• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная русская поэзия: стратегии интерпретации

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Кукулин Илья Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Поэзия – и на русском языке, и на целом ряде других языков —— сегодня развивается настолько интенсивно, что требует новых методологических и концептуальных средств для своего изучения и нового языка, или, точнее, новых языков для интерпретации. Этот экспериментальный курс посвящен обсуждению того, как можно говорить о русской поэзии XXI века – и какие наиболее инновативные направления в поэзии на русском языке существуют сегодня. Особое внимание уделяется произведениям, написанным во второй половине 2010-х годов и важнейшим контекстам, в которых существует русская поэзия – инокультурным и интермедиальным.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знаний и представлений об исторических предпосылках развития русской поэзии XXI века, о важнейших современных авторах, о международном контексте современной (2000-х – 2010-х годов) русской поэзии.
  • Усвоение студентами знаний и представлений о новых методах анализа и контекстуализации поэтических произведений.
  • Формирование у студентов умений и практических навыков анализировать стихотворения и поэмы современных (2000-е – 2010-е годы) авторов в широком культурном и социальном контексте.
  • Развитие у студентов критического мышления и способности рефлексировать над различными научными методами, применяющимися в современных междисциплинарных исследованиях поэзии, так или иначе комбинирующих концептуальный аппарат и подходы филологии, социологии, культурологии и философии искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать ключевые черты современной русской поэзии, свидетельствующие о ее обновлении по сравнению с предшествующими этапами исторического развития.
  • Знать основные сходства и различия между традициями, восходящими к подцензурной и неподцензурной словесности в современной русской литературе.
  • Знать наиболее ярких авторов, вошедших в русскую поэзию в 2010-е годы.
  • Знать общие черты и принципиальные особенности методов анализа, применяемых при интерпретации современной поэзии.
  • Уметь определить, какие методы наиболее применимы при анализе конкретного стихотворения.
  • Уметь провести первичный анализ стихотворения и определить наиболее релевантные контексты, необходимые для его понимания.
  • Уметь находить академические и неакадемические ресурсы (исследовательские тексты, сайты, страницы в социальных сетях), которые могли бы стать дополнительными источниками для анализа.
  • Приобрести опыт анализа и интерпретации современных стихотворных произведений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кризис и трансформация понимания поэзии на современном этапе. Поэзия в цифровом мире: средство коммуникации и путь для трансформации самосознания и воображения. Необходимость синтезировать филологический, эстетический и социологический подходы. Дискуссии о границах поэзии и литературы; присуждение Нобелевской премии Бобу Дилану. Российская (постсоветская) специфика этого кризиса. Влияние подцензурной и неподцензурной поэзии советского времени на современный литературный процесс.
  • Субъект/ы высказывания в современной поэзии. Гендерные аспекты поэзии. Поэзия и самосознание культурных меньшинств. Манифестарность и иллюзорность «я» в поэзии. Присутствие «автора» в поэзии.
  • Коммуникативные аспекты поэзии. Поэзия и эмпатия. Границы эмпатии в поэзии.
  • Поэзия и идея истины. Когнитивные аспекты поэзии.
  • Трансмедиальность в современной поэзии. Видеозаписи авторского чтения. Поэзия и музыка.
  • Проблема жанра в современной поэзии. Восьмистишия как квазижанр (Д. Давыдов). Новые твердые формы: Михаил Еремин и Дарья Суховей. Жанровые особенности как эпифеномен решения коммуникативных задач. Интертекстуальность как жанр: стихотворения Алексея Александрова.
  • Детерриториализация языка в русской поэзии. Концепция миноритарного письма. Развитие миноритарного письма в поэзии 1970—2010-х годов. Александр Авербух, Линор Горалик, Ия Кива, Дмитрий Казаков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Работа на семинарах + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Detmers, I., & Assmann, A. (2016). Empathy and Its Limits. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1091129
  • Schaefer Heike. (2015). Poetry in Transmedial Perspective: Rethinking Intermedial Literary Studies in the Digital Age. Acta Universitatis Sapientiae: Film and Media Studies, (1), 169. https://doi.org/10.1515/ausfm-2015-0033
  • Walpert, B. (2017). Poetry and Mindfulness : Interruption to a Journey. Cham: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1632646

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Huntsperger, D., & Palgrave Connect (Online service). (2010). Procedural Form in Postmodern American Poetry : Berrigan, Antin, Silliman, and Hejinian (Vol. 1st ed). New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=346630