтому много лингвистических прелестей жизни было упущено. Но мне все же удалось вбежать в этот лингвистический поезд… В какой-то момент я очень захотела поехать на Летнюю лингвистическую школу, о которой, когда я училась в школе, я не знала ничего. Узнала я о ней на парах по латыни, которые вел Владимир Владимирович Файер. Латынь была для меня ужасной проблемой. Но поскольку это был курс по выбору, я ее в итоге бросила, что, надеюсь, совершенно не повлияло на наши отношения с Владимиром Владимировичем, который в отличие от латыни, мне очень понравился. Как-то между делом он рассказал о ЛЛШ, о подборе студентов. Я поискала, погуглила и поняла, что очень хочу туда поехать. И вот как-то в коридоре, я подошла к Владимиру Владимировичу: «Здравствуйте, Владимир Владимирович, я вот такая вот такая, учусь на таком-то курсе, хочу поехать в качестве студента на ЛЛШ». Владимир Владимирович с присущими ему тактом и деликатностью сказал: «Ну, Люда, понимаете, Ваши шансы равны примерно нулю». А всё потому, что туда брали только лингвистов, тех, кого уже знали хорошо, и новеньких брали, но только особенных каких-то. В общем, я сразу поняла, что ничего мне не светит. Я написала Владимиру Владимировичу о том, какая я прекрасная, и что я занимаюсь тем-то, тем-то.
- Понятно, что, если нельзя, но очень хочется, то можно.
- Мне хотелось страшно. Я не знаю даже, почему я все-таки стала такой наглой и написала ему, добавив, что работала в лагерях, работала с детьми. И меня действительно пригласили.
- А это было еще в Ратмино или уже в Вороново?
- Это было в Ратмино. Лето после 3 курса, наверное, 2011 год. В следующий раз они меня уже сами позвали, даже не нужно было проситься. В эти два года на ЛЛШ, я старалась ухватить и впитать все лингвистическое, что мне недодали в институте.- Возвращаясь к вопросу о конференциях. Наш нисовский проект был про малые языки в России. С этим проектом мы ездили на Диалог и в Петербург на RuSSIR – это школа информационного поиска. Про существование Диалога я знала всегда, но, что туда можно прямо пойти, стать участником, выступать...
- А за рубежом ты училась? В Вышке есть такие программы, по которым можно поехать за рубеж, поучиться полгода, год.
- Нет, не училась никогда. Но вот среди моих одногруппников вышкинских есть люди. Одна девочка уезжала и параллельно училась и во Франции, и в Москве. Не знаю, кстати, чем это дело закончилось. Надеюсь, она получила два диплома. 
- Опиши в трех словах обучение в Вышке.
- Сложно, полезно, уважительно и дружелюбно – что-то такое. Да, дружелюбно – никогда раньше не видела, чтобы кафедра была одновременно и для преподавателей, и для студентов. Чтобы ты мог там сидеть и пить чай, а рядом, здесь же преподаватель готовился к паре, рядом другой студент сидел и занимался, и все это в одной аудитории. В какой-то момент таким студентом была и я. Это невероятно! Никогда такого не было в РГГУ. Когда у тебя окно, ты там сидишь в коридоре на полу или сидишь на подоконнике, сидишь в столовке. Ты сидишь на кафедре? Нет, нееет, о чем ты, кафедра для взрослых, на кафедре только преподаватели, детям туда нельзя. Здесь на новый уровень все вышло, здесь все друг с другом пьют чай и обращаются друг к другу по имени.
- А вот когда ты была уже на последнем курсе магистратуры, у тебя были какие-то планы на дальнейшую жизнь, куда пойти работать? что-то сбылось из этих планов?
- Ну, когда я пришла в магистратуру, я работала. Потом у меня на работе начались проблемы, связанные с зарплатой, а учебы меньше не становилось, и я посчитала, что это идеальная ситуация, чтобы уйти с работы, учиться и не работать. Я где-то в ноябре ушла с работы, а уже в декабре совершенно случайно стала работать на кафедре в Вышке. Я решила, что это такая работа, которая совершенно не приносит денег, но зато я буду больше времени проводить в Вышке, смогу со всеми дружить, тусоваться, всё знать, и домашку буду делать прямо на работе. Я не очень долго на кафедре проработала в итоге. Мне очень хотелось заниматься компьютерной лингвистикой и у меня был план найти себе практику такую, чтобы потом она могла стать моей работой. У нас есть практика после первого курса магистратуры, и она устроена невероятным образом: наш руководитель программы, Ася, Анастасия Александровна Бонч-Осмоловская устраивает огромную лингвистическую рассылку, она посылает на лингвистические ресурсы клич: «Все, кто подписан, если у вас есть задачи, у меня есть бесплатная рабочая сила, вот заполните анкеты, и, возможно, к вам придет студент». Вы не представляете, сколько народу отзывается. Вроде бы это очевидно: у вас есть студенты, им нужен опыт, у многих компаний есть задачи, для которых им нужна бесплатная рабочая сила, почему  так не делают во всех вузах? Почему практика – это всегда какая-то ерунда для галочки? Почему практика – это какая-то глупая обязаловка, которая ничему тебя не учит? А тут тебе действительно настоящую предлагают...
- Ну у нас тоже есть не самые, скажем так, полезные практики.
- Да?
- Я оцифровывала кетские тексты после первого курса.
- Ну, это может быть очень скучно для тебя, но очень полезно для науки. Вот, ну я согласна, что это так себе. В РГГУ, например, в качестве практики можно было в Тех ввести математические лекции, потому что, понятно, что никак иначе их не оцифровать, кроме как в Техе. И это тоже было полезно, потому что дает возможность познакомиться с Техом. Но эту практику не я проходила. Я с Техом только в Вышке познакомилась. Вот, а тут огромное количество компаний хочет, чтобы ты пришел к ним на практику. Они ждут тебя, предлагают интересные задачи. Не тебя выбирают, а ты выбираешь из этого огромного списка, а список больше, чем нас человек. Ты выбираешь, куда ты хочешь пойти, и это невероятно. У меня был такой план: у меня не было работы, поэтому я решила, что выберу практику в офисе, чтобы увеличить свои шансы быть приглашенной, потому что, когда ты работаешь в офисе, с тобой знакомятся, они понимают на самом деле, что ты можешь, что ты не можешь, видят тебя. Офисных практик гораздо меньше, потому что мало какие офисы имеют свободное рабочее место для бесплатного студента. Для магистрантов эти практики не очень популярны, потому что почти все уже работают. А поскольку я отовсюду уволилась и ничем не занималась, я сразу решила, что буду в офисе. Я выбрала два варианта, и стала ждать, когда нас наконец распределят. Так я попала в Курчатовский институт. Я выбрала его из-за задач, которые там предлагали, – работа с автоматическим синтаксическим анализатором. В итоге мне пришлось делать почти всю работу удаленно, потому что незадолго до практики я повредила ногу. Только дважды приезжала туда с костылями, чтобы обсудить что-то тет-а-тет. Несмотря на то, что практика получилась не совсем офисной, меня позвали работать в Курчатовский институт, где я и работаю до си пор.
- Легко ли было найти работу после окончания магистратуры?
- Меня руководитель практики пригласила на работу, когда я училась на 2 курсе осенью. То есть летом я прошла у них практику, а осенью мне предложили там работать.
- А твоей задачей является продолжение синтаксического анализа?
- Ну, синтаксический, семантический анализ, делаем маленького робота, который должен понимать тексты и генерить свои. Но на самом деле жизнь научного сотрудника такая себе, не очень веселая, в смысле в том, что ты...у тебя есть задача, которая тебе интересна, но в основном тебе нужно искать задачи, за которые тебе заплатят и адаптировать их под то, что ты делаешь. Мы делаем робота, который должен понимать тексты и говорить тексты. Мы смотрим в каком гранте хотя бы что-то приблизительно есть, о, грант, который ищет какой-то терроризм, вот мы будем считать, что мы не просто читаем текст, а выясняем не про терроризм ли этот текст. Нам говорят: «о, прекрасно, вот вам деньги». То есть ты занимаешься чем-то интересным, но периодически пытаешься повернуть это в русло, за которое тебе заплатят.
- Ты сейчас следишь за жизнью ВШЭ? Посещаешь какие-то мероприятия?
- Ну я если честно, когда училась, не посещала ничего кроме пар и каких-нибудь лекций из серии «вот приезжает известный лингвист, приходите». Не ходила на День Вышки, не ходила на Посвящение в студенты… что еще бывает…
- Ну вот недавно Ночь ВШЭ была.
- Я никогда не ходила даже в мирное время, когда училась, а сейчас тоже не хожу. А надо начать? Свободный вход? В смысле, можно ли не студентам? Только один раз я видела, что на Дне Вышки или посвящении в студенты...был концерт Сплина...только билеты разобрали за 5 минут или за 7 минут. Ну, я решила, нет так нет, я не очень и хотела.
- Ну, и у нас остался финальный вопрос. Скучаешь ли ты по учёбе в Вышке?
- И да, и нет. В те дни, когда я чувствую, что я смотрю-таки весь день сериалы, я думаю, что раньше я себе такого позволить не могла. Но вообще-то было классно, и я гораздо полезнее проводила свое время, и когда ты учишься, ты все-таки не деградируешь, а растешь. А когда ты долго не учишься, ты немного такой: «таааак, что-то я стал забывать». Конечно, ты думаешь «Люда, читай статьи, тебе не обязательно, чтобы от тебя требовали этого, тебе не обязательно, чтобы тебе давали дедлайны, просто бери и читай статьи». Спасибо Вышке за это, я теперь могу читать статьи, я знаю, что ученые так делают.

Текст: Ольга Пичужкина, Анастасия Костяницына, ФиКЛ
Фото: Анастасия Усик, Медиакоммуникации